Как отмечается в опубликованном на прошлой неделе докладе Всемирного банка об экономике региона Европы и Центральной Азии, после серии кризисов в развивающихся странах этого региона отмечается стабилизация экономического роста, но на гораздо более низком уровне, чем в начале 2000-х годов.
Согласно прогнозам, в текущем году экономический рост в регионе может замедлиться до 3,3 процента по сравнению с 3,5 процента в 2023 году, а в 2025 году затормозиться до 2,6 процента. Это намного ниже среднегодового показателя 2000–2009 годов, составившего 5,1 процента, и гораздо ниже уровня, необходимого странам этого региона со средним уровнем дохода для достижения поставленной цели – получения статуса стран с высоким уровнем дохода в течение жизни двух следующих поколений. Ввиду замедления инфляции центральные банки ряда стран стали снижать ключевую ставку в текущем году. Однако из-за опасений, обусловленных сохранением ценового давления, преобладает осторожность в принятии политических решений.
В докладе рекомендуется глубокая модернизация систем образования региона, особенно систем высшего образования, в целях формирования человеческого капитала и кадрового потенциала, необходимого для возобновления экономического роста и ускорения сближения со странами с высоким уровнем дохода.
«Страны региона Европы и Центральной Азии успешно справились с недавними шоками, вызванными высокой инфляцией, последствиями российского вторжения в Украину и медленным повышением уровня экономической активности в Европейском союзе, ключевом экспортном рынке этого региона», – отметила Антонелла Бассани, вице-президент Всемирного банка по региону Европы и Центральной Азии.– «Для ускорения роста производительности в долгосрочной перспективе странам региона необходимо существенно повысить качество среднего и высшего образования, что является главным условием наращивания человеческого капитала и творческого потенциала».
В настоящее время основой экономического роста в развивающихся странах Европы и Центральной Азии является частное потребление, опирающееся на рост заработной платы, государственные трансферты населению и замедление инфляции. Приток денежных переводов тоже превысил уровни, отмечавшиеся до начала пандемии, и продолжает поддерживать подъем экономики в странах Западных Балкан, Южного Кавказа и Центральной Азии.
Другим благоприятным фактором, способствующим экономическому росту в регионе, является туризм: количество прибытий иностранных туристов превысило допандемический уровень. В первой половине текущего года в Турцию прибыло почти на 30 процентов больше туристов, чем за тот же период 2018 и 2019 годов. Однако темпы восстановления объёмов экспорта товаров снизились из-за экономического спада в Европейском союзе.
В Украине ожидается замедление экономического роста до 3,2 процента в текущем году (в прошлом году – 5,3 процента) и 2 процентов в 2025 году, что связано с серьезным ущербом от российского вторжения и крупномасштабными перебоями в энергоснабжении. В России в результате ужесточения денежно-кредитной политики и растущей нехватки производственных мощностей и трудовых ресурсов ожидается снижение темпов экономического роста до 3,2 процента в текущем году (в 2023 году – 3,6 процента) и 1,6 процента в 2025 году.
В Турции, крупнейшей после России экономике региона, в текущем году ожидается замедление экономического роста до 3,2 процента по сравнению с 5,1 процента в 2023 году, что обусловлено продолжающимся перебалансированием экономики, рост которой ранее опирался на потребление, и нормализацией денежно-кредитной и бюджетной политики. Темпы роста инвестиций тоже резко снизились из-за сокращения объемов государственных капиталовложений, высокой стоимости заимствований и дальнейшего падения уровня активности в строительстве.
Инвестиции в образование с целью наращивания человеческого капитала и ускорения экономического роста
Согласно выводам, изложенным в специальном разделе доклада, посвященном роли человеческого капитала как одного из факторов экономического роста, качество образования в регионе ухудшается в критический период, когда многие страны региона уже столкнулись с серьезными проблемами в области демографии и кадрового потенциала. Во многих странах отмечается стремительное старение населения, а в некоторых частях региона доля экономически активного населения, особенно среди женщин, остается низкой.
«Самые широкие возможности для ускорения долгосрочного экономического роста в этом регионе связаны с повышением качества образования, особенно высшего», – отметил Ивайло Изворски, главный экономист Всемирного банка по региону Европы и Центральной Азии. – «Отдавая приоритет качественному образованию и создавая условия для обучения на протяжении всей жизни, страны смогут нарастить свой человеческий капитал, сократить нерациональное использование и потерю кадров, стимулировать инновационную деятельность и дать толчок устойчивому экономическому росту и развитию».
Как отмечается в докладе, на всех уровнях системы образования этого региона обеспечен широкий охват населения образованием. Проблема заключается в качестве образования, которое в последнее время снижается. За последние десять лет резко сократилось количество баллов, которые учащиеся из стран региона набирают в тестах Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), ориентированной на 15-летних школьников. Неудовлетворительное качество базового (начального и среднего) образования особенно заметно в случае учащихся из неблагополучных семей.
