23
Сб, нояб

Как Нацбанк предлагает усилить банковский надзор в Казахстане

И почему среди участников рынка есть скепсис к некоторым новшествам

«Нацбанк должен применять надзорные меры… чтобы не допустить присутствия несостоятельных банков на рынке, не позволить безответственным банкам подвергать риску деньги вкладчиков. В этом направлении мы проводим микропруденциальную реформу – чтобы иметь возможность своевременно выявить такие плохие банки, изолировать их от здоровой банковской системы. Для этого нам, как регулятору, необходимо иметь право на надзорное суждение, а также… доступ к данным, чтобы построить статистически достоверные модели кредитного риска и сделать наше суждение обоснованным и мотивированным», – заявил глава НБ РК Данияр Акишев в конце мая на презентации отчета о финансовой стабильности Казахстана за 2015–2017.

Как он добавил, глобальный финансовый кризис показал, что у финансовых регуляторов во всем мире не было инструментов и правовых возможностей для того, чтобы принудительно закрывать несостоятельные финансовые организации упорядоченным образом, не создавая рисков для здоровых игроков и с минимальным риском переноса банковских потерь на карман налогоплательщика.

Финансовые эксперты отмечают, что в последние полгода усилия НБ РК и правительства были направлены на реализацию программы по оздоровлению финансового сектора: ими были приняты решения по выравниванию структурных дисбалансов, которые обозначились во время финансового кризиса 2008 года.

- Дальнейшее усиление надзорного мандата позволит НБ РК купировать потенциальные риски в секторе на ранних стадиях. Мы ожидаем, что благодаря расчистке балансов от плохих активов кредитный импульс наберет силу и будет выполнять роль устойчивого источника экономического роста, – считает экономист Евразийского банка развития Айгуль Бердигулова.

- Регулятор планирует усовершенствовать и законодательно утвердить концепцию регулирования деятельности коммерческих банков в Казахстане, – говорит в свою очередь партнер KPMG в Казахстане Асель Урдабаева. – В основе этих изменений лежит риск-ориентированный надзор со стороны НБ РК, и соответствующие изменения в законодательстве на данный момент проходят согласование в парламенте. Большая часть ожидаемых изменений может вступить в действие с 1 января 2019.

Урдабаева разделяет основные изменения в регулировании банков на несколько частей. Первое – это внедрение полномочий НБ РК по применению мотивированного суждения.

- Несмотря на то что это распространенная практика в развитых финансовых юрисдикциях, для казахстанской регуляторной системы это новое понятие в рамках банковского надзора, – замечает она. – Среди участников рынка есть скептически относящиеся к этому новшеству; они считают, что, во-первых, это означает высокую долю субъективизма в оценке эффективности деятельности банка; во-вторых, для внедрения такого механизма необходимы человеческие ресурсы с опытом и соответствующими компетенциями.

По оценке собеседницы, регулятор усиливает меры надзорного реагирования, включая случаи выявления БВУ с нестабильным финансовым состоянием и неплатежеспособных банков на основе мотивированных суждений. Планируется ввести уголовную ответственность руководства и акционеров за умышленное доведение БВУ до неплатежеспособного состояния, например, через такие механизмы, как вывод активов путем заключения льготных нерыночных сделок со связанными сторонами, выдача невозвратных кредитов и т. д.

- Блок поправок в законопроекте посвящен усилению ответственности внешних аудиторов банков, также вводится новое понятие «аудит иной информации» – то есть отличной от финансовой отчетности, – поясняет Урдабаева. – Данный вид аудита будет проводиться по требованию регулятора в каж­дом отдельном случае, в том числе при применении мотивированного суждения. Например, может потребоваться аудит в отношении системы управления рисками и внутреннего контроля, в том числе в отношении стратегии и бизнес-модели банка, оценки системы корпоративного управления, системы управления рисками в области ИТ, информационной безопасности.

По сведениям Урдабаевой, в рамках законопроекта активно обсуждался вопрос управления риском ликвидности БВУ. Гражданский кодекс РК устанавливает право вкладчика изымать денежные средства со срочных вкладов раньше срока погашения, при этом сохраняя начисленные процентные доходы, если это предусмотрено условиями договора срочного вклада.

- При действующих обстоятельствах банки не защищены от риска одномоментного изъятия средств со стороны своих вкладчиков и тем самым от возникающего риска ликвидности, – говорит эксперт. – Притом что банки обязаны исполнять свои обязательства перед депозиторами практически незамедлительно, их активы, в основном представляющие выданные заемщикам кредиты, обычно имеют долгосрочный срок погашения. Такой временной разрыв между исполнением обязательств со стороны банка и исполнением обязательств заемщиков перед ним приводит к риску ликвидности. Соответственно, регулятор предложил ввести понятие сберегательных вкладов, ориентированных на стимулирование долгосрочных сбережений. Частичное досрочное использование такого вида вклада разрешено не будет.

Размер вознаграждения по текущим счетам и вкладам до востребования планируется ограничить в пределах не более 0,1% годовых. По любым срочным и сберегательным вкладам при истребовании раньше срока вкладчик будет терять начисленное вознаграждение, за исключением ставки, применимой для вкладов до востребования, то есть не более 0,1% годовых. Также планируется установить срок для частичного либо полного досрочного изъятия срочного вклада не более семи календарных дней и для полного досрочного изъятия сберегательного вклада не более 30 календарных дней с момента поступления требования вкладчика.

- Планируемые изменения в регулировании банковской отрасли в целом соответствуют передовым международным практикам, но хотелось бы получить более подробное понимание разрабатываемых механизмов и процедур, которые будут использоваться на практике, применяя новый подход в регулировании финансового сектора на основании риск-ориентированного надзора и мотивированного суждения со стороны регулятора, – резюмирует Урдабаева.

Подготовлено forbes.kz