Концепция проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и развития страхового рынка и рынка ценных бумаг».
1. Название проекта закона
Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и развития страхового рынка и рынка ценных бумаг»
(далее – проект закона).
2. Обоснование необходимости разработки проекта закона
Необходимость разработки проекта закона обусловлена ходом реализации основных задач Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 августа 2014 года № 954, Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636, Государственной Программы «Цифровой Казахстан», утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 2017 года № 827, Плана совместных действий Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан по развитию национального фондового рынка на 2018 – 2021 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 января 2018 года №32.
В соответствии с поручением Президента Республики Казахстан, озвученном на расширенном заседании Правительства Республики Казахстан 24 января 2020 года, необходимо обеспечить комплексное развитие всего финансового сектора, включая страховой рынок и рынок ценных бумаг.
Страховой рынок и рынок ценных бумаг, занимая незначительную по сравнению с банковским сектором долю в экономике страны, имеют высокую социальную значимость. Предлагаемые указанными секторами финансового рынка продукты и услуги, являясь отчасти альтернативой продуктам банковского сектора, позволяют управлять активами населения и юридических лиц, обеспечивать их сохранность и преумножение.
Системные подходы и практические инструменты осуществления деятельности небанковского сектора должны регулярно обновляться и своевременно отвечать на возникающие вызовы и проблемы, обеспечивать защиту потребителей финансовых услуг, инвесторов и акционеров.
Создание благоприятных условий для дальнейшего развития небанковского сектора путем увеличения количества предлагаемых небанковским сектором услуг, а также совершенствования деятельности уже действующих на рынке участников будет способствовать формированию активной конкурентной среды на финансовом рынке в целом, снижению нагрузки на государство в части социального обеспечения населения, повышению качества действующих финансовых продуктов и внедрению новых высокодоходных и альтернативных банковским вкладам продуктов и услуг.
Особую актуальность приобретают данные вопросы в условиях пандемии коронавируса COVID-19, в результате которой проявляются факторы финансовой уязвимости участников финансового рынка, наблюдается отток инвесторского капитала и снижение их деловой активности. Распространение COVID-19 в мире требует принятия срочных и действенных мер по обеспечению защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг, совершенствования систем гарантирования их прав и вложенных средств, а также оптимизацию мер регуляторного воздействия, позволяющих оперативно реагировать на быстро изменяющиеся рыночные условия и противостоять внешним шокам.
Для дальнейшего качественного развития страховой индустрии необходимо принятие оптимальных законодательных условий, позволяющих создание конкурентных и привлекательных для населения и бизнеса страховых продуктов, позволяющих дополнить государственные программы социального обеспечения, повысить уровень сбережений населения.
В целях создания законодательных условий для разработки компаниями по страхованию жизни клиентоориентированных страховых продуктов, необходимо расширить инвестиционные возможности по долгосрочным накопительным инвестиционным продуктам страхования жизни, обеспечить вовлечение компаний по страхованию жизни в Государственную образовательную накопительную систему, повысить доступность пенсионных аннуитетов, в том числе, совместных (супружеских) и отложенных аннуитетов.
Защита населения от профессиональных ошибок, некачественных товаров и услуг предусматривает необходимость развития страхования профессиональной ответственности субъектов предпринимательства перед третьими лицами. В свою очередь, система обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств требует актуализации в соответствии с рыночными изменениями и последними тенденциями в страховой деятельности.
Для повышения финансовой устойчивости страховых организаций необходима оптимизация процедур регулирования и надзора за участниками страхового рынка, в том числе лицензирования, реорганизации, добровольной и принудительной ликвидации страховой (перестраховочной) организации.
С учетом наилучших мировых практик требуется совершенствование законодательства, регулирующего деятельность инфраструктурных организаций на страховом рынке, таких как организация, гарантирующая осуществление страховых выплат страхователям (застрахованным, выгодоприобретателям) в случае ликвидации страховых организаций и организация по формированию и ведению базы данных, а также посредников на страховом рынке.
В своем выступлении на заключительном заседании Государственной комиссии по чрезвычайному положению от 11 мая 2020 года Глава государства особо отметил необходимость выстраивания прямого взаимодействия с держателями капитала, т.е. инвесторами в условиях усиленной конкуренции за иностранный капитал. Выстраивание такого взаимодействия и, как следствие, обеспечение инвестиционной привлекательности, невозможно без развитого конкурентоспособного фондового рынка с отлаженными механизмами обеспечения высокого уровня корпоративного управления как средства защиты иностранных инвесторов.
В целях дальнейшего развития фондового рынка Казахстана необходимо преодоление проблем системного плана, характерных для всех развивающихся рынков, а также улучшение текущей макроэкономической ситуации в мире и Казахстане, связанной с последствиями падения спроса и цен на нефть и ввода рядом стран ограничительных мер по недопущению ухудшения эпидимеологической ситуации.
Среди проблем системного плана необходимо выделить недостаточный институциональный спрос на фондовом рынке, слабую степень вовлеченности населения в фондовый рынок, слабый уровень соблюдения стандартов корпоративного управления, низкое качество публикуемой финансовой отчетности и малоразвитость электронных сервисов, оказываемых на финансовом рынке.
Создание сбалансированных регуляторных условий для функционирования и развития профессиональных участников рынка ценных бумаг, ускорение цифровизации финансового рынка, а также постепенное улучшение экономической ситуации в Казахстане и оживление мировой экономики должны способствовать возобновлению положительной динамики развития фондового рынка.
Таким образом, для дальнейшего развития страхового рынка и рынка ценных бумаг необходимо принять ряд законодательных инициатив, реализация которых позволит улучшить текущее положение указанных секторов финансового рынка в целом и позволит обеспечить их динамичный рост и конкурентное развитие.
Согласно Законам Республики Казахстан «О страховой деятельности», «О рынке ценных бумаг», «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» на Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (далее – уполномоченный орган) возложены полномочия по регулированию и развитию деятельности субъектов страхового рынка, рынка ценных бумаг, развитию финансового рынка.
Основные направления проекта закона в части регулирования и развития страхового рынка.
1. Расширение линейки страховых продуктов.
1.1. Совершенствование норм законодательства по продукту страхования жизни с участием страхователя в инвестициях (Unit-Linked).
«Unit-linked» – это инвестиционный продукт со страховой защитой, представляющий аналог инвестиционного управления, в котором инвестиционные риски несет страхователь путем самостоятельного выбора стратегии инвестирования.
Учитывая, что инвестиции страхователя являются его собственностью, они не подлежат страхованию. В силу указанного, такие активы должны быть освобождены от наложения ареста и обращения взыскания по долгам страховой организации и не должны включаться в ликвидационную конкурсную массу.
В целях исключения недобросовестных действий страховых организаций в отношении активов страхователей и обеспечения адекватной системой оценки таких активов предлагается закрепление за уполномоченным органом компетенции по утверждению единой методики и порядка оценки активов страхователей.
Вместе с тем, требует урегулирования на уровне закона вопрос безусловного прекращения действия лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционным портфелем, выданной страховой организации, в случае прекращения действия основной лицензии страховой организации на право осуществления страховой деятельности в отрасли «страхование жизни».
1.2. Совершенствование продукта «пенсионный аннуитет».
1.2.1. Переход от минимальной пенсии к прожиточному минимуму.
Во исполнение поручения Президента Республики Казахстан, прозвучавшего в обращении к народу Казахстана с посланием «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» от 2 сентября 2019 года, Правительству Республики Казахстан совместно с Национальным Банком Республики Казахстан поручено провести работу по повышению эффективности пенсионной системы.