Система высшего образования справляется со своими задачами еще хуже, чем система базового образования. В странах других регионов со схожим качеством базового образования или аналогичным уровнем дохода, качество образования в университетах намного лучше. В частности, в списке 500 лучших университетов мира, который составляет британский журнал Times Higher Education, только девять вузов из этого региона.
К числу недостатков систем высшего образования относятся устаревшая учебная программа, нехватка инвестиций в оборудование и инфраструктуру, неэффективное управление и несоответствие образования потребностям рынка труда. Для решения этих проблем необходимо приложить усилия с целью ускорения реформирования учебных программ, особенно по таким предметам, как естественные науки, технология, инженерия и математика, повышения качества высшего образования, а также увеличения численности и повышения квалификации преподавателей, чтобы стимулировать формирование человеческого капитала.
Экономический прогноз для стран Европы и Центральной Азии |
Изменение в процентных пунктах по сравнению с прогнозом, опубликованным в июне 2024 г. |
||||||||
(Прирост реального ВВП в рыночных ценах (%), если не указано иное) |
|||||||||
Страна |
2021 |
2022 |
2023 |
2024о |
2025п |
2026п |
2024о |
2025п |
2026п |
Албания |
8,9 |
4,9 |
3,4 |
3,3 |
3,4 |
3,4 |
0,0 |
0,0 |
-0,1 |
Армения |
5,8 |
12,6 |
8,3 |
5,5 |
5,0 |
4,6 |
0,0 |
0,1 |
0,1 |
Азербайджан |
5,6 |
4,6 |
1,1 |
3,2 |
2,7 |
2,4 |
0,9 |
0,3 |
0,0 |
Беларусь |
2,4 |
-4,7 |
3,9 |
4,0 |
1,2 |
0,8 |
2,8 |
0,5 |
0,3 |
Босния и Герцеговина |
7,3 |
3,8 |
1,6 |
2,8 |
3,2 |
3,9 |
0,2 |
-0,1 |
-0,1 |
Болгария |
7,7 |
3,9 |
1,8 |
2,2 |
2,8 |
2,7 |
0,1 |
-0,3 |
0,0 |
Хорватия |
13,0 |
7,0 |
3,1 |
3,5 |
3,0 |
2,8 |
0,5 |
0,2 |
0,1 |
Грузия |
10,6 |
11,0 |
7,5 |
7,5 |
5,2 |
5,0 |
2,3 |
0,2 |
0,0 |
Казахстан |
4,3 |
3,2 |
5,1 |
3,4 |
4,7 |
3,5 |
0,0 |
0,0 |
-0,1 |
Косово |
10,7 |
4,3 |
3,3 |
3,8 |
3,9 |
4,0 |
0,1 |
0,0 |
0,1 |
Кыргызская Республика |
5,5 |
9,0 |
6,2 |
5,8 |
4,5 |
4,5 |
1,3 |
0,3 |
0,5 |
Молдова |
13,9 |
-4,6 |
0,7 |
2,8 |
3,9 |
4,5 |
0,6 |
0,0 |
0,0 |
Черногория |
13,0 |
6,4 |
6,3 |
3,4 |
3,5 |
3,2 |
0,0 |
0,7 |
0,2 |
Северная Македония |
4,5 |
2,2 |
1,0 |
1,8 |
2,5 |
3,0 |
-0,7 |
-0,4 |
0,0 |
Польша |
6,9 |
5,6 |
0,2 |
3,2 |
3,7 |
3,4 |
0,2 |
0,3 |
0,2 |
Румыния |
5,7 |
4,1 |
2,1 |
2,0 |
2,7 |
3,5 |
-1,3 |
-1,1 |
-0,3 |
Российская Федерация |
5,9 |
-1,2 |
3,6 |
3,2 |
1,6 |
1,1 |
0,3 |
0,2 |
0,0 |
Сербия |
7,7 |
2,5 |
2,5 |
3,8 |
4,2 |
4,0 |
0,3 |
0,4 |
0,0 |
Таджикистан |
9,4 |
8,0 |
8,3 |
7,2 |
5,5 |
5,0 |
0,7 |
1,0 |
0,5 |
Турция |
11,4 |
5,5 |
5,1 |
3,2 |
2,6 |
3,8 |
0,2 |
-1,0 |
-0,5 |
Украина |
3,4 |
-28,8 |
5,3 |
3,2 |
2,0 |
7,0 |
0,0 |
-4,5 |
1,9 |
Узбекистан |
8,0 |
6,0 |
6,3 |
6,0 |
5,8 |
5,9 |
0,7 |
0,3 |
0,2 |
Примечание: о = оценка; п = прогноз; ВВП = валовой внутренний продукт. |
Источник: Всемирный банк