03
Пт, янв

Чем объяснить неожиданное ускорение казахстанской экономики?

Показатель достиг шестилетнего уровня, превысив прогнозы экспертов .

Министерство национальной экономики подвело итоги развития экономики за январь-сентябрь 2019 года на заседании правительства 14 октября. Как оказалось, в некоторых отраслях произошло существенное оживление. Согласно озвученным данным, объем услуг в сфере транспорта увеличился на 5,5%, объем добычи в горнодобывающей промышленности вырос на 18,4%, рост промышленного производства составил 3,3%. То есть в качестве драйверов выступили обрабатывающая промышленность страны и горнодобывающая. В обрабатывающем секторе наибольший рост показали легкая промышленность, машиностроение и фармацевтика. Все это в конечном счете отразилось на общем положительном результате.

В целом, если ВВП страны сравнить с показателем прошлого года, то рост составляет 4,3%. Министром национальной экономики Русланом Даленовым на заседании было доложено, что по итогам третьего квартала 2019 года рост ВВП был обеспечен в основном в трех секторах. Увеличение наблюдалось на рынке строительства (+13,5%), в сфере торговли (+7,6%) и транспорта (+5,5%). Рост инвестиций в основной капитал достиг отметки в 9,7%.

Таким образом стало ясно, за счет чего показатель роста экономики достиг таких неожиданных результатов. Однако в то же время открытым остается вопрос: каким образом показатель смог опередить ожидания экспертов и что в целом происходит в экономике страны?

Рост на 4,3% - это много или мало?

Кажется, что рост экономики - это позитивный посыл на будущую перспективу. Так как еще в начале года в Казахстане показатели были на порядок скромнее и ожидалось некоторое их торможение. Тогда складывалось ощущение, что рост ВВП будет, как и в прошлом году, близок к отметке в 4%. Однако по итогам первого квартала 2019 года экономика страны уже увеличилась на 3,8%.

Если вспомнить динамику 2017 года, то развитие казахстанской экономики происходило в условиях постепенной нормализации внешнеэкономической конъюнктуры. Итоги по тому году показали реальный рост ВВП на уровне 4,1% против 1,1% по 2016 году. Также важно напомнить, что ранее Департамент макроэкономического анализа и прогнозирования МНЭ РК прогнозировал, что по итогам 2019 года рост будет на уровне 3,8%. Сегодня мы видим другие цифры. Видимо, учитывая динамику 2018 года, аналитики оставили данную оценку, а по итогам года рост ВВП оценили на уровне 4%. Здесь необходимо отметить, что таких темпов роста казахстанская экономика не показывала с 2014 года, когда ВВП увеличился по сравнению с предыдущим годом на 4,2%. Напомним, что в 2015 году экономика Казахстан начала замедляться и вошла в ситуацию наподобие рецессивной, из которой через год благополучно вышла.

В сравнении с другими странами рост ВВП в Казахстане находится на достаточно приемлемом уровне. Мировая экономика вот уже который год увеличивается в среднем на 3-3,5%. Развитые страны растут со средней скоростью 2% в год, а развивающиеся (такие как Китай, Индия и Малайзия) - на 5-6%.

Стройка - основной фактор

Роста экономики более чем на 4% в прошлом году, как известно, практически никто не ждал: прогноз Национального Банка составлял 3,8%. Ожидания изменились к концу января 2019 года, когда КС МНЭ РК резко пересмотрел динамику строительства в 2018 году: как оказалось, за шесть месяцев 2019 года в жилищное строительство страны удалось привлечь 605,7 млрд тенге инвестиций, что выше уровня 2018 года на целых 15,5%. После этого МНЭ оценило рост ВВП в 2019 году. Следовательно, пересмотр данных в данном случае объясняется активной застройкой.

По итогам второго квартала 2019 года объем строительных работ достиг показателя в 1,8 трлн тенге. Показатель в сравнении с тем же периодом 2018 года вырос на 11,5%. При этом частные строительные организации выполнили наибольший объем (86,2%). Самые высокие показатели увеличения объема строительных работ наблюдались в Кызылординской, Карагандинской и Атырауской областях (в 2,8 раза, в 1,9 раза и в 1,3 раза соответственно).

Через инвестиционные вливания в жилищное строительство удалось привлечь 713,6 млрд тенге. Согласно данным КС МНЭ РК этот показатель на 15,2% больше, чем в 2018 году (январь-июль). Однако в то же время произошло небольшое уменьшение общей площади введенного в эксплуатацию жилья - на 3,7% и составил всего 6,5 млн кв. м. Возможно, что без пересмотра данных о строительстве рост ВВП в 2019 году мог бы составить те самые 3,8%. Пересмотр же обеспечил рост в рамках статистических расчетов. Таким образом, существенный прирост ВВП за счет строительства подтверждается. Однако масштабного роста по всей экономике судя по приведенным данным не случилось.

У роста много причин

Показатели по добыче полезных ископаемых за три квартала 2019 года также повлияли на рост экономики. Отрасль, которая обеспечивает большой вклад в ВВП, за год выросла на 4,6% (с 2014 по 2016 годы сектор демонстрировал отрицательную динамику в пределах от -2% до -4%).

Экспресс данные КС МНЭ РК показывают, что в августе 2019 года снижение цен экспортных поставок отмечено по ферросплавам (на 8,3%) и на руды цветных и черных металлов (на 2,3%). Нефть успела снизиться только на 2,2%. В это время, обрабатывающие производства в стране выросли на 4,5%. По сравнению с 2015 и 2016 годом, когда они показали нулевой рост, это неплохой сигнал для дальнейшего роста.

