Ноябрьские Встречи перестраховщиков 

Среда, 21 ноября 2018
Menu

Средняя цена полиса «автогражданки» в Германии упала почти на 100 евро за 15 лет после либерализации тарифов

tsena strahovka auto germaniaВ Германии эпоха регулируемых тарифов в обязательном страховании автогражданской ответственности завершилась 1 июля 1994 года их либерализацией, сообщил в ходе встречи с российской делегацией Российского союза автостраховщиков (РСА) старший менеджер по Центральной и Восточной Европе Германского союза страховщиков (ГСС, Die Deutschen Versicherer) Франк Тирольф.

 

По данным ГСС, в результате либерализации в первые 5 лет после реформы средняя стоимость полиса ОСАГО снизилась на 50 евро. В период с 1994 по 1999 год она упала с 300 евро до 250 евро. К 2010 году этот показатель был уже чуть больше 200 евро.

«Отмены тарифного регулирования опасались все: страховщики понимали, что конкуренция на рынке ужесточится, а потребители боялись, что не сдерживаемые контрольно-надзорным органом тарифы начнут расти. Но на деле все произошло ровно наоборот: из-за жесткой конкуренции между страховыми компаниями тарифы резко снизились», - отметил в ходе встречи Ф.Тирольф.

В 2015 году средняя стоимость полиса обязательного страхования ответственности автовладельца в Германии составила 248 евро, но выше 260 евро в период после либерализации цена полиса уже не поднималась. На фоне падения показателя средней премии обращает на себя внимание факт роста средней суммы возмещения ущерба за вред жизни и здоровью пострадавшего в ДТП - с примерно 11 тыс. евро в 1994 году до 16 тыс. 529 евро в 2015-м. При этом средняя сумма возмещения материального ущерба осталась практически неизменной и находилась все это время в районе 2400-2500 евро. Такие данные со ссылкой на статистику Германского союза страховщиков приводит РСА.

Согласно информации, приведенной ГСС, освобождение тарифов и последовавшее за ним снижение средней премии отразилось на бизнесе германских автостраховщиков: технический результат страховых компаний по ОСАГО после 1994 года стал резко падать, сократившись почти до минус 1,7 млрд евро к 1999 году (показатель отражает прибыльность или убыточность операций с учетом расходов на ведение дел страховщика). Но затем рынок адаптировался к изменениям регулирования, и уже в 2002 году технический результат страховых компаний по ОСАГО вышел в положительную зону. А по итогам 2003 года он составил 0,5 млрд евро, что стало максимальным техрезультатом по обязательному автострахованию начиная с 1980 года.

В последующие годы финансовые показатели страховщиков ОСАГО развивались циклически: несколько лет прибыли сменялись несколькими годами убытков, и так далее, что позволяет говорить о том, что рынок автострахования в Германии сбалансирован, отметил Ф. Тирольф.

Парадокс освобождения цен

Таким образом, как показывает опыт Германии, при условии конкуренции, принципы которой строго соблюдаются в стране, либерализация цен в ОСАГО дает положительный эффект для потребителей, полагает главный эксперт «Интерфакс-ЦЭА» Анжела Долгополова. С точки зрения самих страховщиков результат реформы оценивается не столь однозначно. Она напомнила, что несколько лет российские автостраховщики добиваются начала реформы по освобождению цен в ОСАГО, они терпят убытки, комбинированный коэффициент убыточности в этом виде бизнеса у лидеров сегмента значительно превышает 100%, компании сохраняют позиции в ОСАГО только в расчете на скорую реформу.

Вместе с тем А.Долгополова добавила, что «опыт либерализации этого вида автострахования в совершенно другой стране - в Индии - продемонстрировал ту же тенденцию в поведении цен ОСАГО после либерализации». «Цены освобождали в обязательном страховании ответственности водителей на фоне острой убыточности и без ограничений. И вдруг после этого они начали падать из-за безудержной и неразумной конкуренции страховых компаний. Регулятору пришлось вводить нижнюю границу ценовых значений, отсекая возможность снижения тарифов более чем на 25%. Постепенно система стабилизировалась», - отметила она.

