19
Пт, апр

Средняя цена полиса «автогражданки» в Германии упала почти на 100 евро за 15 лет после либерализации тарифов

tsena strahovka auto germaniaВ Германии эпоха регулируемых тарифов в обязательном страховании автогражданской ответственности завершилась 1 июля 1994 года их либерализацией, сообщил в ходе встречи с российской делегацией Российского союза автостраховщиков (РСА) старший менеджер по Центральной и Восточной Европе Германского союза страховщиков (ГСС, Die Deutschen Versicherer) Франк Тирольф.

 

По данным ГСС, в результате либерализации в первые 5 лет после реформы средняя стоимость полиса ОСАГО снизилась на 50 евро. В период с 1994 по 1999 год она упала с 300 евро до 250 евро. К 2010 году этот показатель был уже чуть больше 200 евро.

«Отмены тарифного регулирования опасались все: страховщики понимали, что конкуренция на рынке ужесточится, а потребители боялись, что не сдерживаемые контрольно-надзорным органом тарифы начнут расти. Но на деле все произошло ровно наоборот: из-за жесткой конкуренции между страховыми компаниями тарифы резко снизились», - отметил в ходе встречи Ф.Тирольф.

В 2015 году средняя стоимость полиса обязательного страхования ответственности автовладельца в Германии составила 248 евро, но выше 260 евро в период после либерализации цена полиса уже не поднималась. На фоне падения показателя средней премии обращает на себя внимание факт роста средней суммы возмещения ущерба за вред жизни и здоровью пострадавшего в ДТП - с примерно 11 тыс. евро в 1994 году до 16 тыс. 529 евро в 2015-м. При этом средняя сумма возмещения материального ущерба осталась практически неизменной и находилась все это время в районе 2400-2500 евро. Такие данные со ссылкой на статистику Германского союза страховщиков приводит РСА.

Согласно информации, приведенной ГСС, освобождение тарифов и последовавшее за ним снижение средней премии отразилось на бизнесе германских автостраховщиков: технический результат страховых компаний по ОСАГО после 1994 года стал резко падать, сократившись почти до минус 1,7 млрд евро к 1999 году (показатель отражает прибыльность или убыточность операций с учетом расходов на ведение дел страховщика). Но затем рынок адаптировался к изменениям регулирования, и уже в 2002 году технический результат страховых компаний по ОСАГО вышел в положительную зону. А по итогам 2003 года он составил 0,5 млрд евро, что стало максимальным техрезультатом по обязательному автострахованию начиная с 1980 года.

В последующие годы финансовые показатели страховщиков ОСАГО развивались циклически: несколько лет прибыли сменялись несколькими годами убытков, и так далее, что позволяет говорить о том, что рынок автострахования в Германии сбалансирован, отметил Ф. Тирольф.

Парадокс освобождения цен

Таким образом, как показывает опыт Германии, при условии конкуренции, принципы которой строго соблюдаются в стране, либерализация цен в ОСАГО дает положительный эффект для потребителей, полагает главный эксперт «Интерфакс-ЦЭА» Анжела Долгополова. С точки зрения самих страховщиков результат реформы оценивается не столь однозначно. Она напомнила, что несколько лет российские автостраховщики добиваются начала реформы по освобождению цен в ОСАГО, они терпят убытки, комбинированный коэффициент убыточности в этом виде бизнеса у лидеров сегмента значительно превышает 100%, компании сохраняют позиции в ОСАГО только в расчете на скорую реформу.

Вместе с тем А.Долгополова добавила, что «опыт либерализации этого вида автострахования в совершенно другой стране - в Индии - продемонстрировал ту же тенденцию в поведении цен ОСАГО после либерализации». «Цены освобождали в обязательном страховании ответственности водителей на фоне острой убыточности и без ограничений. И вдруг после этого они начали падать из-за безудержной и неразумной конкуренции страховых компаний. Регулятору пришлось вводить нижнюю границу ценовых значений, отсекая возможность снижения тарифов более чем на 25%. Постепенно система стабилизировалась», - отметила она.

Количество имеет значение

В беседе с «Интерфаксом» вице-президент РСА Сергей Ефремов обратил внимание на то, что «данные ГСС показывают практически полное покрытие страховой защитой всего автопарка». Так, по данным Германского союза страховщиков, национальный автопарк страны включает 60 млн транспортных средств, которые подлежат обязательному страхованию. При этом по данным, приведенным Ф. Тирольфом, число заключенных договоров автострахования составляет 112 млн за 2017 год.

