Пенсионный рынок в ожидании перемен – управляющие компании могут ощутимо трансформироваться. Если обсуждаемые Нацбанком инициативы будут реализованы, то на рынке могут остаться только 3-5 управляющих активами ЕНПФ. Корреспондент «Капитал.kz» узнал, какие требования к капиталу обсуждает регулятор и как их оценивают аналитики.
В Нацбанке не раз говорили, что планируют часть активов ЕНПФ передать в управление казахстанским управляющим. Сроки реализации этой инициативы и «входной билет» для таких компаний пока неизвестны. Между тем в Нацбанке рассказали «Капитал.kz» об одной из моделей, которая может быть реализована.
Во всем мире инвестиционные компании, как правило, вкладывают средства своих клиентов в активы, но одновременно не управляют пенсионными активами. В Нацбанке уточнили, что такой механизм работы может быть применен и в Казахстане.
«Управление пенсионными активами – это исключительный вид деятельности. Если компания одновременно управляет инвестиционным портфелем своих клиентов и активами ЕНПФ, то возникает конфликт интересов. Предполагаем, что часть инвестиционных компаний, возможно, по желанию трансформируются в компании по управлению пенсионными активами (КУПА). В этом случае компании должны будут отказаться от инвестирования активов клиентов. Мы, конечно, можем рассмотреть переходный этап, когда эти компании должны будут своих клиентов перевести, может быть, в другие компании, и потом уже сосредоточатся на управлении активами ЕНПФ», - сообщил «Капитал.kz» заместитель председателя Нацбанка Жанат Курманов.
При этом он уточнил, что «Нацбанк разговаривал с рынком». «У рынка очень большой интерес. Всепонимают, что это (управление активами ЕНПФ. – Ред.) интересное направление», - заметил он.
Инициатива обоснована
Многие управляющие компании, с представителями которых мы поговорили, оценивают представленную Нацбанком модель позитивно. При этом считают, что главное, чтобы условия входа на рынок управления активами ЕНПФ были оптимальны.
Аналитики уверены, если инициатива регулятора будет реализована, то она может дать толчок развитию фондового рынка. Многие из них отмечают, что объединение всех НПФ в один фонд и передачи функций по управлению активами ЕНПФ Нацбанку лишили рынок класса крупных институциональных инвесторов. И это привело к снижению активности и ликвидности на бирже.
«Риск возникновения конфликта интересов, о котором говорит Нацбанк, будет зависеть от качества законодательной базы и от регулирования КУПА. В мире есть успешные примеры, когда компании и банки занимались как коммерческой, так и инвестиционной деятельностью», - отмечает генеральный директор DAMU Capital Management Мурат Кастаев.
В Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) также считают, что инициатива Нацбанка является вполне обоснованной. И вот почему.
«Во-первых, активы ЕНПФ формируются за счет обязательных взносов граждан, вне зависимости от уровня их дохода. Для большинства пенсионеров пенсия будет их основным доходом. Во-вторых, в отличие от управления инвестиционным портфелем, вкладчики КУПА не могут изъять свои пенсионные активы до наступления пенсионного возраста. Вкладчики ЕНПФ будут иметь право только менять КУПА. К тому же, управляющие компании имеют право совмещать деятельность по управлению инвестиционным портфелем с другими видами услуг. Например, проводить финансовые консультации, быть маркетмейкером, андеррайтером и др. Эти факторы могут повлиять на принятие решений при управлении активами ЕНПФ. Несмотря на гарантии государства по активам ЕНПФ, требования к КУПА должны быть серьезными как по капиталу и акционерам, так и по компетенции и опыту персонала», - заметил управляющий директор АФК Ерлан Бурабаев.
Капитал – главный аргумент
Одно из требований, которое обсуждают в Нацбанке, – соотношение собственного капитала к привлеченным к управлению активам должно быть 1 к 50. То есть каждые привлеченные 50 тенге должны быть обеспечены 1 тенге капитала. «Требование по капитализации будет стимулировать компании, управляющие активами ЕНПФ,постоянно поддерживать свой капитал на достаточном уровне. За счет этого они смогут покрыть возможные инвестиционные потери», - отметил Жанат Курманов.