Количество имеет значение

В беседе с «Интерфаксом» вице-президент РСА Сергей Ефремов обратил внимание на то, что «данные ГСС показывают практически полное покрытие страховой защитой всего автопарка». Так, по данным Германского союза страховщиков, национальный автопарк страны включает 60 млн транспортных средств, которые подлежат обязательному страхованию. При этом по данным, приведенным Ф. Тирольфом, число заключенных договоров автострахования составляет 112 млн за 2017 год.

«В Германии полис страхования автовладельца, как правило, объединяет защиту по ОСАГО, а также защиту по добровольному автокаско (в полном или усеченном виде - по выбору водителя). Доля ОСАГО в цене комбинированного полиса составляет, как правило, 2/3, - рассказал делегации из России Ф.Тирольф. - Кроме того, водитель может приобрести дополнительную защиту по страхованию пассажиров от несчастного случая. Автомобильные прицепы страхуются и учитываются самостоятельными полисами «автогражданки»«. Страхуется ответственность грузовых автомобилей, а также ответственность мотоциклистов, что, в отличие от России, считается достаточно выгодным делом.

«Выплаты по ДТП с участием иностранных водителей или не застраховавших свою ответственность производятся в рамках национального бюро международной системы страхования ответственности автовладельцев «Зеленая карта», там же создан гарантийный фонд выплат пострадавшим от незастрахованных водителей. Выплаты по ДТП по вине водителей без страховки составляют в общем объеме 0,03%», - пояснил российским журналистам Ф.Тирольф.

«В России, по разным оценкам, национальный автопарк прирастает все последние годы на 6-10%, - привел для сравнения данные С.Ефремов. - Он достигает примерно 60 млн транспортных средств по итогам 2017 года. Вместе с тем количество проданных автостраховщиками полисов ОСАГО в РФ не меняется в последние годы и составляет 45 млн в год». Представитель РСА допустил, что такой результат связан с мягкостью административного наказания для российских водителей за езду без полиса ОСАГО.

Услышав, что штраф за такое нарушение исчисляется примерно 10 евро, Ф.Тирольф укоризненно покачал головой: «В Германии ответственность автовладельца законодательно выстроена иначе. Обнаруженный в потоке «безбилетник» рискует не только получить высокий штраф, но и поискать машину на штрафстоянке. Для злостных нарушителей соблюдения чужих прав введена уголовная ответственность». Поэтому езда без полиса непопулярна в Германии. Подделок полисов ОСАГО водителям также никто не предлагает.

Рынок РФ отличается от немецкого еще тем, что в Германии не развит «бизнес» криминальных автоюристов, которые сделали источником своего заработка искусственные «накрутки» на выплаты через суды, отметил, комментируя различия практики ОСАГО, глава РСА Игорь Юргенс. Обсуждая подходы к либерализации в этом виде страхования, представители РСА опасались, что она «на первом этапе вызовет резкий рост тарифов в регионах, где активны автоюристы и мошенники», сказал он.

«Однако российские страховщики уже заметили положительный эффект от приоритета натурального возмещения в ОСАГО - сумма выплат по страховым случаям в «автогражданке» в январе-марте 2018 года сократилась на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 33,5 млрд рублей. Эта тенденция позволяет прогнозировать, что рост тарифов в проблемных регионах не будет столь значительным», - считает глава РСА.

Ценовые «профили»

Либерализация тарифов нужна не только страховщикам для балансировки убыточности ОСАГО, спровоцированной криминальными автоюристами. Свободные тарифы ОСАГО означают справедливое тарифообразование именно для потребителей. Сейчас в условиях жесткого регулирования тарифов государством все автовладельцы - и молодые, и опытные, и аккуратные, и лихачи - платят усредненную, а значит, плюс-минус одинаковую цену за страховку, отмечает глава РСА.

«При этом риск страховщика на таких водителей различается в разы, но установить соразмерную риску цену в условиях тарифного регулирования страховая компания не может. А это означает, что опытные и аккуратные водители вынуждены переплачивать за полис, компенсируя недоплату за риск со стороны молодых и аварийных водителей. Свободное тарифообразование позволит устанавливать цену для каждого водителя индивидуально, к выводу о правильности этого принципа давно пришли в Европе и других развитых странах. Для России это значит, что большая часть водителей, скорее всего, будет платить меньше - ведь скидкой за безаварийную езду пользуется 81% водителей», - заключил И.Юргенс.

В РФ регулирование цен находится в ведении Банка России как регулятора, изменения подходов к тарификации в ОСАГО автостраховщики ожидают до конца года.

Как ранее сообщил «Интерфаксу» зампред ЦБ Владимир Чистюхин, «Банк России уже имеет четкое понимание, каким образом должен быть реализован план перехода к либерализации в ОСАГО».

«Конечно, рынок ОСАГО в России имеет свою специфику, и, скорее всего, сценарий его развития после освобождения тарифов будет отличаться от германского, - заявил Ф Тирольф, подводя итоги либерализации тарифов в ОСАГО в Германии. - Но что мы можем сказать точно - не стоит бояться либерализации, потому что на нашем рынке в результате нее выиграли все - и страховщики, и, что самое главное, потребители».

 

Источник: Финмаркет

 

Читайте также...

  • 1
  • 2
  • 3
Пред След

Китайские власти разрешат иностранным страховщикам владеть местными совместными предприятиями

20-11-2018 Просмотров:33

Китайские власти разрешат иностранным страховщикам владеть местными совместными предприятиями

Китай в начале следующего года будет принимать заявки от иностранных страховщиков, желающих...

Глава СК «Коммеск-Өмір» рассказал о ребрендинге компании

20-11-2018 Просмотров:130

Глава СК «Коммеск-Өмір» рассказал о ребрендинге компании

В конце октября страхования компания «Коммеск-Өмір» заявила о предстоящем ребрендинге. Глобальное обновление...

Кто составит конкуренцию иностранцам на страховом рынке в Казахстане?

20-11-2018 Просмотров:70

Кто составит конкуренцию иностранцам на страховом рынке в Казахстане?

На прошедшем 15 ноября VIII Конгрессе финансистов председатель Национального Банка РК Д....

Названы самые опасные для туристов страны

20-11-2018 Просмотров:46

Названы самые опасные для туристов страны

Крупнейшая в мире медицинская и туристическая компания International SOS опубликовала карту Travel...

Willis Towers Watson запускает специализированное киберстрахование для аэропортов

20-11-2018 Просмотров:37

Willis Towers Watson запускает специализированное киберстрахование  для аэропортов

В ответ на кибер и цифровые риски, которые был названы как главная...

Китайский гигант Ping An инвестирует $ 47 млн в немецкий…

20-11-2018 Просмотров:25

Китайский гигант Ping An инвестирует $ 47 млн в немецкий Fincech инкубатор  Finleap

Ping An Insurance Group Co., крупнейший по рыночной стоимости страховщик в Китае...

Возможность прикрепления к медорганизациям через поликлиники исключат в Казахстане

20-11-2018 Просмотров:166

Возможность прикрепления к медорганизациям через поликлиники исключат в Казахстане

Возможность прикрепления к медицинским организациям через поликлиники исключат в Казахстане, сообщает пресс-служба...

Казахстанские страховщики до 30% премий выплачивают мошенникам

20-11-2018 Просмотров:209

Казахстанские страховщики до 30% премий выплачивают мошенникам

До трети выплат страховые компании производят не пострадавшим, а мошенникам, сообщил первый...

Marsh разворачивает цифровую брокерскую платформу «Bluestream» для обслуживания экономики обмена

19-11-2018 Просмотров:77

Marsh разворачивает цифровую брокерскую платформу «Bluestream» для обслуживания экономики обмена

Глобальный брокер Marsh объявил о запуске облачной цифровой брокерской платформы Bluestream для...

Страхование с применением телематики сокращает объем выплат по ДТП…

19-11-2018 Просмотров:73

Страхование  с применением телематики сокращает объем выплат по ДТП с участием молодых водителей на треть

По оценкам правительства Великобритании, дорожно-транспортные происшествия стоят экономике более чем 16,3 млрд...

Lloyd's Брюссель начинает новую главу для Lloyd's в Европе

19-11-2018 Просмотров:43

Lloyd's Брюссель начинает новую главу для Lloyd's в Европе

Lloyd's, мировой рынок страхования и перестрахования, ознаменовал свою деятельность новой фазой развития,...

Статистика выездного туризма в Казахстане: итоги летнего сезона 2018 года…

19-11-2018 Просмотров:401

Статистика выездного туризма в Казахстане: итоги летнего сезона 2018 года

Подводя итоги туристического сезона, информационно- аналитический центр (далее - ИАЦ) СК «Kompetenz»...

Некоторые туристические направления в регионе Ближнего Востока и Северной Африки…

19-11-2018 Просмотров:39

Некоторые туристические направления в регионе Ближнего Востока и Северной Африки безопаснее, чем в Европа

Некоторые регионы Ближнего Востока и Северной Африки более безопасны по целому ряду...

Страховая индустрия хорошо зарекомендовавшая себя во время ураганов, а теперь…

19-11-2018 Просмотров:65

Страховая индустрия хорошо зарекомендовавшая себя во время ураганов, а теперь подтвердила свою состоятельность и при лесных пожарах

В нынешнем сезоне с его разрушительными лесными пожарами в Калифорнии и ураганами...

Согласованное заявление в смартфоне: в Латвии заработало приложение для водителей,…

19-11-2018 Просмотров:69

Согласованное заявление в смартфоне: в Латвии заработало приложение для водителей, попавших в аварию

Латвийское бюро страховщиков транспортных средств (LTAB) разработало мобильное приложение LTAB OCTA, с...

Центральный Банк России с 1 января сможет проводить «тайные закупки»…

19-11-2018 Просмотров:75

Центральный Банк России с 1 января сможет проводить «тайные закупки» по всему финансовому рынку

Банк России с 1 января 2019 года получит полномочия проводить контрольные закупки...

Несмотря на одобрение проекта сделки по Brexit, для Лондонского Сити…

16-11-2018 Просмотров:100

Несмотря на одобрение проекта сделки по Brexit, для Лондонского Сити остаются неопределенности

Лондонский Сити предотвратил одну катастрофу после заявления о согласовании сделки по Brexit,...

Глобальные регулирующие органы с опозданием переосмысливают подход к определению системно…

16-11-2018 Просмотров:73

Глобальные регулирующие органы с опозданием переосмысливают подход к определению системно значимых страховщиков

Глобальные страховые регуляторы будут пересматривать критерии для определения страховщиков, считающихся системно важными...

Финансовый сектор не успевает за экономической глобализацией Казахстана

16-11-2018 Просмотров:1046

Финансовый сектор не успевает за экономической глобализацией Казахстана

За год приток прямых иностранных инвестиций в страну увеличился на 15,4%. В...

Киберэксперт говорит, что индустрия чрезмерно усложняет киберстрахование

16-11-2018 Просмотров:64

Киберэксперт говорит, что индустрия чрезмерно усложняет киберстрахование

Киберстрахование имеет отношение ко всем видам бизнеса, но страховая отрасль должна сделать...

Как «правильно» получить в суде 3,6 года вместо 2,2 млн…

16-11-2018 Просмотров:60

Как «правильно» получить в суде 3,6 года вместо 2,2 млн руб. за сожженную дачу и баню? Опыт российских страховщиков

Приобретя дом и баню, житель Вологды решил «слегка» нажиться на страховой компании....

ВСС планирует разработать стандарт выявления признаков страхового мошенничества

16-11-2018 Просмотров:66

ВСС планирует разработать стандарт выявления признаков страхового мошенничества

Всероссийский союз страховщиков (ВСС) рассчитывает создать стандарт по выявлению рисков страхового мошенничества,...

Игорь Юргенс: новых игроков на российском рынке страхования с Запада…

16-11-2018 Просмотров:62

Игорь Юргенс: новых игроков на российском рынке страхования с Запада ждать не стоит

Приток западных страховщиков на российский рынок маловероятен, новые игроки придут, скорее, из...

Узбекистан, итоги третьего квартала: драйвером роста остается добровольное страхование (+117%)

16-11-2018 Просмотров:59

Узбекистан, итоги третьего квартала: драйвером роста остается добровольное страхование (+117%)

За три квартала страховщики Узбекистана собрали премий на сумму почти 1.2 трлн....