Инвестбанк Nomura разработал индекс, упреждающий валютные кризисы на развивающихся рынках; согласно этому индексу Казахстану подобный кризис не грозит, пишет РБК.
«Аналитики японской Nomura разработали индекс «раннего оповещения» о валютных кризисах, который они назвали Damocles («Дамокл», отсылка к древнегреческому мифу о дамокловом мече). Индекс, ранжирующий 30 развивающихся рынков по степени близости к валютным катаклизмам, будет обновляться на ежеквартальной основе, следует из обзора Nomura от 10 сентября», — говорится в сообщении.
«Индекс позволяет выделить группу стран с очень низкими рисками валютного кризиса: они нулевые у Бразилии, Болгарии, Индонезии, Казахстана, Перу, Таиланда и России», — утверждают аналитики.
Между тем, по состоянию на начало третьего квартала (июль 2018 года), согласно индексу Nomura, наибольшим рискам подвержены 7 emerging markets.
«Шри-Ланку кризис может накрыть в любой момент, Аргентину и Турцию он уже охватил, в ЮАР, Пакистане, Египте и на Украине он может произойти в ближайшие 12 месяцев. Экономисты Nomura отмечают, что Аргентина, Египет, Шри-Ланка и Украина уже обратились за помощью к МВФ или участвуют в финансовой программе фонда», — указано в сообщении.
Как отмечается, «валютный кризис» аналитики Nomura определяют двумя способами — как месячное ослабление валюты к доллару в относительных или абсолютных величинах.
«В первом случае нужно, чтобы размер месячного ослабления валюты превышал 4 стандартных отклонения по выборке всех месячных изменений курса данной валюты с 1990 года. Во втором случае достаточно, чтобы номинальный курс валюты за месяц снизился на 10% и более. Если два таких события произошли в интервале менее 12 месяцев, это засчитывается как один кризис», — поясняется в сообщении.
На базе такого определения аналитики получили 54 валютных кризиса с 1996 года. Далее они подобрали 8 макроэкономических или финансовых критериев, которые в совокупности позволяют с достаточной точностью предсказать задним числом эти кризисы. Среди критериев, вошедших в индекс, — коэффициент покрытия импорта страны объемом валютных резервов, отношение краткосрочной внешней задолженности к экспорту, уровень реальных процентных ставок и т.д.
Однако авторы индекса подчеркивают, что он не является универсальным инструментом прогнозирования, и призывают не применять его механистически. Его нужно рассматривать в комплексе факторов, в том числе с учетом экономических, институциональных и геополитических рисков.