Потребовалось возгорание, которое почти разрушило самый известный собор Парижа, чтобы выявить пробел в глобальных правилах безопасности по свинцу, токсичному строительному материалу, найденному во многих исторических городах.
После того, как пожар в Нотр-Даме в апреле выбросил десятки тонн токсичной свинцовой пыли в атмосферу всего за несколько часов, парижские власти обнаружили проблему с правилами общественной безопасности города: у них не было порога, чтобы оценить, насколько опасно смертельное загрязнение было от пыли, которая осела на земле.
С тех пор Associated Press обнаружил, что этот пробел в регулировании простирается далеко за пределы Франции. Официальные лица в других исторических европейских столицах, таких как Рим и Лондон, а также Агентство по охране окружающей среды США и Всемирная организация здравоохранения, также не имеют таких руководящих принципов, касающихся опасности свинцовой пыли на открытом воздухе.
Причиной, по их словам, является то, что, хотя существуют нормативные акты о свинце, никто не рассматривал пожар в зданиях с содержанием свинца в масштабе Нотр-Дама, чей свинцовый шпиль возвышался почти на 100 метров.
Отравление от свинцовой пыли может привести к необратимым потерям когнитивных способностей, судорогам, коме или смерти, а воздействие представляет собой наибольший риск для беременных матерей и маленьких детей, которые могут легко получить значительную дозу токсичной пыли через рот.
Предупреждение о вреде для здоровья
После того как 15 апреля 2019 года 250 тонн свинца на шпиле и крыше Нотр-Дама было охвачено пламенем в центре Парижа, и власти предупредили парижан о риске для окружающей среды, они были вынуждены объединить разрозненные и неполные исследования, чтобы установить временный уровень безопасности в попытке успокоить публику.
«Когда случился пожар в Нотр-Даме, у нас не было никакого порога для того, что представляло собой опасные уровни свинца на открытом воздухе», - сказала заместитель мэра мэрии Парижа, отвечающий за здравоохранение. «Это был тревожный звонок ... количество свинца, сгоревшего в Нотр-Даме, было беспрецедентным».
Чиновники были удивлены, обнаружив, что, хотя во Франции существуют правила безопасности для уровней содержания свинца в зданиях и школах, а также для краски, почвы и воздуха, существуют руководящие принципы нулевой опасности для скоплений свинца в общественных местах, таких как пыль на земле.
Французским чиновникам стало невозможно игнорировать присущую опасность и нормативный пробел в отношении свинцовой пыли, поскольку пыль собиралась в виде токсичной пленки на булыжниках парижского Иль-де-ла-Сите после пожара.
«Власти в основном пытались создать правила безопасности после пожара, собирая воедино смесь старых фрагментов данных и отчетов», - говорят чиновники. «Но на самом деле ничего официального не было ... мы просто не осознавали, что выход на улицу может быть проблемой».
18 июля, через три месяца после того, как Региональное агентство здравоохранения (ARS), Инферно-Париж, заявило, что оно определило 5000 микрограммов на квадратный метр в качестве уровня содержания свинцовой пыли в общественных местах. ARS также признало, что существует «отсутствие нормативных порогов ... в отношении присутствия свинца в пыли, осажденной на дорогах».
Associated Press узнало от чиновников здравоохранения, что эта цифра была составлена с использованием неполных данных, в том числе отчета Министерства культуры Франции об оценке уровня свинца в парижских памятниках.
Некоторые средства массовой информации сообщают, что зарегистрированные уровни загрязнения свинцом в местах, окружающих поврежденный пожаром собор, варьировались в 500–800 раз по сравнению с официальными безопасными уровнями.
Но чиновники здравоохранения сказали, что у Парижа все еще нет никакого официального нормативного порога. Всемирная организация здравоохранения заявила, что у нее также нет руководящих принципов по обеспечению безопасности от свинцовой пыли на открытом воздухе и нет «немедленного» намерения ее создавать.
Новое законодательство по безопасности в Великобритании после пожара в башне Гренфелл в 2017 году также не охватывало опасность попадания свинцовой пыли. Министерство окружающей среды Великобритании заявило, что оно «не имеет определенного порогового уровня для небезопасных уровней содержания свинцовой пыли в Великобритании в общественных местах».
В США, где многие здания были построены после того, как опасность свинца была широко признана, Агентство по охране окружающей среды не имеет стандартов по опасности свинцовой пыли для открытых общественных мест.
Свинец вездесущ в парижской архитектуре 19-го века - на крышах, золоченых балконах, полах и террасах - и не только в самом знаменитом соборе. В 1853 году Наполеон III выбрал барона Османа для почти полной реконструкции парижских бульваров и парков в эпоху, в которой широко использовался свинец - конструкции, которые до сих пор доминируют в городе.
Французские чиновники говорят, что существует очень мало руководств по уровню содержания свинцовой пыли, потому что им не пришлось столкнуться с проблемой до беспрецедентного пожара в Нотр-Даме.
Городу потребовалось четыре месяца, чтобы завершить глубокую очистоку тротуаров, даже когда туристы, жители и торговцы ежедневно ходили по улицам вокруг собора.
Этой осенью парижская мэрия издала новый план действий, направленный на борьбу со свинцом, включая уборку и тестирование в местах приема детей, усиление контроля за детьми с высоким содержанием свинца в крови и независимое эпидемиологическое исследование воздействия свинца на здоровье в городе, который имеет практику использования токсичного металла со времен средневековья.
Эксперты говорят, что редкий статус Парижа, как высоко консервативного исторического и прекрасно сохранившегося города делает его особенно опасным местом по части содержания свинца.
Если бы не пожар….
Пожар в духовном сердце Парижа повысил осведомленность властей и общественности об опасности свинца.
В июне парижское Региональное агентство здравоохранения сообщило, что все беременные женщины и дети в возрасте до 7 лет, проживающие рядом с местом пожара, должны пройти тест на содержание свинца.
Агентство заявило, что анализы 12 детей в прилегающих районах дали положительный результат на повышенный уровень свинца в крови после пожара. Никто из них не был госпитализирован или, но чиновники заявили, что невозможно предсказать долгосрочные последствия пожара для здоровья.
Интоксикация свинцом у одного ребенка происходила из другого источника, а не из-за сгоревшего собора - свинцовый балкон в квартире его семьи. Но это иллюстрирует, как огонь разбудил парижан к опасностям свинца. Вряд ли ребенок был бы проверен вообще, если бы не произошла эта катастрофа.
Несмотря на потенциальные последствия пожара, эксперты утверждают, что туристам не следует менять планы поездок в один из самых посещаемых городов мира.
Но токсичная свинцовая пыль остается проблемой внутри сгоревшего собора, после того как тонны расплавленного и находящегося в воздухе свинца загрязнили его внутреннюю часть. Внутренняя очистка - это деликатный и кропотливый процесс, осложненный пятилетним графиком президента Франции Эммануэля Макрона для завершения реставрации - срок, который многие эксперты считают нереальным.
Алина Магниен, директор Исследовательской лаборатории исторических памятников, недавно направила свою команду ученых, чтобы выяснить, как удалить токсичный свинец изнутри 855-летнего объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, не повреждая его.
«Это гонка на время», сказала она. «Свинец - это настоящая проблема. Собор исключительно ценен. И у нас нет такой роскоши, как время».
Подготовлено порталом Allinsurance.kz