Как показывает мировой опыт, механизм пенсионных аннуитетов является одним из наиболее значимых инструментов, которые способствуют совершенствованию пенсионной системы.
В соответствии с законодательством размер минимальной выплаты по пенсионному аннуитету не должен быть ниже размера минимальной пенсии, который с 1 апреля 2020 года составляет 40 441 тенге.
В настоящее время сумма достаточности для заключения пенсионного аннуитета составляет:
- для мужчин в возрасте 55 лет – 11,3 млн. тенге,
- для женщин в возрасте 51,5 года – 15,5 млн. тенге.
Сумма достаточности определяется исходя из размера минимальной пенсии, которая согласно статистике растет самостоятельно (политические решения) и часто обгоняет инфляцию. На текущий момент, большинство социальных выплат государства привязаны к прожиточному минимуму, и только возможность перевода денег из единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) зависит от размера минимальной пенсии.
В итоге, рост минимальной пенсии делает менее доступным возможность заключения пенсионных аннуитетов для населения.
При переходе к показателю прожиточного минимума, минимальная достаточность пенсионных накоплений для заключения аннуитетов снизится на 24 %, и составит:
- для мужчин в возрасте 55 лет – 9,1 млн. тенге,
- для женщин в возрасте 51,5 года – 12,5 млн. тенге.
Вышеуказанный переход от минимальной пенсии к показателю прожиточного минимума позволит увеличить количество потенциальных страхователей более чем в 2 раза.
1.2.2. Внедрение совместных (супружеских) аннуитетов.
В целях расширения линейки продуктов пенсионного аннуитета предлагается внедрение совместных аннуитетов, подразумевающих участие в договоре пенсионного аннуитета не одного человека, а супружеской пары. Совместный аннуитет позволит объединить пенсионные накопления супругов и перераспределить доходы по договору аннуитета. Если у одного супруга недостаточно пенсионных накоплений для покупки аннуитета в компании по страхованию жизни, а у второго имеется излишек, то с помощью совместного пенсионного аннуитета обеспечиваются пожизненные выплаты им обоим.
1.2.3. Внедрение отложенных аннуитетов.
Внедрение отложенных аннуитетов позволит вкладчикам, имеющим в ЕНПФ достаточную сумму для заключения пенсионного аннуитета, приобретать инструмент пожизненных пенсионных выплат с индексацией, начиная с возраста 45 лет. При этом выплаты по пенсионному аннуитету будут осуществляться по достижении возраста 55 лет.
Вышеуказанные меры позволят повысить доступность и привлекательность пенсионных аннуитетов.
1.3. Участие компаний по страхованию жизни в государственной образовательной накопительной системе (ГОНС).
В рамках дальнейшего совершенствования законодательства Республики Казахстан в сфере накопления средств, направленных на финансирование образовательных услуг, планируется вовлечение компаний по страхованию жизни в государственную образовательную накопительную систему.
Государственная образовательная накопительная система позволяет любому гражданину накапливать средства на оплату обучения как в Казахстане, так и за рубежом при частичном государственном субсидировании.
На сегодняшний день программа осуществляется через вклады банков второго уровня. При этом, исходя из международного опыта, механизм государственной образовательной накопительной системы наиболее характерен для компаний по страхованию жизни, так как классические накопительные продукты страхования жизни предусматривают получение накопленной суммы на определенные цели, в том числе на образование детей. Накопление на обучение детей носит долгосрочный характер, что также является спецификой бизнеса компаний по страхованию жизни.
Основными преимуществами договоров страхования, заключаемых в рамках государственной образовательной накопительной системы, по сравнению с банковскими вкладами являются:
- наличие страховой защиты в случае наступления неблагоприятных событий в жизни, таких как смерть или потеря трудоспособности родителя;
- отсутствие ограничения в сумме гарантирования в отличие от банковского вклада.
К примеру, если у родителя открыт образовательный вклад в банке в пользу ребенка, то в случае смерти или потери трудоспособности родителя накопленных средств может не хватить для оплаты обучения. Однако, при заключении родителем договора страхования, ребенку в любом случае оплачивается полная сумма обучения, определенная договором страхования.
Таким образом, проектом закона будет определен механизм накопительного страхования в рамках образовательной накопительной системы, а также предусмотрено включение страхования жизни, осуществляемого в рамках государственной образовательной накопительной системы, в перечень гарантируемых видов страхования.
Вовлечение компаний по страхованию жизни в государственную образовательную накопительную систему и обеспечение гарантирования данного вида страхования в значительной степени повысит эффективность накоплений на образование, так как позволит решить одну из задач государства по социальному обеспечению детей в случае потери кормильца.
2. Совершенствование системы обязательного страхования.
2.1. Совершенствование обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ОС ГПО ВТС).
Анализ текущей убыточности по ОС ГПО ВТС по страховому рынку Казахстана показывает большую вариативность убыточности в разрезе страховых организаций, территорий регистрации транспортных средств и иных параметров страхования. Это говорит о неадекватности действующих страховых тарифов по ОС ГПО ВТС в отношении определенных групп страхователей (повышенная убыточность).
При этом общий уровень убыточности сохраняется на довольно низком уровне, что свидетельствует об отклонении действующих страховых тарифов от фактических их значений.
Таким образом, на сегодняшний день остро стоит вопрос по пересчету действующих страховых тарифов по ОС ГПО ВТС. Вместе с тем, учитывая социальную направленность данного класса страхования и его специфику вопрос пересчета страховых тарифов необходимо рассматривать каждые несколько лет, с учетом сложившейся ситуации на рынке автострахования.
В этой связи, для повышения эффективности ОС ГПО ВТС, рыночного развития, повышения конкурентоспособности и оперативности внесения корректировок к применяемым тарифам предлагается пересмотреть модель расчета страховых тарифов по ОС ГПО ВТС с учетом международной практики и установить гибкие страховые тарифы в региональном разрезе в зависимости от значений показателей убыточности по территории регистрации транспортного средства. Например, при превышении/понижении определенного порога убыточности по региону, базовый страховой тариф может быть скорректирован с применением поправочного коэффициента. Вместе с тем по регионам предлагается использовать такие параметры как фактическая убыточность, фактор достоверности и таргетируемая убыточность.
Для изложенных целей необходимо законодательно предусмотреть полномочие уполномоченного органа определять методику расчета поправочного коэффициента. Данный коэффициент будет рассчитываться на базе единой страховой базы данных (ЕСБД).
Кроме того, для полноценной реализации электронных страховых услуг в Казахстане и упрощения процесса получения страховой выплаты, предлагается законодательно определить механизм осуществления страховой выплаты по ОС ГПО ВТС в режиме онлайн, как один из способов урегулирования страхового случая. Внедрение онлайн-урегулирования страхового случая по ОС ГПО ВТС обусловлено потребностью формирования на страховом рынке системы эффективного урегулирования убытков, которая определяется временем урегулирования убытков, адекватностью размера страховой выплаты и затратами на урегулирование убытков.
Кроме изложенного, в рамках проекта закона будут рассмотрены иные вопросы совершенствования ОС ГПО ВТС.
2.2. Ограничение деятельности посредников в урегулировании страховых случаев с причинением вреда жизни потерпевшего лица.
В настоящее время на страховом рынке Казахстана функционируют лица, оказывающие посреднические услуги в вопросах урегулирования страховых случаев со смертельным исходом, в рамках классов ОС ГПО ВТС и гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами.
Законодательство предполагает выплату страховыми компаниями единовременной страховой суммы выгодоприобретателям (иждивенцам) в случае смерти гражданина в результате дорожно-транспортного происшествия. Учитывая, что согласно гражданскому законодательству срок исковой давности по случаям причинения вреда жизни отсутствует, посредники зачастую поднимают страховые дела многолетней давности. Находя иждивенцев умершего в результате дорожно-транспортного происшествия, посредники обещают содействие в получении страховой выплаты в их пользу на основании нотариально заверенной доверенности на представление интересов выгодоприобретателей в отношениях, связанных со страховыми компаниями. За предоставление таких услуг посредниками запрашиваются значительные комиссионные вознаграждения.
Учитывая изложенное, в целях защиты прав потребителей страховых услуг и обеспечения их законных интересов по получению страховых выплат своевременно и в полном объеме, в рамках проекта закона предлагается принять поправки, направленные на изменение схемы страховых выплат, покрываемых в рамках причинения вреда жизни и здоровью потерпевшего, от принципа заявления к поиску ответственными страховыми компаниями законных выгодоприобретателей.
Кроме того, поскольку установленные Законом Республики Казахстан «О Фонде гарантирования страховых выплат» (далее – Закон о ФГСВ) лимиты покрытия по возмещению вреда жизни или здоровью потерпевшего отличаются от установленных Законом Республики Казахстан «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» аналогичных лимитов, проект закона предусматривает приведение соответствующих норм к единым стандартам.
2.3. Развитие ЕСБД.
ЕСБД является учетной организацией и эталонной базой данных, которая создана для учета страховых полисов, подлежащих гарантированию в целях снижения риска мошенничества. Основными функциями ЕСБД в настоящее время являются осуществление сбора страховой статистики, формирование и выдача страховых отчетов, присвоение коэффициента «бонус-малус», автоматический расчет страховых премий и присвоение уникального номера каждому договору страхования, заключенному в электронной форме.
При этом потенциал и возможности ЕСБД по предоставлению услуг на страховом рынке не реализованы в полной мере. В этой связи, учитывая важность вопроса дальнейшего развития ЕСБД, на сегодняшний день имеется необходимость в повышении статуса и расширении функций ЕСБД на законодательном уровне, а также усиление полномочий уполномоченного органа по установлению требований к развитию системы ЕСБД.
3. Развитие вмененного страхования и пулинговой системы.
Во исполнение задач Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан об улучшении условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан и снижению государственного контроля за бизнесом, многие функции по государственному регулированию переданы саморегулируемым организациям. Альтернативным механизмом снижения контрольных функций государства может быть введение вмененного страхования профессиональной ответственности субъектов предпринимательства.
В Казахстане законодательная база для вмененного страхования создана в 2018 году. Основное преимущество вмененного страхования – это возможность разработки обязательного страхования с более гибкими тарифами и условиями страхования исходя из интересов сторон.
Развитие казахстанского страхового рынка в данном направлении будет способствовать усилению защиты населения от профессиональных ошибок, некачественных услуг путем возмещения страховой организацией имущественного ущерба и вреда, причиненного гражданам.
В целях стандартизации минимальных (рамочных) условий вмененного страхования профессиональной ответственности возникает необходимость установления на законодательном уровне требования о разработке уполномоченными органами типовых договоров по внедряемым видам вмененного страхования ответственности перед третьими лицами, расширения полномочий уполномоченного органа по регулированию и развитию финансового рынка и финансовых организаций в части утверждения правил осуществления деятельности по вмененному страхованию и требований к договорам вмененного страхования. Наступление страхового случая будет определяться по вступившему в законную силу решению суда.
Кроме того, в целях внедрения системы перераспределения рисков путем создания условий для развития пулинговой системы, проектом закона предусматривается возможность заключения страховым брокером договоров сострахования (в том числе вмененного страхования), осуществление деятельности страхового агента в случаях управления деятельностью страхового (перестраховочного) пула и получения страховым брокером вознаграждения при управлении деятельностью страхового (перестраховочного) пула. Кроме того, требуется дополнение договора о совместной деятельности необходимыми нормами, определяющими функции и полномочия участников пулов, а также порядок взаимодействия между ними.
4. Создание сбалансированных регуляторных условий для участников рынка страховых услуг, собственников финансовых организаций и потребителей финансовых услуг, в том числе оптимизация процедур регулирования и надзора страхового рынка.
4.1. Совершенствование процедур лицензирования и надзора.
Процесс лицензирования должен быть простым и понятным. От того насколько логично и последовательно выстроены процедуры входа на рынок и прекращения лицензируемого вида деятельности зависят спрос на лицензию со стороны потенциальных заявителей и уровень их готовности к осуществлению лицензируемого вида деятельности и удовлетворению потребностей клиентов.
Законодательство Республики Казахстан в части определения процедур получения лицензии и прекращения ее действия в целом соответствует наилучшим международным практикам, но требует корректировки отдельных процессов.
В частности, законодательство ограничивает право страховой организации – лицензиата обратиться в уполномоченный орган за получением лицензии на право осуществления страховой деятельности по дополнительным классам страхования до исполнения бизнес-плана, представленного им при получении разрешения на создание страховой организации. Таким образом, чтобы расширить свою деятельность необходимо ждать завершения всех мероприятий, заложенных в бизнес-плане, на что уходит от трех до пяти лет в зависимости от того, в какой отрасли страхования функционирует лицензиат. В этой связи, предлагается исключить данное ограничение и разрешить страховым организациям обращаться за получением лицензии по дополнительным классам страхования до исполнения бизнес-плана.
В связи с этим будут пересмотрены требования к самому бизнес-плану, предоставляемому заявителем при создании страховой организации и обращении за получением лицензии по дополнительным классам страхования.
В целях совершенствования процедуры добровольного прекращения действия лицензии на право осуществления страховой деятельности и изменения отрасли страхования, с учетом наработанной практики и выявленных проблемных вопросов, в рамках проекта закона предлагается предоставить лицензиату право обращаться в уполномоченный орган с ходатайствами:
- о добровольной сдаче лицензии, а не только об исключении из лицензии отдельных классов (видов деятельности);
- об изменении отрасли страхования.
Законодательство Республики Казахстан предусматривает, что изменить отрасль страхования возможно только пройдя процедуры добровольной реорганизации (преобразование в товарищество с ограниченной ответственностью) и создание нового юридического лица с получением им новой лицензии по иной отрасли страхования. В свою очередь, процедуры добровольной сдачи лицензии на право осуществления страховой деятельности в законодательстве не прописаны, из чего также следует, что лицензиат не может сдать лицензию по всем классам страхования (видам деятельности) и остаться функционировать в качестве акционерного общества.
Кроме того, в случаях исключения из лицензии отдельных классов страхования (видов деятельности), нормами законодательных актов по вопросам страхования установлены требования по оплате лицензионного сбора и предоставлению документов в уполномоченный орган на замену лицензии, независимо от того, по чьей инициативе осуществляются данные процедуры: самого лицензиата либо уполномоченного органа. В рамках проекта закона предлагается не распространять действие изложенных требований на случаи принудительного лишения уполномоченным органом лицензии страховой (перестраховочной) организации на право осуществления деятельности по отдельным классам страхования (видам деятельности) и изменения законодательства.
Совершенствования требуют и отдельные надзорные процедуры, включая меры надзорного реагирования и санкции, виды классов страхования и содержание классов страхования.
