Онлайн страхование в Казахстане

Суббота, 23 февраля 2019
Menu

Средняя цена полиса «автогражданки» в Германии упала почти на 100 евро за 15 лет после либерализации тарифов

tsena strahovka auto germaniaВ Германии эпоха регулируемых тарифов в обязательном страховании автогражданской ответственности завершилась 1 июля 1994 года их либерализацией, сообщил в ходе встречи с российской делегацией Российского союза автостраховщиков (РСА) старший менеджер по Центральной и Восточной Европе Германского союза страховщиков (ГСС, Die Deutschen Versicherer) Франк Тирольф.

 

По данным ГСС, в результате либерализации в первые 5 лет после реформы средняя стоимость полиса ОСАГО снизилась на 50 евро. В период с 1994 по 1999 год она упала с 300 евро до 250 евро. К 2010 году этот показатель был уже чуть больше 200 евро.

«Отмены тарифного регулирования опасались все: страховщики понимали, что конкуренция на рынке ужесточится, а потребители боялись, что не сдерживаемые контрольно-надзорным органом тарифы начнут расти. Но на деле все произошло ровно наоборот: из-за жесткой конкуренции между страховыми компаниями тарифы резко снизились», - отметил в ходе встречи Ф.Тирольф.

В 2015 году средняя стоимость полиса обязательного страхования ответственности автовладельца в Германии составила 248 евро, но выше 260 евро в период после либерализации цена полиса уже не поднималась. На фоне падения показателя средней премии обращает на себя внимание факт роста средней суммы возмещения ущерба за вред жизни и здоровью пострадавшего в ДТП - с примерно 11 тыс. евро в 1994 году до 16 тыс. 529 евро в 2015-м. При этом средняя сумма возмещения материального ущерба осталась практически неизменной и находилась все это время в районе 2400-2500 евро. Такие данные со ссылкой на статистику Германского союза страховщиков приводит РСА.

Согласно информации, приведенной ГСС, освобождение тарифов и последовавшее за ним снижение средней премии отразилось на бизнесе германских автостраховщиков: технический результат страховых компаний по ОСАГО после 1994 года стал резко падать, сократившись почти до минус 1,7 млрд евро к 1999 году (показатель отражает прибыльность или убыточность операций с учетом расходов на ведение дел страховщика). Но затем рынок адаптировался к изменениям регулирования, и уже в 2002 году технический результат страховых компаний по ОСАГО вышел в положительную зону. А по итогам 2003 года он составил 0,5 млрд евро, что стало максимальным техрезультатом по обязательному автострахованию начиная с 1980 года.

В последующие годы финансовые показатели страховщиков ОСАГО развивались циклически: несколько лет прибыли сменялись несколькими годами убытков, и так далее, что позволяет говорить о том, что рынок автострахования в Германии сбалансирован, отметил Ф. Тирольф.

Парадокс освобождения цен

Таким образом, как показывает опыт Германии, при условии конкуренции, принципы которой строго соблюдаются в стране, либерализация цен в ОСАГО дает положительный эффект для потребителей, полагает главный эксперт «Интерфакс-ЦЭА» Анжела Долгополова. С точки зрения самих страховщиков результат реформы оценивается не столь однозначно. Она напомнила, что несколько лет российские автостраховщики добиваются начала реформы по освобождению цен в ОСАГО, они терпят убытки, комбинированный коэффициент убыточности в этом виде бизнеса у лидеров сегмента значительно превышает 100%, компании сохраняют позиции в ОСАГО только в расчете на скорую реформу.

Вместе с тем А.Долгополова добавила, что «опыт либерализации этого вида автострахования в совершенно другой стране - в Индии - продемонстрировал ту же тенденцию в поведении цен ОСАГО после либерализации». «Цены освобождали в обязательном страховании ответственности водителей на фоне острой убыточности и без ограничений. И вдруг после этого они начали падать из-за безудержной и неразумной конкуренции страховых компаний. Регулятору пришлось вводить нижнюю границу ценовых значений, отсекая возможность снижения тарифов более чем на 25%. Постепенно система стабилизировалась», - отметила она.

Количество имеет значение

В беседе с «Интерфаксом» вице-президент РСА Сергей Ефремов обратил внимание на то, что «данные ГСС показывают практически полное покрытие страховой защитой всего автопарка». Так, по данным Германского союза страховщиков, национальный автопарк страны включает 60 млн транспортных средств, которые подлежат обязательному страхованию. При этом по данным, приведенным Ф. Тирольфом, число заключенных договоров автострахования составляет 112 млн за 2017 год.

