Объединение независимых розничных игроков поможет сделать рынок более цивилизованным. Какие трудности магазинам предлагают преодолеть сообща, узнал Forbes.kz
Столичный бизнесмен Бауржан Нуркенов, развивающий франшизу семейных магазинов «НАШ Маркет», объявил о создании Ассоциации минимаркетов. Говорит, что идея создания объединения давно витала в воздухе, уж очень непросто небольшим магазинам по отдельности бороться за прибыльность.
- Это большой несистемный серый хаотичный рынок. Мы делаем ретейл-аудит, и 90% магазинов у дома не работают официально. Сплошные проблемы. Ассоциация должна содействовать систематизации рынка, путем автоматизации бизнеса, создания системы единого закупа, бухгалтерского аусорсинга и кадрового аудита, - рассказал он.
Усилиями ассоциации магазины шаговой доступности смогут выйти на профессиональный уровень, доступный ранее лишь крупным игрокам, считает Нуркенов. К примеру, бэк-офис окупается, если работает сеть магазинов,. Обычно владельцы минимаркетов, как универсальные солдаты, сами ведут бухгалтерию, принимают товар и обслуживают посетителей.
- Если работать официально, «в белую», надо оприходовать, как положено, до тридцати первичных документов от разных поставщиков. Ежедневно! Акты сверки проводить, оплату по безналу. Для магазина у дома сейчас это нереально. У нас не созданы инструменты, которые бы позволили одиночным магазинам работать в правовом поле. Поэтому рынок еще находится в прошлом веке, - подвел итог предприниматель.
В Астане сейчас работает порядка 2500 магазинов формата «у дома». Оборот одного Нуркенов оценивает примерно в 200 тыс. тенге в день. Дневной оборот всех может достигать 500 млн тенге - не каждая сеть может таким похвастаться. Потенциал минимаркетов сильно недооценен, говорит он, поэтому необходимо переходить от экономики отдельного ИП к экономике сетевых дискаунтеров.
Индивидуальные предприниматели не могут в одиночку получить хорошие закупочные цены. Ассоциация предлагает создать в каждом городе распределительные центры, склады, где магазины будут покупать продукты. Без такой консолидации мелкие ИП просто уйдут с рынка, уступив позиции крупным игрокам. К примеру, крупнейшая торгово-розничная сеть Magnum Cash&Carry (№8 в рейтинге «50 крупнейших частных компаний-2018» Forbes Kazakhstan, выручка 160, 37 млн тенге) с недавних пор тоже взяла курс на малый и средний формат.
«Мы решили скорректировать стратегию развития и максимально удовлетворить потребности покупателя – быть более доступными, предоставляя товары с высоким стандартом качества и низкими ценами, в том числе «у дома». Основным конкурентом мы видим базар и другую нецивилизованную розницу, поскольку по-прежнему на их долю приходится более 75% трейда в стране», - сообщили в пресс-службе Magnum, заметив, что стараются держать цены на 5-7% ниже, чем у конкурентов.
Поставщики дают хорошие скидки за покупку больших объёмов товара. Так и получается, что в гипермаркетах продукты стоят дешевле, чем в магазинах у дома.
С развитием больших современных форматов традиционная розница (маленькие магазины) в Казахстане постепенно сворачивается. Об этом свидетельствуют данные компании Nielsen, которая регулярно изучает тенденции рынка продуктового ретейла.
По оценкам Nielsen, в 2018 городах Казахстана действовало 39 750 продуктовых и смешанных магазинов большого и малого формата. За последние годы быстрее всего открывались крупные продовольственные магазины и магазины товаров со смешанным ассортиментом (кроме супермаркетов). Их количество выросло на 42,2%, с 553 до 1277 в период с 2016 по 2018. Гипермаркетов, супермаркетов и магазинов товаров со смешанным ассортиментом площадью свыше 100 квадратных метров за этот же период стало больше на 29,8% - 1683 против 936. Сегмент магазинов «у дома» - единственный, который сократился на 6,9%. Два года назад в Казахстане было 22 147 небольших магазинов, площадью 20-40 квадратных метров, сейчас - 18 943.
Источник forbes.kz