Финрегулятор решил выделить из ЕНПФ 200 млрд тенге для этих целей. Рассчитывать на средства могут только те банки, чей капитал превышает 60 млрд тенге, передает КТК.
Политолог Досым Сатпаев назвал структуру Единого пенсионного фонда «многослойным пирогом», который сложно разобрать, чтобы понять, почему и как распоряжаются накоплениями рядовых граждан. А ведь у нас имеется печальный опыт, и не один, когда пенсионные деньги не возвращались.
«По поводу выделения этих 200 миллиардов тенге было принято на уровне Совета по управлению национальным фондом. Это такая довольно закрытая структура, где нет представителей гражданского общества. Там в основном представители государственных структур. Естественно, возникает вопрос, что в Казахстане есть мощное банковское лобби, которое тоже заинтересовано в том, чтобы государство постоянно оказывало им поддержку», — прокомментировал он.
Казахстанские банки уже получали деньги из ЕНПФ полтора триллиона тенге. И некоторые из них погрязли в долгах! По данным центра исследований «Талап», «Qazaqбанк» не вернул 10 млрд. Более 9 млрд задолжал «Дельта банк». Почти 7 с половиной висят на «Банке Астаны». 6,4 млрд — таков долг «Казинвестбанка». А лидером в этом антирейтинге оказался «Эксимбанк» — 15, 5 млрд. Помнят в Казахстане и скандал с Азербайджанским банком. С большим трудом удалось договориться о возврате. Но пока наши 70 млрд еще не вернули. А что касается новых вливаний ЕНПФ в казахстанские банки двухсот миллиардов, по мнению экспертов, это слишком дорого для кредитования бизнеса.
«Сейчас средневзвешенная доходность по депозитам юридических лиц 7,1%, по физическим лицам — 10%. А тут они хотят взять пенсионные деньги под 12% годовых. Почему это происходит? Скорей всего, у этих банков есть проблемы с долгосрочной ликвидностью, которую они пытаются решить, в том числе за счёт этих денег. И на фоне информации, что ведущие банки наоборот отказываются от избыточной ликвидности, вы знаете, Народный банк вернул 174 миллиарда досрочно «Самрук-Казыне», потому что не может обеспечить доходность, то, соответственно, это вызывает небольшое недоумение», — пояснил директор центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев.