20
Сб, апр

Минимаркеты объединяются в ассоциацию, чтобы противостоять супермаркетам

Объединение независимых розничных игроков поможет сделать рынок более цивилизованным. Какие трудности магазинам предлагают преодолеть сообща, узнал Forbes.kz

Столичный бизнесмен Бауржан Нуркенов, развивающий франшизу семейных магазинов «НАШ Маркет», объявил о создании Ассоциации минимаркетов. Говорит, что идея создания объединения давно витала в воздухе, уж очень непросто небольшим магазинам по отдельности бороться за прибыльность.

- Это большой несистемный серый хаотичный рынок. Мы делаем ретейл-аудит, и 90% магазинов у дома не работают официально. Сплошные проблемы. Ассоциация должна содействовать систематизации рынка, путем автоматизации бизнеса, создания системы единого закупа, бухгалтерского аусорсинга и кадрового аудита, - рассказал он.

Усилиями ассоциации магазины шаговой доступности смогут выйти на профессиональный уровень, доступный ранее лишь крупным игрокам, считает Нуркенов. К примеру, бэк-офис окупается, если работает сеть магазинов,. Обычно владельцы минимаркетов, как универсальные солдаты, сами ведут бухгалтерию, принимают товар и обслуживают посетителей.

- Если работать официально, «в белую», надо оприходовать, как положено, до тридцати первичных документов от разных поставщиков. Ежедневно! Акты сверки проводить, оплату по безналу. Для магазина у дома сейчас это нереально. У нас не созданы инструменты, которые бы позволили одиночным магазинам работать в правовом поле. Поэтому рынок еще находится в прошлом веке, - подвел итог предприниматель.

В Астане сейчас работает порядка 2500 магазинов формата «у дома». Оборот одного Нуркенов оценивает примерно в 200 тыс. тенге в день. Дневной оборот всех может достигать 500 млн тенге - не каждая сеть может таким похвастаться. Потенциал минимаркетов сильно недооценен, говорит он, поэтому необходимо переходить от экономики отдельного ИП к экономике сетевых дискаунтеров.

Индивидуальные предприниматели не могут в одиночку получить хорошие закупочные цены. Ассоциация предлагает создать в каждом городе распределительные центры, склады, где магазины будут покупать продукты. Без такой консолидации мелкие ИП просто уйдут с рынка, уступив позиции крупным игрокам. К примеру, крупнейшая торгово-розничная сеть Magnum Cash&Carry (№8 в рейтинге «50 крупнейших частных компаний-2018» Forbes Kazakhstan, выручка 160, 37 млн тенге) с недавних пор тоже взяла курс на малый и средний формат.

«Мы решили скорректировать стратегию развития и максимально удовлетворить потребности покупателя – быть более доступными, предоставляя товары с высоким стандартом качества и низкими ценами, в том числе «у дома». Основным конкурентом мы видим базар и другую нецивилизованную розницу, поскольку по-прежнему на их долю приходится более 75% трейда в стране», - сообщили в пресс-службе Magnum, заметив, что стараются держать цены на 5-7% ниже, чем у конкурентов.

Поставщики дают хорошие скидки за покупку больших объёмов товара. Так и получается, что в гипермаркетах продукты стоят дешевле, чем в магазинах у дома.

С развитием больших современных форматов традиционная розница (маленькие магазины) в Казахстане постепенно сворачивается. Об этом свидетельствуют данные компании Nielsen, которая регулярно изучает тенденции рынка продуктового ретейла.

По оценкам Nielsen, в 2018 городах Казахстана действовало 39 750 продуктовых и смешанных магазинов большого и малого формата. За последние годы быстрее всего открывались крупные продовольственные магазины и магазины товаров со смешанным ассортиментом (кроме супермаркетов). Их количество выросло на 42,2%, с 553 до 1277 в период с 2016 по 2018. Гипермаркетов, супермаркетов и магазинов товаров со смешанным ассортиментом площадью свыше 100 квадратных метров за этот же период стало больше на 29,8% - 1683 против 936. Сегмент магазинов «у дома» - единственный, который сократился на 6,9%. Два года назад в Казахстане было 22 147 небольших магазинов, площадью 20-40 квадратных метров, сейчас - 18 943.

Источник forbes.kz