В соответствии с законодательными актами для того, чтобы получить разрешение на приобретение дочерней организации (страховой организации или страхового брокера), как потенциальный покупатель (материнская организация), так и дочерняя организация не должны иметь действующих мер надзорного реагирования и административных взысканий. В свою очередь, как правило, привлечение стратегического инвестора является одним из способов финансового оздоровления компании, соответственно, приобретаемая финансовая организация (дочерняя организация) может испытывать финансовые трудности, соответственно, иметь действующие меры надзорного реагирования, предусматривающие необходимость ее капитализации, и по этой причине акционеры привлекают стратегического инвестора.
В связи с этим, предлагается исключить основание для отказа в выдаче разрешения на создание, приобретение дочерней организации наличие у предполагаемой к приобретению дочерней страховой (перестраховочной) организации или страхового брокера действующих мер надзорного реагирования и (или) административных взысканий на дату подачи заявления и в период рассмотрения документов.
В целях повышения ответственности акционеров за обеспечение финансовой устойчивости страховых организаций и минимизации рисков в деятельности страховых организаций и страховых групп предлагается ввести ограничения на выплату акционерам дивидендов не только в случаях нарушения страховой организацией пруденциальных нормативов, но и при наличии факторов, влияющих на ухудшение финансового положения страховой организации, страховой группы, или если такая выплата приведет к указанным последствиям, а также к невыполнению планов, связанных с рекапитализацией.
Для защиты законных интересов страхователей и минимизации рисков в деятельности всех, без исключения, участников страхового рынка необходимо обеспечить возможность применения мер надзорного реагирования к такому инфраструктурному участнику, как организация по формированию и ведению базы данных (ЕСБД), и ее должностным лицам.
Повышение ответственности руководящих работников требует обеспечения возможности отзыва выданного согласия на назначение (избрание) руководящего работника страховой (перестраховочной) организации, страхового брокера у уволившегося (уволенного) лица.
В связи с наличием норм по доверительному управлению акциями страховой организации в рамках принудительных мер надзорного реагирования, предусматривающих принудительную реализацию акций в случае неустранения оснований, послуживших учреждению доверительного управления, требуется исключить санкцию в виде принудительного выкупа акций страховой организации.
В рамках мер по улучшению финансового состояния и минимизации рисков страховой (перестраховочной) организации действующие требования законодательства к крупному участнику страховой (перестраховочной) организации и страховому холдингу необходимо также распространить на лицо, обладающее признаками крупного участника страховой (перестраховочной) организации или страхового холдинга.
Требуется устранение дублирующих и внесение уточняющих норм в части оснований приостановления действия лицензии страховой (перестраховочной) организации, внесение уточняющих норм касательно оснований лишения лицензии страховой (перестраховочной) организации, страхового брокера.
4.2. Совершенствование процедуры передачи страхового портфеля.
Значение процедуры передачи страхового портфеля нельзя недооценивать, поскольку именно на данном этапе обеспечивается защита прав и интересов страхователей и гарантия исполнения обязательств.
На сегодняшний день для передачи страхового портфеля при исключении из лицензии отдельных классов страхования и (или) видов деятельности, добровольной ликвидации и (или) реорганизации страховой (перестраховочной) организации необходимо получение согласия страхователя по каждому заключенному договору страхования (перестрахования). Однако, требуется уточнение механизма получения такого согласия и дальнейших действий страховщика в случае его неполучения.
Проектом закона предлагается при передаче страхового портфеля по классам страхования, по которым предоставляется гарантия в соответствии с Законом Республики Казахстан «О Фонде гарантирования страховых выплат», ввести обязательное уведомление страхователя о передаче страхового портфеля той или иной страховой организации, соответствующей требованиям законодательства, вместо получения согласия. В свою очередь, по иным классам страхования требование по наличию согласия страхователя на передачу страхового портфеля сохраняется, но при этом уточняются действия страховщика в случаях его получения либо неполучения.
Предусматривается право расторжения страховой (перестраховочной) организацией договоров страхования в случае отсутствия других страховых (перестраховочных) организаций для принятия страхового портфеля из-за наличия законодательных ограничений.
По обязательным видам страхования предусматривается право отказа страховой (перестраховочной) организации в заключении договора страхования и запрет на заключение новых договоров страхования (перестрахования), включая продление действующих договоров страхования (перестрахования) и их изменение, предусматривающее увеличение страховых премий, объема ответственности страховой (перестраховочной) организации, в случае направления в уполномоченный орган решения акционера об исключении из лицензии отдельных классов страхования и (или) видов деятельности, а также о добровольной сдаче лицензии, добровольной ликвидации или реорганизации. Это позволит страховщику, намеренному добровольно прекратить осуществление страховой (перестраховочной) деятельности, провести все необходимые процедуры по передаче страхового портфеля и сдаче лицензии.
В случае принудительного лишения лицензии по всей деятельности устанавливается требование об обязательной передаче страхового портфеля по гарантируемым видам страхования временной администрацией ликвидируемой страховой (перестраховочной) организации. Передача страхового портфеля будет осуществляться за счет АО «Фонд гарантирования страховых выплат» (ФГСВ). Договоры страхования по негарантируемым видам страхования будут досрочно прекращать действие с момента вступления решения суда о принудительной ликвидации страховой (перестраховочной) организации.
Данное нововведение необходимо для оптимизации процесса принудительной ликвидации, а также для ускорения процесса получения пострадавшими лицами страховых выплат.
Кроме того, следует уточнить возможность передачи страхового портфеля как одной, так и нескольким страховым (перестраховочным) организациям.
4.3. Оптимизация процедур ликвидации и реорганизации страховых (перестраховочных) организаций.
Для повышения уровня защиты прав потребителей страховых услуг, обеспечения их законных прав по получению выплат и совершенствования процессов ликвидации и реорганизации, в рамках проекта закона предлагается пересмотреть процедуры ликвидации и реорганизации.
При определении целесообразности применения санкций в отношении субъектов страхового рынка необходимо учитывать социальные последствия результатов применения санкций, а также принятые страховой организацией решения о добровольном прекращении ее деятельности.
В рамках проекта закона предусматривается обязательное включение работников ФГСВ в состав временной администрации по управлению принудительно ликвидируемой страховой (перестраховочной) организацией. Поскольку согласно проекту закона ФГСВ будет осуществлять проведение мероприятий по осуществлению гарантированных выплат со дня принятия уполномоченным органом решения о лишении лицензии страховой организации-участника и назначения временной администрации, необходимо непосредственное участие его работников в процессе ликвидации страховой (перестраховочной) организации.
При принудительной ликвидации страховых (перестраховочных) организаций уполномоченным органом будет рассматриваться возможность передачи функций ликвидационного процесса от уполномоченного органа к собственнику имущества или уполномоченным им лицам по самостоятельному осуществлению процесса ликвидации страховой (перестраховочной) организации. При этом в состав ликвидационной комиссии могут входить работники уполномоченного органа и ФГСВ. Также предусматривается обязанность собственника имущества возмещать обязательства, если они возникнут после ликвидации страховой (перестраховочной) организации и итоги ликвидационного процесса, осуществленного собственником, будут влиять на безупречную деловую репутацию собственника в будущем.
При наличии решения общего собрания акционеров о добровольной реорганизации или ликвидации страховой (перестраховочной) организации и в случае отсутствия у страховой (перестраховочной) организации страховых (перестраховочных) обязательств, страховым (перестраховочным) организациям предоставляется возможность добровольного прекращения страховой (перестраховочной) деятельности.
Кроме того, уточняются сроки осуществления мероприятий временной администрацией ликвидируемой страховой (перестраховочной) организации и уполномоченного органа.