«В Германии полис страхования автовладельца, как правило, объединяет защиту по ОСАГО, а также защиту по добровольному автокаско (в полном или усеченном виде - по выбору водителя). Доля ОСАГО в цене комбинированного полиса составляет, как правило, 2/3, - рассказал делегации из России Ф.Тирольф. - Кроме того, водитель может приобрести дополнительную защиту по страхованию пассажиров от несчастного случая. Автомобильные прицепы страхуются и учитываются самостоятельными полисами «автогражданки»«. Страхуется ответственность грузовых автомобилей, а также ответственность мотоциклистов, что, в отличие от России, считается достаточно выгодным делом.

«Выплаты по ДТП с участием иностранных водителей или не застраховавших свою ответственность производятся в рамках национального бюро международной системы страхования ответственности автовладельцев «Зеленая карта», там же создан гарантийный фонд выплат пострадавшим от незастрахованных водителей. Выплаты по ДТП по вине водителей без страховки составляют в общем объеме 0,03%», - пояснил российским журналистам Ф.Тирольф.

«В России, по разным оценкам, национальный автопарк прирастает все последние годы на 6-10%, - привел для сравнения данные С.Ефремов. - Он достигает примерно 60 млн транспортных средств по итогам 2017 года. Вместе с тем количество проданных автостраховщиками полисов ОСАГО в РФ не меняется в последние годы и составляет 45 млн в год». Представитель РСА допустил, что такой результат связан с мягкостью административного наказания для российских водителей за езду без полиса ОСАГО.

Услышав, что штраф за такое нарушение исчисляется примерно 10 евро, Ф.Тирольф укоризненно покачал головой: «В Германии ответственность автовладельца законодательно выстроена иначе. Обнаруженный в потоке «безбилетник» рискует не только получить высокий штраф, но и поискать машину на штрафстоянке. Для злостных нарушителей соблюдения чужих прав введена уголовная ответственность». Поэтому езда без полиса непопулярна в Германии. Подделок полисов ОСАГО водителям также никто не предлагает.

Рынок РФ отличается от немецкого еще тем, что в Германии не развит «бизнес» криминальных автоюристов, которые сделали источником своего заработка искусственные «накрутки» на выплаты через суды, отметил, комментируя различия практики ОСАГО, глава РСА Игорь Юргенс. Обсуждая подходы к либерализации в этом виде страхования, представители РСА опасались, что она «на первом этапе вызовет резкий рост тарифов в регионах, где активны автоюристы и мошенники», сказал он.

«Однако российские страховщики уже заметили положительный эффект от приоритета натурального возмещения в ОСАГО - сумма выплат по страховым случаям в «автогражданке» в январе-марте 2018 года сократилась на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 33,5 млрд рублей. Эта тенденция позволяет прогнозировать, что рост тарифов в проблемных регионах не будет столь значительным», - считает глава РСА.

Ценовые «профили»

Либерализация тарифов нужна не только страховщикам для балансировки убыточности ОСАГО, спровоцированной криминальными автоюристами. Свободные тарифы ОСАГО означают справедливое тарифообразование именно для потребителей. Сейчас в условиях жесткого регулирования тарифов государством все автовладельцы - и молодые, и опытные, и аккуратные, и лихачи - платят усредненную, а значит, плюс-минус одинаковую цену за страховку, отмечает глава РСА.

«При этом риск страховщика на таких водителей различается в разы, но установить соразмерную риску цену в условиях тарифного регулирования страховая компания не может. А это означает, что опытные и аккуратные водители вынуждены переплачивать за полис, компенсируя недоплату за риск со стороны молодых и аварийных водителей. Свободное тарифообразование позволит устанавливать цену для каждого водителя индивидуально, к выводу о правильности этого принципа давно пришли в Европе и других развитых странах. Для России это значит, что большая часть водителей, скорее всего, будет платить меньше - ведь скидкой за безаварийную езду пользуется 81% водителей», - заключил И.Юргенс.

В РФ регулирование цен находится в ведении Банка России как регулятора, изменения подходов к тарификации в ОСАГО автостраховщики ожидают до конца года.

Как ранее сообщил «Интерфаксу» зампред ЦБ Владимир Чистюхин, «Банк России уже имеет четкое понимание, каким образом должен быть реализован план перехода к либерализации в ОСАГО».

«Конечно, рынок ОСАГО в России имеет свою специфику, и, скорее всего, сценарий его развития после освобождения тарифов будет отличаться от германского, - заявил Ф Тирольф, подводя итоги либерализации тарифов в ОСАГО в Германии. - Но что мы можем сказать точно - не стоит бояться либерализации, потому что на нашем рынке в результате нее выиграли все - и страховщики, и, что самое главное, потребители».

 

Источник: Финмаркет