23
Чт, янв

Азиатский банк развития прогнозирует улучшение экономического роста Казахстана

В странах Азиатско-Тихоокеанского региона продолжается экономический рост, отмечает Азиатский банк развития

Экономический рост по-прежнему остаётся стабильным в большинстве развивающихся стран Азии благодаря высокому внутреннему спросу, растущим ценам на нефть и газ и укреплению роста экономики Индии. Вместе с тем эскалация напряжённости в торговых отношениях станет для региона проверкой на выносливость, подчеркивая важность усилий по укреплению торговых связей между его странами, говорится в новом отчёте Азиатского банка развития (АБР).

Согласно прогнозу АБР в обновлённом ежегодном экономическом отчёте «Обзор развития Азии за 2018 год», рост валового внутреннего продукта (ВВП) региона в 2018 составит 6%. Прогноз роста ВВП на 2019 сократится на 0,1 до 5,8%.

— Экономический рост в регионе сохранился, несмотря на внешние вызовы, чему способствовал высокий внутренний спрос в Китайской Народной Республике (КНР) и Индии,— сказал главный экономист АБР г-н Ясуюки Савада. – Наибольший риск для дальнейшего роста связан с нарушением международных производственных связей, вызванным дальнейшей эскалацией напряжённости в торговых отношениях, однако рост экономики в Азии должен остаться устойчивым к прямым последствиям принятых на сегодня торговых мер.

Высокий внутренний спрос стимулирует рост экономики крупнейших стран региона, а растущие цены на нефть и газ способствуют экономическому росту стран — экспортеров энергоносителей, таких как Казахстан. Однако новые сдерживающие факторы порождают неопределённость в отношении будущей траектории роста экономики региона. В дополнение к обостряющейся напряжённости в торговых отношениях, снижение глобальной денежной ликвидности может ещё больше усугубить перспективы экономического роста в предстоящем году.

Прогноз роста для Центральной Азии на 2018 пересмотрен в сторону повышения на 0,1 пункта, до 4,1%. В первом полугодии рост цен на нефть и добычи нефти ускорили рост в Казахстане, а рост в Армении и Грузии также оказался выше прогнозного. Обновлённый прогноз роста для Казахстана на 2018 составил 3,7%, что выше предыдущего прогноза, составившего 3,2%. Прогноз экономического роста на 2019 также пересмотрен в сторону повышения до 3,9% с 3,5%, прогнозировавшихся весной. В то же время прогноз на 2018 теперь ниже для Кыргызской Республики ввиду замедления добычи полезных ископаемых, для Туркменистана — в ожидании фискального ужесточения и для Узбекистана с затяжной адаптацией к новому режиму обменного курса. Субрегиональный прогноз роста на 2019 остаётся на уровне 4,2%, при этом улучшенные прогнозы для Армении, Грузии и Казахстана компенсируют более низкие прогнозы для Туркменистана и Узбекистана. Прогноз инфляции в субрегионе на 2018 сокращен на 0,1 процентных пункта, до 8,4%, поскольку стабилизация обменного курса помогла сдержать ценовое давление в Азербайджане. Прогноз инфляции в субрегионе на 2019 также сократился с 7,9% до 7,7%.

Рост экономики промышленно развитых стран составит 2,3% в 2018 и 2% в 2019 году, согласно прогнозу на апрель 2018. Потребительские расходы и создание новых рабочих мест стали залогом быстрого экономического роста в Соединённых Штатах. Тем не менее оживление экономической активности в зоне евро и Японии было вялым в начале года, что вызвало небольшие изменения в сторону снижения относительно прогнозов роста в 2018. Ожидается, что США продолжит работу по приведению в норму ситуации в денежно-кредитной сфере в борьбе с инфляцией.

Устойчивый уровень внутреннего потребления и стремительное расширение сектора услуг помогли обеспечить высокие экономические показатели в КНР в первой половине года. Перспективы роста на 2018 остаются неизменными на уровне 6,6%, но пересмотрены в сторону понижения до 6,3% на 2019, что отражает более низкий рост спроса и обострение торговых трений. Реформа сферы предложения, поддерживаемая денежно-кредитными и фискальными мерами, поможет обеспечению экономического роста, отмечается в отчёте.

Экономика Индии идёт по пути устойчивого роста. Прогнозы её роста остались без изменений на уровне 7,3% в 2018 и 7,6% на 2019, поскольку временные последствия изъятия крупных купюр из оборота и введения национального налога на товары и услуги, как и ожидалось, снижаются. Воздействие роста цен на нефть компенсируется высоким внутренним спросом и ростом экспорта, особенно промышленных товаров. Обесценивание рупии и нестабильность конъюнктуры на внешних финансовых рынках создают проблемы, так же как и растущая инфляция, хотя ужесточение фискальной политики поможет сократить инфляционное давление.

Экономический рост остаётся умеренным в 6 из 10 стран Юго-Восточной Азии, который, как ожидается, составит 5,1% в 2018, снизившись на 0,1 по сравнению с предыдущим прогнозом. Объём чистого экспорта в Индонезии, на Филиппинах, в Таиланде и во Вьетнаме снизился, поскольку увеличился импорт для поддержки инвестиций в государственную инфраструктуру. В 2019 экономический рост должен составить 5,2% в соответствии с прогнозом на апрель 2018, хотя риски снижения роста повысились.

Более высокие цены на нефть и природный газ в сочетании с увеличением объёма экспорта и инвестиций приводят к значительному росту экономики в Центральной Азии, который, как ожидается, составит 4,1% в этом году. С другой стороны, ожидается, что экономический рост в странах Тихоокеанского региона повысится лишь на 1,1%, что вдвое ниже предыдущего прогноза из-за перебоев, связанных с землетрясением в Папуа-Новой Гвинее и дефицитом государственных расходов в Тимор-Лешти.

Риски для региона включают финансовые потрясения, если Федеральной резервной системе США придётся повысить процентные ставки раньше, чем ожидается в настоящее время, чтобы предотвратить инфляцию. Но самым большим риском является влияние обострения торговых конфликтов на трансграничные производственные сети, так как деловые связи разрываются, а инвестиционные планы отменяются. Хотя некоторые страны, в частности в Юго-Восточной Азии, в среднесрочной перспективе могут добиться успехов, поскольку торговля переориентируется ​на эти страны, косвенные последствия могут снизить уровень доверия и инвестиций в регионе. Таким образом, постоянные усилия, предпринимаемые азиатскими странами для заключения торговых соглашений в регионе и за его пределами, обеспечивают важный элемент противодействия растущему протекционизму.

АБР привержен цели достижения процветающего, интегрированного, жизнестойкого и устойчивого Азиатско-Тихоокеанского региона, не прекращая при этом свою работу по искоренению крайней бедности. В АБР, который был образован в 1966, входят 67 стран, в том числе 48 стран из региона. В 2017 общая сумма операций АБР составила $32,2 млрд, включая $11,9 млрд в виде софинансирования.

 

По материалам forbes.kz