4.4. Исключение процедуры консервации страховых (перестраховочных) организаций.
Консервация страховой (перестраховочной) организации представляет собой принудительное проведение по решению уполномоченного органа комплекса административных, юридических, финансовых, организационно-технических и других мероприятий и процедур в отношении страховой (перестраховочной) организации в целях оздоровления ее финансового положения и улучшения качества работы.
Основанием для проведения консервации страховой (перестраховочной) организации может быть невыполнение установленных законодательством Республики Казахстан пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов (мер).
При этом на практике уполномоченный орган не применял санкции в виде консервации страховой (перестраховочной) организации.
Вместе с тем, согласно законодательству, уполномоченный орган имеет другие более продуктивные инструменты надзорного реагирования для оздоровления финансового состояния страховой (перестраховочной) организации, такие как передача страхового портфеля и исключение из лицензии отдельных классов, что делает это возможным без введения режима консервации.
Учитывая изложенное, в рамках проекта закона предлагается исключить норму по консервации страховых (перестраховочных) организаций.
5. Развитие инфраструктуры страхового рынка. Совершенствование функционала инфраструктурных организаций и усиление их роли на рынке страховых услуг в целях защиты прав потребителей финансовых услуг.
5.1. Система гарантирования страховых выплат.
ФГСВ является единственной организацией на территории Республики Казахстан, гарантирующей осуществление страховых выплат страхователям (застрахованным, выгодоприобретателям) при принудительной ликвидации страховой организации по договорам обязательного страхования. Учредителем ФГСВ выступил Национальный Банк Республики Казахстан. Акционерами ФГСВ, начиная с октября 2008 года, стали страховые (перестраховочные) организации-участники ФГСВ.
Согласно законодательным актам, гарантированию подлежат 3 вида обязательного страхования (страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами, страхование туристов) и два вида аннуитетного страхования (аннуитет в рамках обязательного страхования работника от несчастного случаев и пенсионный аннуитет).
Для обеспечения системного подхода к решению вопросов дальнейшего развития системы гарантирования страховых выплат, включая вопросы деятельности ФГСВ, как важной инфраструктурной организации страхового рынка, возникла необходимость внесения изменений и дополнений в законодательство Республики Казахстан, регулирующее деятельность ФГСВ. Требуется как расширение гарантируемых классов страхования, так и пересмотр механизма осуществления гарантийных выплат, и требований по корпоративному управлению в ФГСВ.
В целях поддержания доверия населения к страхованию необходим пересмотр системы гарантирования страховых выплат.
Актуальным является внедрение механизма гарантирования выплат по социальным и массовым видам страхования. Необходимо внедрение гарантирования по всем обязательным классам страхования, за исключением вмененного страхования, а также полное покрытие по договорам аннуитетов в рамках обязательного страхования работника от несчастного случаев и пенсионных аннуитетов.
При привлечении компаний по страхованию жизни в государственную образовательную накопительную систему также будет проработан механизм гарантирования страховых выплат по данному виду страхования жизни.
Для повышения защиты потребителей страховых услуг и обеспечения непрерывности страховой защиты населения при принудительной ликвидации страховой организации, обеспечения их законных прав по получению выплат, предлагается расширить полномочия ФГСВ по участию в процессе ликвидации страховых организаций.
В настоящее время кредиторы вправе обратиться в ФГСВ за получением страховых выплат с момента вступления в силу решения суда о принудительной ликвидации. Это растягивает процесс получения страховых выплат по договорам страхования, так как с момента лишения уполномоченным органом лицензии страховой организации и до вступления в силу решения суда о принудительной ликвидации, временная администрация, назначенная уполномоченным органом, не вправе осуществлять выплаты по договорам страхования. В этой связи, необходимо ввести процесс осуществления гарантийных выплат с момента лишения уполномоченным органом лицензии страховой организации, не дожидаясь окончания продолжительных судебных процессов.
Кроме того, в целях защиты законных интересов лиц, имеющих право на получение страховых выплат из ФГСВ, предлагается на законодательном уровне упорядочить деятельность посредников на страховом рынке при осуществлении гарантийных выплат.
В целях оптимизации процедуры осуществления выплат предлагается предоставление доступа ФГСВ к единой страховой базе данных, для получения необходимой информации, в т. ч. составляющей тайну страхования.
Наличие у ФГСВ собственной базы данных о договорах страхования, подпадающих под систему гарантирования, предоставит возможность кредиторам проверить действие гарантий ФГСВ в отношении конкретных договоров страхования.
Ввиду того, что деятельность ФГСВ носит социально-значимый характер и направлена на защиту интересов потребителей страховых услуг, необходимо обеспечить сохранность и транспарентность учета резервов гарантирования и возмещения, формируемых за счет взносов страховых организаций. Так, проектом закона предусматривается учет и хранение средств резервов ФГСВ в банке-кастодиане.
Проектом закона также предусматриваются уточняющие нормы по ведению раздельного учета активов страховых резервов и активов ФГСВ, регламентации процедур по использованию средств страховых резервов, исполнению страховыми организациями обязательств по уплате обязательных и чрезвычайных взносов, а также по другим вопросам регулирования и надзора за деятельностью ФГСВ.
Кроме того, для реализации вышеуказанных задач и в целях сохранения устойчивости финансовой системы, обеспечения надлежащего уровня мониторинга и контроля деятельности ФГСВ со стороны регулятора, имеется необходимость повышения статуса ФГСВ как финансовой организации и уточнения компетенции уполномоченного органа в части установления требований как к финансовому институту.
Для обеспечения равного доступа к управлению ФГСВ его акционерами – страховыми организациями в соответствии с его ролью на страховом рынке, необходимы законодательные нормы, предоставляющие каждому участнику системы гарантирования при решении вопросов деятельности ФГСВ по одному голосу вне зависимости от доли владения акциями.
В целях оптимизации, повышения эффективности деятельности ФГСВ возникает необходимость внесения поправок по вопросам организации и совершенствования деятельности ФГСВ, в том числе, предусматривающих:
- уточнение полномочий его органов (совет директоров, инвестиционный и консультативный комитеты);
- создание внутреннего органа по управлению рисками;
- уточнение порядка исполнения обязательств по уплате обязательных и чрезвычайных взносов;
- пересмотр порядка взимания ФГСВ комиссионного вознаграждения;
- вопросы взаимодействия ФГСВ с уполномоченным органом и страховыми (перестраховочными) организациями – участниками ФГСВ.
5.2. Актуарии.
Актуарий – это физическое лицо, сдавшее экзамены по минимальной обязательной программе обучения актуариев. На практике, деятельность актуария главным образом сосредоточена на оценке принимаемых страховых рисков (тарификация) и обязательств (резервирование).
Однако, в развитых странах роль и статус актуария более значимы, и, соответственно, ответственность актуария выше. Кроме вышесказанного, в круг ответственности актуария входят вопросы платежеспособности страховой организации и процесса управления активами и обязательствами (Asset/Liability management).
Актуарно-контрольный цикл, включающий в себе бизнес-процессы с участием актуария, состоит из следующих блоков:
- анализ рисков;
- ценообразование;
- управление активами и обязательствами;
- мониторинг опыта субъекта страхования;
- платежеспособность страховой организации.