По официальным данным КС, в структуре ВВП за два квартала 2019 года производство товаров составило 38,1% (в 2018 году - 39,2%), производство услуг - 53,8% (в 2018 году - 53,2%). Основную долю в производстве ВВП занимает промышленность - 31,0% (в 2018 году - 29,7%), оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов - 15,2% (в 2018 году -15,3%).

Опираясь на данные статистики, можно сделать вывод, что рост чистого экспорта (экспорт минус импорт) стал третьим фактором ускорения. Показатель внешнеторгового оборота за январь-август 2019 года вырос до$62,1 млрд долларов, или на 1,8%. С одной стороны, по-видимому, данному тренду поспособствовал рост нефтегазового сектора, а с другой - ослабление национальной валюты. Это в свою очередь повлекло за собой падение показателей по импорту.

Рост индекса потребительских цен составил 5,3%, что меньше итогов 2017 года. И этот тренд был удивителен, как и рост ВВП, который на этот раз значительно превзошел ожидания экспертов. Возможно в данном случае именно финансовая сфера смогла оказать положительное влияние на рост ВВП. На этот раз показатель увеличился за счет добавленной стоимости услуг по выдаче кредитов населению. Отчасти объяснением этому служит уход потребительского спроса не в розничную торговлю и не потребление, а на оплату кредитов.

Как рассказал первый заместитель премьер-министра - министр финансов Алихан Смаилов, по итогам 9 месяцев доходы государственного, республиканского и местных бюджетов выросли (на 15%, 19% и 7% соответственно). При этом объем активов в Национальном фонде составил 26 447 млрд тенге (рост на 15% по сравнению с 9 месяцами 2018 года).

Таким образом, прорисовывается цельная картина: за счет ускорения госсектора, добычи полезных ископаемых и торговли за три квартала 2019 года обеспечен достаточный повод для увеличения показатель роста экономики. Прочие же отрасли в среднем практически не выросли.

Будем расти дальше или нет?

В отчетах МНЭ РК и в прогнозных материалах мировых рейтинговых агентств неоднократно корректировался прогноз по росту экономики Казахстана на 2019 год. И каждый раз прогнозы выглядели крайне сдержанными. Так, апрельский прогноз Всемирный банка по текущему году оценил рост ВВП в стране на уровне 3,5%.

Постепенное замедление роста потребительского спроса и ослабление фискального стимулирования дали повод НБ РК ожидать, что в 2020 рост ВВП замедлится до 3,5%. Оценка финрегулятором разницы между фактическим и потенциальным объемом ВВП положительна до конца прогнозируемого периода. Это своеобразный сигнал для сохранения проинфляционного давления в экономике.

Необходимо понимать, что формальный рост экономики выше 2-3% в классическом виде уже означает ее перегрев. В качестве потенциальных темпов роста ВВП, когда добиваются максимального уровня выпуска при полном использовании всех факторов производства и нормальной загрузке мощностей, обычно принимают 1,5-2%. Исходя из этого, показанный рост ВВП может быть доводом для НБ РК, чтобы еще раз поднять ставку. В начале сентября Нацбанк принял решение повысить базовую ставку на 25 б.п. до 9,25% годовых. Впрочем, говорить, что нынешний рост ВВП - это не некий аргумент в пользу ужесточения политики регулятора не приходится. Это может в конечном итоге отразится на инвестиционном росте и замедлить внутренний потребительский спрос.

Если посмотреть открытую статистику Нацбанка, то в ближайшие пару лет ускорения экономики Казахстана не ожидается. Снижение экспорта товаров, которое последует сразу после усиления волатильности цен на нефть, планового ремонта на крупных нефтегазовых месторождениях, а также замедления внешнего спроса со стороны КНР и ЕС, станет основным фактором на эти годы. Уже в начале 2019 средний уровень цен на нефть был на отметке 65 долларов за баррель сравнению с прошлым годом - 72 доллара. Согласно консенсус-прогнозам, ждать восстановления мировых нефтяных котировок до уровней предыдущих лет не стоит. Прогноз на 2019-2020 годы говорит о пределах роста в 64-67 доларов за баррель.

Таким образом, финрегулятор ожидает, что рост ВВП составит лишь 3,5% в 2020 году, а разгоняться экономика вероятно начнет только в 2021 году. Здесь нужно вспомнить, что еще в марте 2019 года премьер-министр Аскар Мамин заявил о необходимости обеспечить рост ВВП на уровне 5% по итогам 2019 года. Согласно «Прогнозу социально-экономического развития Казахстана на 2020-2024 годы», одобренному на заседании правительства в августе 2019 года, реальный рост ВВП РК прогнозируется на уровне 4,1% в 2020 году с последующим ростом до 4,7% в 2024 году. Среднегодовой темп роста ВВП на прогнозируемый период должен составить 4,4%. С учетом данного обстоятельства, по-видимому, не будет лишним ожидать, что ВВП до конца вырастет еще на 0,7%.

Тем не менее достигнуть роста больше 5% и приблизиться к среднемировым темпам Казахстан, вероятно, сможет только к 2021 году. Как ожидается, к тому времени власти будут готовы для активной реализации планов по поддержке реального сектора экономики, в том числе индустриально-инновационного развития, жилищной и транспортной инфраструктуры, агропромышленного комплекса, цифровизации и продуктивной занятости.

Арсен Малтабаров

Источник kapital.kz