5 MarketingЭкосистемы целенаправленно покрывают нужды потребителей, хотя для развития конкуренции на финансовом рынке маркетплейсы важнее.


В июле В России был наконец принят закон «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы» («о цифровых финансовых маркетплейсах»). Уже в этом году, как обещает Центробанк, пользователи смогут, зарегистрировавшись на одном из аккредитованных маркетплейсов, удаленно получать различные финансовые услуги в режиме 24/7. Это депозиты, страхование, работа с ценными бумагами, а впоследствии – кредитование и другие финансовые инструменты.

По идее, эти платформы после проверки на предмет безопасности данных, бесперебойности работы и других требований станут фактором конкурентоспособности на финансовом рынке. Любой даже самый маленький банк или небольшая страховая компания смогут через маркетплейс продавать свои продукты любому клиенту независимо от региона.

В теории это так. На практике же ясно, что на любой площадке, где размер игрока определяет и его рекламные возможности, в выигрыше будут крупные фирмы, а те, кто поменьше, останутся в тени. Хотя в целом финансовые маркетплейсы – это, конечно, удобная инфраструктура одного окна для идентификации, выбора провайдера, сравнения цен и предложений.

Но займут ли маркетплейсы на финансовом рынке значимую долю – вопрос. Пока мы наблюдаем ускорение альтернативной модели – экосистем от крупнейших участников. Экосистемы – это тоже комплексные цифровые платформы, на которых предлагается широкий набор услуг и продуктов. В отличие от финансовых маркетплейсов экосистемы созданы на базе крупных банков и бигтехов (в России – чаще банков, в мире – чаще бигтехов). Примеры таких экосистем: Сбербанк, «Яндекс», Google, Альфа-банк, «Тинькофф», ВТБ, Россельхозбанк, «Почта России», Mail.ru и еще ряд других, менее масштабных. В отличие от финансового маркетплейса в экосистеме пользователю предлагается все: от кредитов до билетов в кино, от квартир до доставки еды.

Экосистемы имеют гораздо больше шансов стать ключевыми каналами коммуникаций с клиентами и продаж. Но это удел крупнейших, мощных игроков. То есть если маркетплейсы хотя бы в теории дают шансы маленьким игрокам, то экосистемы – это про технологичную и цифровую олигополизацию рынков.

Банк России уже в прошлом году обращал внимание в своем докладе на то, что «это создает нерыночные конкурентные преимущества для тех организаций, которые получили доступ к сети, укрепляет позиции крупных игроков». Законопроекта о работе финансовых экосистем нет и не будет в ближайшее время. Тема очень сложна: ни в одной стране финансовые власти не понимают пока, как быть с рисками и возможностями регулирования экосистем, ведь они выходят далеко за рамки финансового рынка. Однако именно они, а вовсе не маркетплейсы все сильнее определяют структуру игроков, характер продуктовых предложений и состояние конкуренции.

Автор: Павел САМИЕВ

Источник: Ведомости

Читайте также...

Переписывание правил: цифровой и управляемый искусственным интеллектом андеррайтинг в страховании…

03-08-2020 Просмотров:59

Переписывание правил: цифровой и управляемый искусственным интеллектом андеррайтинг в страховании жизни

COVID-19 усиливает необходимость сделать покупку страхования жизни более простой и более цифровой.

HSB, подразделение Munich Re констатирует рост кибератак

03-08-2020 Просмотров:76

HSB, подразделение Munich Re констатирует рост кибератак

Опрос HSB, входящего в состав Munich Re, показал результаты продолжающегося роста кражи...

Индия: WhatsApp запустит пилотные схемы страхования и микропенсии

03-08-2020 Просмотров:94

Индия: WhatsApp запустит пилотные схемы страхования и микропенсии

Приложение обмена сообщениями WhatsApp India намерено запустить пилотные схемы в области страхования,...

Ущерб от наводнения подрывает долгосрочную стоимость компаний - FM Global

03-08-2020 Просмотров:79

Ущерб от наводнения подрывает долгосрочную стоимость компаний - FM Global

Наводнение остается одним из наиболее разрушительных рисков, с которыми сталкивается Южная и...

Chubb остается лучшим страховщиков киберрисков в 2019 году: AM Best

03-08-2020 Просмотров:102

Chubb остается лучшим страховщиков киберрисков в 2019 году: AM Best

Согласно новому отчету AM Best, в 2019 году Chubb занял свое место...

COVID-19 не смог остановить положительную динамику выпуска ILS: Aon

03-08-2020 Просмотров:120

COVID-19 не смог остановить положительную динамику выпуска ILS: Aon

Использование ценных бумаг, связанных со страхованием, за первые шесть месяцев 2020 года...

Банк России введет рэнкинг страховщиков по уровню жалоб

03-08-2020 Просмотров:76

Банк России введет рэнкинг страховщиков по уровню жалоб

Банк России планирует в этом году начать ежеквартально публиковать рэнкинг страховщиков по...

Никаких денег не надо. Стоит ли покупать страховки в рассрочку?

31-07-2020 Просмотров:160

Никаких денег не надо. Стоит ли покупать страховки в рассрочку?

Нужна страховка, а денег на нее не хватает? Можно воспользоваться услугой «полис...