Учитывая вышеизложенное, проектом закона предлагается предусмотреть поправки, направленные на:
- повышение статуса и роли актуария в страховой организации;
- вовлечение актуария в финансовое и корпоративное управление, в том числе управления рисками страховой организации;
- обязательное участие актуария в процессе проведения анализа и прогнозирования платежеспособности страховой организации;
- повышение независимости актуария от менеджмента страховой организации в принятии решений по вопросам актуарных расчетов на основе его профессионального суждения;
- расширение требований к независимым актуариям.
Кроме того, по результатам проверок периодически выявляются случаи неверного расчета страховых обязательств актуариями вследствие предоставления страховой организацией неполных и недостоверных данных (input). В связи с этим, требуется принятие мер по обеспечению предоставления актуариям достоверных, качественных и полных данных, необходимых для актуарных расчетов.
5.3. Страховые посредники.
В соответствии с проводимой государственной политикой по дерегулированию бизнеса в Республике Казахстан в рамках проекта закона планируется внести соответствующие изменения в законодательные акты по страхованию по смягчению требований к страховым агентам в части уменьшения срока запрета на осуществление деятельности после исключения из реестра в качестве страхового агента.
Вместе с тем, исходя из практики, необходимо повысить уровень страховой грамотности и культуры страхового агента, профессиональные требования к их квалификации, а также обеспечить прозрачность их деятельности и возмещение ущерба, нанесенного клиентам вследствие профессиональных ошибок.
Учитывая вышеизложенное, проектом закона предлагается следующие поправки:
- введение страхования гражданско-правовой ответственности страхового агента перед третьими лицами;
- повышение квалификации и уровня осведомленности страхового агента в области страхования;
- введение требований к наличию заключенных договоров страхования в целях исключения страховых агентов, не осуществляющих посредническую деятельность;
- раскрытие в договорах страхования информации о размере выплаченного (подлежащего выплате) комиссионного вознаграждения страхового агента.
5.4. Страховой омбудсман.
Страховой омбудсман – это независимое в своей деятельности физическое лицо, осуществляющее досудебное урегулирование взаимоотношений (споров), возникающих из договоров страхования.
Учитывая положительный опыт работы страхового омбудсмана в досудебном урегулировании вопросов, возникающих по договорам ОС ГПО ВТС, в 2018 году были расширены его полномочия в части урегулирования разногласий между заинтересованными сторонами.
Вместе с тем, в июле 2019 года распоряжением Председателя Верховного Суда Республики Казахстан запущен пилотный проект «Профилактика страховых споров». Данный проект направлен на повышение уровня финансовой и правовой грамотности населения в сфере защиты законных интересов и прав потребителей при содействии и помощи страхового омбудсмана без обращения в суд.
Учитывая вышеизложенное, а также постоянный рост количества рассматриваемых обращений потребителей финансовых услуг, в целях повышения статуса страхового омбудсмана и развития его деятельности необходимо внесение поправок, в том числе по вопросам организации и совершенствования деятельности страхового омбудсмана, предусматривающих:
- расширение полномочий уполномоченного органа по разработке методики расчета размера обязательных взносов страховых организаций и определению порядка осуществления деятельности страхового омбудмана;
- изменение порядка избрания страхового омбудсмана, включая требование об избрании уполномоченным органом на должность страхового омбудсмана лица из перечня кандидатов, согласованных советом представителей страхового омбудсмана;
- уточнение требований к лицу, которое может быть рекомендовано для избрания страховым омбудсманом;
- применение мер надзорного реагирования за ненадлежащее исполнение обязательств по уплате обязательных взносов и неисполнение страховой организацией решения страхового омбудсмана в установленный им срок;
- установление минимальных требований к штатной численности офиса страхового омбудсмана;
- уточнение компетенции совета представителей страхового омбудсмана;
- оптимизация процесса урегулирования возникающих разногласий между страхователями и страховщиками.
3. Цели принятия проекта закона
Целями проекта закона являются:
1) совершенствование и приведение законодательства Республики Казахстан в соответствие с международной практикой, в том числе в рамках реализации интеграционных инициатив;
2) повышения уровня правовой защиты интересов страхователей и обеспечения сохранности активов страхователей, в том числе при ликвидации страховой организации;
3) повышение доступности пенсионных аннуитетов для большего количества вкладчиков пенсионной системы;
4) создание конкурентной среды на рынке коллективных инвестиций и возможности для выхода на отечественный рынок ценных бумаг институциональных инвесторов в лице компаний по страхованию жизни;
5) повышение заинтересованности населения в эффективности управления их пенсионными сбережениями;
6) повышение защиты прав потребителей страховых услуг путем развития системы гарантирования страховых выплат, в т.ч. обеспечение непрерывности страховой защиты при ликвидации страховых организаций;
7) укрепление стабильности и надежности национальной страховой индустрии и повышение страховой культуры населения;
8) расширение продуктов страхования ответственности для усиления защиты прав потребителей профессиональных услуг и улучшения условий для предпринимательской деятельности;
9) развитие страховых продуктов добровольного страхования жизни и инвестиционных возможностей страховых организаций по страхованию жизни;
10) расширение и совершенствование механизмов накопления средств для оплаты обучения, включающих страховую защиту на случай смерти или потери трудоспособности родителя (кормильца);
11) совершенствование процедур лицензирования, регулирования и надзора за субъектами страхового рынка;
12) совершенствование ОС ГПО ВТС;
13) повышение статуса и расширение функций ЕСБД, закрепление за уполномоченным органом полномочия по развитию ЕСБД;
14) повышение роли и статуса актуария, как ключевого лица, принимающего решения в страховой организации;
15) совершенствование и развитие деятельности страхового омбудсмана и посредников на рынке страхования;
16) оптимизация процедур выпуска и размещения ценных бумаг в целях стимулирования выхода эмитентов на рынок ценных бумаг;
17) совершенствование механизмов раскрытия корпоративной информации;
18) совершенствование корпоративного управления;
19) расширение перечня предусмотренных законодательством долговых финансовых инструментов;
20) преобразование центрального депозитария в учетную организацию с развитой системой управления рисками, высокой степенью защиты клиентских активов и широким перечнем услуг, предлагаемых клиентам – номинальным держателям;
21) повышение защиты инвесторов на казахстанском фондовом рынке путем усиления ответственности професиональных участников рынка ценных бумаг и регулирования деятельности по инвестиционному консультированию;
22) совершенствование концепции категоризации инвесторов и обеспечение защиты прав инвесторов, признаваемых неквалифицированными;
23) упрощение процедуры совершения сделок с ценными бумагами, относящимися к общему имуществу супругов;
24) выявление и предупреждение рисков в области информационных технологий при совершении финансовых операций и оценки объективности определения стоимости финансовых инструментов;
25) реализация финансовых соглашений по сделкам хеджирования при торговле внебиржевыми контрактами по производным финансовым инструментам.
7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия проекта закона
Принятие проекта закона повлечет позитивные правовые и социально-экономические последствия.
Правовые последствия будут заключаться в повышении эффективности правового регулирования страховых (перестраховочных) организаций, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и услуг, связанных с инвестиционным консультированием, устранении имеющихся пробелов и противоречий в законодательстве о страховой деятельности, повышении доверии населения к страховому рынку, развитии отечественного фондового рынка и усиление конкуренции путем увеличения количества институциональных инвесторов, повышении доступности пенсионных аннуитетов путем перехода от минимальной пенсии к прожиточному минимуму при определении размера аннуитетных выплат.
Меры по совершенствованию механизмов государственной образовательной накопительной системы путем вовлечения компаний по страхованию жизни в данную программу создадут альтернативный инструмент для накопления средств на образование с дополнительной опцией страховой защиты и позволят решить одну из социальных задач государства по обеспечению детей качественным образованием.
