13
Ср, нояб

Усилия по обеспечению устойчивости цепочки поставок начинают ослабевать

Saply chainНа фоне наметившегося экономического спада в некоторых странах, необходимы дополнительные инвестиции в технологии для управления рисками цепочки поставок, считает BCI.


Согласно новому исследованию и отчету органа по обеспечению непрерывности бизнеса BCI, усилия по повышению устойчивости цепочки поставок начинают ослабевать, несмотря на то, что сбои в цепочке поставок в два раза превышают допандемические уровни.

«Внимание руководства к управлению цепочками поставок находится на рекордно высоком уровне», при этом повышенное внимание уделяется устойчивости цепочек поставок после пандемии Covid-19», - сказала Рэйчел Эллиотт из BCI. Прогресс в обеспечении устойчивости цепочек поставок, обусловленный «уроками шока», поставил цепочки поставок в лучшее положение, чем до Covid-19, но есть первые признаки снижения динамики, сказала она во время вебинара, посвященного обсуждению результатов опроса.

Согласно недавно опубликованному отчету BCI об устойчивости цепочки поставок за 2023 год, 66% высшего руководства, как говорят, более привержены повышению устойчивости цепочки поставок после Covid-19. Но отчет предупреждает: «Первоначальный всплеск активности по повышению устойчивости цепочки поставок после пандемии начинает уменьшаться».

«Возможность использовать Covid-19 в качестве урока, чтобы узнать об устойчивости цепочки поставок, ускользает», — предупредил Джефф Макдональд, исполнительный вице-президент SGS, компании. которая выступила автором отчета.

Начав опрос почти 230 межотраслевых менеджеров по обеспечению непрерывности бизнеса и управлению рисками, BCI обнаружила, что человеческие болезни были заменены потерей талантов в качестве основной причины сбоев в цепочке поставок в прошлом году, с признаками того, что предприятия лучше справляются с последствиями Covid-19. В 2022 году на болезни человека приходилось 43% сбоев в цепочках поставок, что почти вдвое меньше, чем в 2021 году, когда этот показатель составлял 83%.

Потеря талантов была основной причиной сбоев в цепочке поставок в прошлом году, от которых пострадали 47% респондентов. Эллиотт сказала, что это также может быть пережитком Covid-19, учитывая масштабы изменений в отраслях и на рабочих местах. Тем не менее, потеря талантов вызывает меньше беспокойства в будущем, выпадая из пяти основных источников ожидаемых сбоев в течение следующих пяти лет.

Кибератака и утечка данных были пятой по величине проблемой цепочки поставок за последние 12 месяцев, но, как ожидается, станут основной причиной сбоев в течение следующих пяти лет, за которыми последуют неблагоприятные погодные условия. «Кибератака, спонсируемая государством, вызывает большую озабоченность у респондентов в будущем», — сказала Эллиотт.

Эллиот добавила, что цепочки поставок становятся более динамичными и взаимосвязанными, что способствует внедрению технологий. По словам BCI, Covid-19 также способствовал внедрению технологий для регистрации и управления рисками цепочки поставок. Согласно последнему исследованию, около 41% организаций в настоящее время используют технологии для записи, измерения и отчетности о сбоях в цепочке поставок. Но Эллиотт говорит, что эта цифра все еще «довольно низкая» и значительно снизится на 56% в 2021 году.

«Мы бы очень хотели увидеть этот рост. Технологии действительно помогают, а не мешают, и мы ожидаем, что с годами они будут расти», — сказала Эллиотт.

Крис Уитфилд, руководитель отдела доставки и управления рисками цепочки поставок в SGS, поставщике услуг по обеспечению и сертификации цепочки поставок, сказал: «Интересно видеть, что до сих пор не так много организаций, использующих технологические решения для мониторинга и оценки рисков, импортируемых в их сеть».

Опрос BCI также показал, что 36% организаций, использующих технологии для управления рисками цепочки поставок, координируют отчетность по всему предприятию. BCI сказал, что это устанавливает новый максимум.

Но Уитфилд подчеркнул, что 60% респондентов, которые заявили, что используют технологии для управления сбоями в цепочке поставок, по-прежнему используют электронные таблицы Excel в качестве основного инструмента, а не более сложные варианты. Эллиотт считает, что это может привести к разобщенности между предприятиями. Она сказала, что некоторые отрасли более продвинуты во внедрении новых технологий, чем другие, в частности производство.

«Даже простое внедрение системы управления непрерывностью бизнеса помогло бы определить зависимости от поставок, а также эти единые точки отказа», — рассуждает Эллиотт. Опрос показал, что только 11% респондентов в настоящее время используют программное обеспечение BCM. Каждый пятый использует технологию картографирования цепочки поставок.

Эллиотт сказала, что необходимы дополнительные инвестиции в технологии, чтобы лучше управлять рисками цепочки поставок. «Поскольку Covid-19 все еще свеж в памяти высшего руководства, сейчас самое время запросить выделенные бюджеты для инвестиций в технологические решения для повышения устойчивости и повышения эффективности», — призвала она.

По данным BCI, организации все лучше справляются с управлением многочисленными воздействиями на свои цепочки поставок. Около 12% респондентов заявили, что в 2022 году у них произошло более десяти сбоев в цепочках поставок. Это меньше, чем пиковый показатель в 28% в 2021 году, но все же вдвое превышает допандемический уровень в 2020 году. Чаще всего 43% предприятий сообщали об от одного до пяти сбоев в цепочке поставок за последний год.

По словам Эллиотт, подробные интервью с респондентами опроса показали, что рост числа инцидентов с 2020 года был вызван кибератаками, а не традиционными проблемами, такими как нарушение работы транспорта.

BCI обнаружил, что 37% предприятий столкнулись со сбоями в цепочке поставок своих поставщиков первого уровня, а еще 20% столкнулись с проблемами с поставщиками второго уровня. BCI констатирует, что все больше компаний лучше выявляют проблемы в цепочке поставок и регистрируют их.

Опрос показал, что 73% опрошенных фирм имеют свои собственные механизмы обеспечения непрерывности бизнеса. В то время как примерно столько же человек спрашивает своих ключевых поставщиков о планах обеспечения непрерывности бизнеса, только 57% ключевых поставщиков имеют действующие договоренности. BCI заявила, что это увеличивает вероятность того, что поставщик не предпримет шагов для смягчения последствий сбоев в цепочке поставок, с вероятностью около 50%.

«Это ключевая цифра, поскольку она является основой непрерывности цепочки поставок», — говорится в отчете.

Эллиотт пояснила, что 36% респондентов заявили, что непрерывность бизнеса является неотъемлемой частью обсуждения контрактов с ключевыми поставщиками на этапе закупок. «Это действительно должно произойти как само собой разумеющееся», — сказала она. Однако 21% опрошенных фирм не участвуют в обсуждении вопросов обеспечения непрерывности бизнеса в рамках своих контрактов с поставщиками.

«Планирование управления непрерывностью бизнеса является важным методом снижения рисков и должно лежать в основе любого решения о расширении, изменении или оптимизации цепочек поставок», — сказала Эллиотт. Опрос показал, что 58% фирм теперь запрашивают у поставщиков подтверждение программы обеспечения непрерывности бизнеса, а не просто план. Впервые за всю историю опроса это число превысило половину.

BCI обнаружил, что 77% респондентов считают, что им удалось смягчить воздействие Covid-19 после извлечения уроков из первой волны, создания резервных поставщиков, более широкого использования технологий для управления цепочкой поставок и увеличения запасов. Последний шаг был принят 29% респондентов в противоположность подходу «точно в срок» в производстве.

BCI заявила, что эти уроки, извлеченные из пандемии, должны побудить высшее руководство повысить устойчивость цепочки поставок.

«Больше организаций, чем когда-либо, сообщают о приверженности руководства к риску цепочки поставок на среднем или высоком уровне — 84%, что на четыре процентных пункта больше. В истории этого отчета почти все говорили либо о среднем, либо о низком уровне, так что это показывает, что руководство действительно проявляет больший интерес», — заключила Эллиотт.

Подготовлено порталом Allinsurance.kz