Мурат Кастаев считает эти условия чрезмерно либеральными. «К примеру, в банковском секторе РК наблюдается пропорция 1:8 (примерно 8 тенге активов на 1 тенге капитала). И это с учетом высокой зарегулированности банковского сектора, когда их риски и деятельность жестко контролируются Нацбанком. Считаем, что на месте регулятора в пилотном режиме можно было бы начать, к примеру, с соотношения 1:2, как было в случае с программой докапитализации банков. И постепенно можно увеличивать предоставляемые в управление активы. Однако предельным в наших условиях соотношением я бы считал: 1:10. То есть предоставление под управление КУПА максимум 10 тенге активов на 1 тенге капитала. Таким образом, активы ЕНПФ под управлением КУПА могли бы составлять примерно от 500 млн до 2,5 млрд долларов (0,02-10,4% активов ЕНПФ. – Ред.). Безусловно, Нацбанку следует тщательно следить за инвестиционной политикой управляющих компаний и допускать к управлению активами ЕНПФ наиболее крупные и устойчивые компании. Например, у топ-5 управляющих компаний сконцентрировано 80% капитала этой отрасли», - отмечает аналитик.
Ждать ли конкуренцию?
При этом он подчеркивает, что управляющая компания может отказаться от брокерской деятельности, если ей предложат управлять активами ЕНПФ, которые покроют их брокерский портфель. «Но вопрос лишь в условиях. Например, ранее обсуждалось, что при передаче активов ЕНПФ в управление управляющим компаниям они должны обеспечивать доходность: базовая ставка +5% (сейчас это - 14,25%). На рынке мало компаний, которые готовы взять на себя такие обязательства по доходности. Ведь очевидно, что для того, чтобы управляющие компании обеспечили себе доходность, они должны показывать 6% доходности сверху 14,25%. Учитывая это, управляющие компании должны обеспечивать минимум 20% доходности активов ЕНПФ», - уверен Мурат Кастаев.
Глава совета директоров ФПИ Falconry Бахт Ниязов также считает, что компаниям будет интересно управлять активами ЕНПФ, если бизнес-модель для них будет прибыльной. «Это должен быть главный принцип. Думаю, те времена, кода управляющие брали активы в управление, чтобы финансировать собственные проекты, миновали. В моем понимании на нашем очень ограниченном в масштабах рынке наличие 5-7 КУПА может создать конкуренцию. Это при условии, что эти игроки не будут представителями нескольких самых крупных банков. В идеале это должна быть не конкуренция компаний, как это было раньше, а конкуренция продуктов, чтобы население научилось считать свои будущие доходы и расходы. К сожалению, у нас в стране культура накопления вообще не развита, многие элементарно не понимают, как работают такие продукты. Поэтому, по идее, новый класс компаний по управлению активами ЕНПФ должен будет научиться сегментировать клиентскую базу в зависимости от возраста, доходов и предпочтений. И предлагать те продукты, которые актуальны», - отметил он.
Каков «входной билет»
Кстати, управляющие компании также рассказали, что Нацбанк для будущих КУПА планирует установить требование по капиталу в размере 20 млрд тенге. По их словам, этот «входной билет» достаточно высок. Рынок, безусловно, хочет отметки существенно ниже. Предполагается, что Нацбанк может сойтись на требовании к капиталу на уровне около 10-15 млрд тенге. К слову, по данным Нацбанка, сейчас только 5 управляющих компаний из 21 имеют капитал более 10 млрд тенге, включая только одну с капиталом свыше 20 млрд тенге. В целом же, получается, что Нацбанк априори не хочет видеть на рынке по управлению активами ЕНПФ большого числа игроков.
В АФК считают, что если требования по капиталу к управляющим активами ЕНПФ будут очень высокими, то целесообразность вложений в создание КУПА можно поставить под сомнение. «По нашим расчетам, объем привлеченных пенсионных активов управляющей компанией должен составлять не менее 150 млрд тенге (1,6% активов ЕНПФ. – Ред.), а требования к капиталу составят от 5 млрд тенге. Это при условии, что доходность от управления активами ЕНПФ будет выше 10% годовых. При таких параметрах будет обеспечена минимальная рентабельность бизнеса по управлению активами ЕНПФ. Кроме того, требования коснутся акционеров и должностных лиц. Думаем, что будут обозначены требования к их безупречной репутации, опыту работы на финрынке», - отмечает Ерлан Бурабаев.
«Какова вероятность того, что в компании возникнет конфликт интересов, если она одновременно будет управлять активами своих клиентов и активами ЕНПФ?», - спросили мы у Бахта Ниязова.
«Все зависит от условий работы. Если у нас будет такой фондовый рынок, как сейчас, то даже если заставить всех выделить компании по управлению пенсионными активами в отдельные структуры, нагрузить их миллионами отчетов и нормативов, то это ничего особенного не даст. Все эти меры по разделению компаний – просто усложнение процедур, а не способ решить проблему. У нас сегодня такая ситуация, когда крупнейшие эмитенты могут спокойно нарушать законы, права акционеров, мы с этим сталкиваемся. Если у нас не будут работать законы во всех сферах, то что бы ни делал регулятор, все будет работать по-старому», - уверен он.