Социальные последствия заключаются в более высокой степени обеспеченности защиты имущественных и личных неимущественных прав физических и юридических лиц, в том числе, при заключении договоров страхования с участием в инвестициях, обеспечении доступности большему количеству вкладчиков заключать договоры пенсионного аннуитета, обеспечении возможности компаний по страхованию жизни по управлению пенсионными накоплениями, как институциональных инвесторов на рынке ценных бумаг, расширении рамок социальной защиты граждан и членов их семей путем внедрения совместных (супружеских) пенсионных аннуитетов, совершенствовании законодательства в сфере образовательных накоплений, повышении доступности для населения качественного высшего, профессионального образования, создании альтернативного финансового института для поддержания сберегательных инициатив населения.
Расширение видов страхования как вмененного страхования профессиональной ответственности будет способствовать усилению защиты законных интересов граждан, обеспечивать гарантию выполнения обязательств субъектов предпринимательства, возникших ввиду ошибок и упущений, перед потребителями их услуг.
Кроме того, принятие проекта закона приведет к повышению финансовой устойчивости страхового рынка и доверия со стороны клиентов страховых организаций, обеспечению независимости актуариев от менеджмента страховой организации в принятии решений по вопросам актуарных расчетов на основе его профессионального суждения, усилению роли и статуса актуария, как профессионального участника страхового рынка.
Совершенствование механизмов гарантирования страхования, в том числе, путем обеспечения непрерывной страховой защитой лиц, имеющих право на страховую выплату при ликвидации страховой организации и расширения гарантируемых классов, будут способствовать повышению доверия населения к страхованию.
Повышение статуса ФГСВ на финансовом рынке, совершенствование его деятельности, в т.ч. в части корпоративного управления и управления средствами резервов приведут к усилению роли ФГСВ на финансовом рынке, и повышению финансовой устойчивости на страховом рынке.
Развитие института страхового омбудсмана обеспечит дополнительную защиту интересов потребителей страховых услуг при досудебном урегулировании споров заинтересованных сторон.
Отрицательных правовых и социально-экономических последствий в случае принятия проекта закона не предполагается.
Последствия криминогенного характера в результате принятия проекта закона не предполагаются.
В целом проект закона соответствует интересам потребителей услуг страхового рынка и рынка ценных бумаг, субъектов страхового рынка и рынка ценных бумаг и интересам государства.
10. Наличие по рассматриваемому вопросу международного опыта
По страховым продуктам «unit-linked»
В странах СНГ «unit-linked» считается инвестиционным продуктом нового поколения, а в Европе, Азии и США данный инструмент существует более 60 лет, поскольку представляет собой удачный симбиоз страховых и инвестиционных услуг. Так, в США до 60% договоров страхования жизни заключаются именно по технологии «unit-linked». В Европе на долю этого сегмента приходится от 30 до 70%. В Российской Федерации первые аналоговые «unit-linked» продукты стали появляться во второй половине 2007 года. При этом в Республике Казахстан страховые продукты «unit-linked» до настоящего времени остаются невостребованными.
Как показывает опыт западных стран, таких как Англия, США, Канада и других, в случае с «unit-linked» при инвестировании активов страхователей отсутствуют какие-либо инвестиционные ограничения и учет инвестиционных фондов осуществляется согласно внутренней системе учета страховой организации.
Данное, в первую очередь, продиктовано тем, что инвестиционные риски в рамках данного продукта несет сам страхователь.
Кроме того, согласно опыту европейских стран, полисы «unit-linked» представляют собой долевое страхование, при этом дают широкие возможности для инвестирования и сбережения. В «unit-linked» также заложена возможность передачи активов по наследству. Этот продукт хорошо подходит для вложения свободных средств на длительную перспективу – от 10 лет и более.
По результатам анализа динамики развития продукта «unit-linked» в европейских странах выделены основные факторы, оказывающие поддержку росту популярности инвестиционно-страховых продуктов:
1) макроэкономические условия;
2) законодательные нововведения в части управления фондами, оценки активов, введения налоговых льгот, установления гарантий и раскрытия сведений о комиссиях, регулирования прозрачности деятельности участников;
3) развитие информационных технологий, позволяющих снизить административные издержки.
По пенсионным аннуитетам
В развитых странах договоры пенсионного аннуитета являются неотъемлемой частью пенсионной системы. В скандинавских странах (Дания, Швеция, Норвегия) совместные аннуитеты являются добровольными продуктами, тогда как в латиноамериканских странах (Чили, Мексика, Аргентина) совместные аннуитеты носят обязательный характер.
Отложенные пенсионные аннуитеты также широко представлены в развитых странах (Великобритания, Канада, США, страны Европейского союза). Эти продукты, например, в Дании, Бельгии и Германии, как правило, приобретаются в виде отложенных аннуитетов до выхода на пенсию. При расчете их стоимости используется относительно низкая гарантированная доходность с добавлением бонусов по мере появления инвестиционной прибыли.
По накопительному страхованию в рамках ГОНС
Продукты добровольного накопительного страхования жизни в Казахстане начинают развиваться ввиду растущей склонности населения к сбережению и повышению уровня финансовой грамотности.
В западных странах широко распространено накопительное страхование жизни для реализации крупных финансовых планов, в том числе для оплаты качественного высшего образования детей.
В США действует сберегательный счет «529», по которому средства на обучение детей подлежат налоговому вычету.
В Нидерландах распространены образовательные счета, по которым на одного обучающегося работника поступают индивидуальные взносы за счет и работодателя, и государства.
В Сингапуре образовательные счета сосредоточены в сберегательный учебный фонд, при этом государство ежегодно начисляет деньги на начальное образование и среднее образование. Эти средства также могут быть использованы для оплаты высшего образования.
В Испании индивидуальные сберегательные счета предназначены для повышения компьютерной грамотности преподавателей средней школы, которые получают ваучеры на определенную сумму, самостоятельно оплачивая 25% стоимости обучения.
В России для оплаты обучения возможно заключение договора накопительного страхования жизни, по которому предусмотрен налоговый вычет в размере 13% и высокий уровень юридической защиты инвестиций: деньги, направленные на покупку страхового полиса, не подлежат взысканиям и арестам, не включаются в состав делимого имущества.
По совершенствованию ОС ГПО ВТС
За основу модели расчета страховых тарифов по ОС ГПО ВТС берется модель, широко используемая страховыми компаниями США в автостраховании – «Experience rating» (оценка опыта). «Experience rating» использует фактические суммы убытков в предыдущих периодах действия страховых полисов по сравнению со средним убытком по классу, чтобы определить премию за следующий период действия страховых полисов. Если убытки были меньше среднего, то премия снижается, а если были выше, то премия повышается.
Корректировка премии определяется методом поправочного коэффициента и умножается на фактор достоверности. Фактором достоверности является достоверность того, что фактический опыт убытков прогнозирует будущие потери.
По развитию ЕСБД
Международная практика формирования и ведения ЕСБД показывает большую вариативность использования ЕСБД для оптимизации процессов в страховании, тем самым повышая качество предоставляемых страховых услуг. В частности, в европейских странах собранная статистика в страховой базе данных, помимо прочего используется для проведения на её основе анализа и расчетов, что в последствии способствует развитию новых страховых продуктов, в зависимости от потребностей потребителей страховых услуг. Позволяет принимать более точные решения на стадии андеррайтинга и бороться со страховым мошенничеством в автостраховании.
Страховая база данных Армении регистрирует все данные и ведет статистику практически по всем процессам автострахования в электронной форме, тем самым оптимизируя расходы страховых организаций по ведению страховых дел.
По развитию вмененного страхования
В международной практике введение вмененного страхования осуществляется по видам страхования, которые являются обязательным условием для получения допуска на какой-либо профессиональный рынок в целях обеспечения достаточной страховой защиты путем страхования гражданско-правовой ответственности, в том числе профессиональной ответственности.
Например, в Испании существует около 190 обязательных вмененных видов страхования. Уполномоченный орган по страхованию в лице Главного управления страховых и пенсионных фондов ведет электронный публичный реестр обязательных (вмененных) видов страхования. Условно его можно сгруппировать по следующим группам: автострахование, страхование жилища, обязательное страхование туристов, страхование ответственности, в том числе владельцев «беспилотников» (дронов), охотников, организаторов мероприятий, профессиональной ответственности, а также десятилетнее страхование строений (долгосрочное страхование ответственности строительных организаций и работников).
В законодательстве Франции имеется более 120 видов обязательного страхования, из них только 4 относятся к традиционному обязательному страхованию (порядок и условия страхования строго регламентированы отдельным законом), остальные - к вмененному.
Французское законодательство охватывает широкий спектр секторов и видов деятельности, таких как: страхование ОСАГО, покрывающее ущерб, причиненный транспортными средствами третьим лицам; страхование домашнего хозяйства для арендатора; страхование строительных работ, подписанное как собственником, так и строителями, до начала любых строительных работ, и медицинское страхование от злоупотребления служебным положением, охватывающее медицинских работников, осуществляющих свою деятельность на независимой основе. При этом, большинство регулируемых видов профессиональной деятельности подлежат заключению договора страхования профессионального возмещения (например, страховые посредники, архитекторы и т. д.).
По системе гарантирования страховых выплат
В международной практике схемы гарантирования страхования покрывают определенные классы страхования либо страховой портфель в целом. При этом, в обоих случаях гарантии подлежат в первую очередь обязательные (вмененные) виды страхования, в т. ч. обязательное страхование работника. Так, законодательством Бельгии, Финляндии создан специальный фонд, гарантирующий выплаты по страхованию работника при наступлении неплатежеспособности страховой организации. В странах, как США, Великобритания, Румыния, Испания, Латвия, Мальта схемами гарантирования обеспечиваются гарантии практически по всему страховому портфелю.
Вместе с тем, согласно мировому опыту, в большинстве стран Европы, как Франция, Германия, Испания, Польша и т.д. гарантии фондами гарантирования страхования осуществляются на основании решения уполномоченного органа по контролю страховых организаций об установлении неплатежеспособности страховой организации или с момента объявления о неплатежеспособности самой организацией.
Таким образом, применение эффективного зарубежного опыта в области гарантирования социально-значимых классов страхования, а также осуществление гарантийных выплат в короткие сроки может оказать существенное влияние на развитие национального страхового рынка и повышения доверия к нему со стороны населения.
По деятельности актуариев
В западных страховых компаниях актуарии традиционно играют важную роль и постоянно участвуют в решении практических вопросов деятельности страховой компании, связанных с оценкой риска, расчетом страховых тарифов, оценкой страховых резервов и эффективности их инвестирования. Эти направления являются основными в деятельности актуария в «западном» понимании его роли и места в страховой компании.
Роль и место актуария за рубежом закреплены либо законодательно, либо сложившейся практикой. При этом актуарий компании является, с одной стороны, работником страховой компании, а с другой – обладает высокой степенью независимости в принятии решений и зачастую имеет непосредственный доступ к руководящим национальным органам надзора за страховой деятельностью, минуя руководство компании. Его подпись на документах страховой компании является гарантией обоснованности на уровне современных знаний ее страховых резервов и общего финансового положения.
За рубежом актуарии играют доминирующую роль в управлении компаниями страхования жизни. Например, в Великобритании каждая компания по страхованию жизни должна иметь назначенного актуария, который несет профессиональную ответственность как перед страхователями и руководством страхового надзора, так и перед правлением и советом директоров компании за состояние ее финансов. Характерно при этом, что в Великобритании существуют назначенный Правительственный актуарий и его аппарат, которые выполняют наряду со страховым надзором функцию контроля и проверки деятельности страховых компаний по вопросам, отнесенным к компетенции актуария.
По деятельности страхового агента
Международная практика показывает, что страховой рынок развит в тех странах, где деятельность страхового агента получила наибольшее развитие, так как это один из важных каналов продаж страховых продуктов, быстрый и эффективный способ донесения услуги страхования до потребителей.
В европейских странах законодательно закреплены требования к страховым агентам о получении минимально необходимой специальной подготовки. Минимальные сроки профессионального обучения в разных странах составляют от двух недель до нескольких месяцев. Дополнительно уполномоченные органы страхового надзора возлагаются функции контроля над профессиональной подготовкой, повышением квалификации страховых агентов, утверждаются программы учебных курсов, квалификационные требования и порядок проведения экзаменов.
В Армении уполномоченным органом в 2018 году для развития деятельности страхового агента смягчены требования к страховым агентам в части уменьшения срока запрета на осуществление деятельности после исключения из реестра в качестве страхового агента. Кроме того, установлены требования к наличию заключенных договоров страхования в целях исключения страховых агентов, не осуществляющих посредническую деятельность и прохождению профессиональной переподготовки в области страхования, организованную страховой компанией или специализированным учреждением для повышения уровня страховой грамотности и культуры населения.
По деятельности страхового омбудсмана
В международной практике страховой омбудсман является одним их ключевых участников страхового рынка, обеспечивая досудебное урегулирование споров между заинтересованными сторонами договора страхования.
В Канаде существует сеть омбудсмана финансовых услуг, спонсируемая за счет взносов участников финансового рынка. Для обеспечения беспристрастности службы омбудсмана операции контролируются Канадским советом страховых регуляторов, который оказывает содействие защите прав потребителей и обеспечивает финансовую устойчивость страхового рынка между провинциями. Вместе с тем, в Германии существует консультативный совет, включающий в задачи участие в назначении омбудсмана, внесение предложений по осуществлению деятельности омбудсмана и по разработке правил и процедур его деятельности.
В странах, как Канада, Австралия, Германия, Россия штат омбудсмана содержит службу обеспечения деятельности омбудсмана, а также сотрудников по обслуживанию потребителей, менеджеров по жалобам, квалифицированных юристов, исполнительного директора, старшего судью и иных вспомогательных сотрудников. Соответственно, заявления потребителей рассматриваются поэтапно (пошагово), то есть в службе омбудсмана определенные сотрудники отвечают за определенный этап, что определяется правилами омбудсмана.
В России нормами законодательства уполномоченного органа определяются требования к финансовому омбудсману, порядок досудебного урегулирования финансовым омбудсманом споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями, а также порядок расчета дифференцированной ставки взносов организаций. Кроме того, страховой омбудсман финансируется за счет страховых организаций и, соответственно, может оказываться определенное влияние со стороны рынка не в пользу потребителей финансовых услуг при принятии им решений. Таким образом, учитывая данный конфликт интересов, принят опыт России в части назначения главного страхового омбудсмана уполномоченным органом.
Таким образом, применение эффективного зарубежного опыта в досудебном урегулировании разногласий между заинтересованными сторонами может обеспечить упрощение и быстроту процедуры рассмотрения споров между сторонами и повышения статуса страхового омбудсмана на страховом рынке.
Публикуется в сокращении (исключены положения по рынку ценных бумаг)