«В Германии полис страхования автовладельца, как правило, объединяет защиту по ОСАГО, а также защиту по добровольному автокаско (в полном или усеченном виде - по выбору водителя). Доля ОСАГО в цене комбинированного полиса составляет, как правило, 2/3, - рассказал делегации из России Ф.Тирольф. - Кроме того, водитель может приобрести дополнительную защиту по страхованию пассажиров от несчастного случая. Автомобильные прицепы страхуются и учитываются самостоятельными полисами «автогражданки»«. Страхуется ответственность грузовых автомобилей, а также ответственность мотоциклистов, что, в отличие от России, считается достаточно выгодным делом.

«Выплаты по ДТП с участием иностранных водителей или не застраховавших свою ответственность производятся в рамках национального бюро международной системы страхования ответственности автовладельцев «Зеленая карта», там же создан гарантийный фонд выплат пострадавшим от незастрахованных водителей. Выплаты по ДТП по вине водителей без страховки составляют в общем объеме 0,03%», - пояснил российским журналистам Ф.Тирольф.

«В России, по разным оценкам, национальный автопарк прирастает все последние годы на 6-10%, - привел для сравнения данные С.Ефремов. - Он достигает примерно 60 млн транспортных средств по итогам 2017 года. Вместе с тем количество проданных автостраховщиками полисов ОСАГО в РФ не меняется в последние годы и составляет 45 млн в год». Представитель РСА допустил, что такой результат связан с мягкостью административного наказания для российских водителей за езду без полиса ОСАГО.

Услышав, что штраф за такое нарушение исчисляется примерно 10 евро, Ф.Тирольф укоризненно покачал головой: «В Германии ответственность автовладельца законодательно выстроена иначе. Обнаруженный в потоке «безбилетник» рискует не только получить высокий штраф, но и поискать машину на штрафстоянке. Для злостных нарушителей соблюдения чужих прав введена уголовная ответственность». Поэтому езда без полиса непопулярна в Германии. Подделок полисов ОСАГО водителям также никто не предлагает.

Рынок РФ отличается от немецкого еще тем, что в Германии не развит «бизнес» криминальных автоюристов, которые сделали источником своего заработка искусственные «накрутки» на выплаты через суды, отметил, комментируя различия практики ОСАГО, глава РСА Игорь Юргенс. Обсуждая подходы к либерализации в этом виде страхования, представители РСА опасались, что она «на первом этапе вызовет резкий рост тарифов в регионах, где активны автоюристы и мошенники», сказал он.

«Однако российские страховщики уже заметили положительный эффект от приоритета натурального возмещения в ОСАГО - сумма выплат по страховым случаям в «автогражданке» в январе-марте 2018 года сократилась на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 33,5 млрд рублей. Эта тенденция позволяет прогнозировать, что рост тарифов в проблемных регионах не будет столь значительным», - считает глава РСА.

Ценовые «профили»

Либерализация тарифов нужна не только страховщикам для балансировки убыточности ОСАГО, спровоцированной криминальными автоюристами. Свободные тарифы ОСАГО означают справедливое тарифообразование именно для потребителей. Сейчас в условиях жесткого регулирования тарифов государством все автовладельцы - и молодые, и опытные, и аккуратные, и лихачи - платят усредненную, а значит, плюс-минус одинаковую цену за страховку, отмечает глава РСА.

«При этом риск страховщика на таких водителей различается в разы, но установить соразмерную риску цену в условиях тарифного регулирования страховая компания не может. А это означает, что опытные и аккуратные водители вынуждены переплачивать за полис, компенсируя недоплату за риск со стороны молодых и аварийных водителей. Свободное тарифообразование позволит устанавливать цену для каждого водителя индивидуально, к выводу о правильности этого принципа давно пришли в Европе и других развитых странах. Для России это значит, что большая часть водителей, скорее всего, будет платить меньше - ведь скидкой за безаварийную езду пользуется 81% водителей», - заключил И.Юргенс.

В РФ регулирование цен находится в ведении Банка России как регулятора, изменения подходов к тарификации в ОСАГО автостраховщики ожидают до конца года.

Как ранее сообщил «Интерфаксу» зампред ЦБ Владимир Чистюхин, «Банк России уже имеет четкое понимание, каким образом должен быть реализован план перехода к либерализации в ОСАГО».

«Конечно, рынок ОСАГО в России имеет свою специфику, и, скорее всего, сценарий его развития после освобождения тарифов будет отличаться от германского, - заявил Ф Тирольф, подводя итоги либерализации тарифов в ОСАГО в Германии. - Но что мы можем сказать точно - не стоит бояться либерализации, потому что на нашем рынке в результате нее выиграли все - и страховщики, и, что самое главное, потребители».

 

Источник: Финмаркет

 

Читайте также...

  • 1
  • 2
  • 3
Пред След

Китай: страховой сектор региона «Материк-Гонконг-Макао» получил статус страхового центра Большого…

22-02-2019 Просмотров:41

Китай: страховой сектор региона «Материк-Гонконг-Макао» получил статус страхового центра Большого залива

Кабинет министров Китая, Государственный совет, представил план развития района Большого залива, стремясь...

Борьба за прибыльных клиентов в ОСАГО стала агрессивной спустя 1,5…

22-02-2019 Просмотров:54

Борьба за прибыльных клиентов в ОСАГО стала агрессивной спустя 1,5 месяца после старта реформы

Спустя 1,5 месяца с начала старта реформы в ОСАГО обозначился резкий рост...

AAIC запускает киберстрахование для фермеров, владельцев ранчо и МСП

22-02-2019 Просмотров:70

AAIC запускает киберстрахование для фермеров, владельцев ранчо и МСП

Американская сельскохозяйственная страховая компания (AAIC) запустила продукт киберстрахования, чтобы защитить владельцев малого...

Всемирный банк: От наводнений ВВП Казахстана теряет $3 млрд в…

22-02-2019 Просмотров:59

Всемирный банк: От наводнений ВВП Казахстана теряет $3 млрд в год

Из-за изменения климата возрастут частота и интенсивность наводнений и засух. Миллионный урон...

Выпуск катастрофных облигаций достиг $ 9,7 млрд в 2018 году,…

22-02-2019 Просмотров:53

Выпуск катастрофных облигаций достиг $ 9,7 млрд в 2018 году, ожидается дальнейший рост: Swiss Re

Swiss Re ожидает, что после 18 месяцев отраслевых убытков, превышающих средние показатели,...

Убытки от аварийных пусков в РФ составили почти 30% от…

22-02-2019 Просмотров:48

Убытки от аварийных пусков в РФ составили почти 30% от выплат в космическом страховании

Мировые страховщики должны будут выплатить почти $600 млн в связи с восемью...

Прибыль AXA упала на 66% в 2018 году после IPO…

22-02-2019 Просмотров:61

Прибыль AXA упала на 66% в 2018 году после IPO и значительных убытков по катастрофам

Французская страховая компания AXA констатирует, что ее чистая прибыль за весь 2018...

Swiss Re опубликовал хорошие результаты 2018 года, несмотря на значительные…

22-02-2019 Просмотров:52

Swiss Re опубликовал хорошие результаты 2018 года, несмотря на значительные убытки от катастроф

Swiss Re в четверг опубликовал данные о росте чистой прибыли на 27,2%...

Рынок брокеров Лондона избегает санкций FCA по итогам двухлетнего исследования…

22-02-2019 Просмотров:36

Рынок брокеров Лондона избегает санкций FCA по итогам двухлетнего исследования

Двухлетнее исследование показало, что не было никаких доказательств значительного вреда от текущей...

«Sextortion» - это киберриск для бизнеса

22-02-2019 Просмотров:80

«Sextortion» - это киберриск для бизнеса

Новая форма онлайн вымогательства со стороны киберпреступников, которые пытаются вымогать криптовалюту, заключается...

Британские ученые нашли самый аварийный интервал в сутках. Это всего…

21-02-2019 Просмотров:71

Британские ученые нашли самый аварийный интервал в сутках. Это всего 10 минут!

Британские страховщики с помощью телематических систем проанализировали данные 18 000 ДТП, произошедших...

Скидки за безаварийность в ОСАГО имеют почти 80% автомобилистов РФ

21-02-2019 Просмотров:65

Скидки за безаварийность в ОСАГО имеют почти 80% автомобилистов РФ

По итогам 2018 года коэффициент бонус-малус (КБМ) менее 1 имеют 79,75% водителей...

Индия: страховой регулятор создает «регуляторную песочницу» для продвижения цифровых инноваций…

21-02-2019 Просмотров:69

Индия: страховой регулятор создает «регуляторную песочницу» для продвижения цифровых инноваций в секторе

Экспертная комиссия предложила, чтобы страховой надзорный орган IRDAI учредил основной комитет по...

Южная Корея: страховщики начинают активно внедрять технические инновации в свой…

21-02-2019 Просмотров:79

Южная Корея: страховщики начинают активно внедрять технические инновации в свой бизнес

Страховые компании Южной Кореи сосредоточены на улучшении своих процессов и разработке различных...

Автономные автомобили могут однажды убить автострахование, в том виде, как…

21-02-2019 Просмотров:68

Автономные автомобили могут однажды убить автострахование, в том виде, как мы его знаем

Предприниматель открыл фирму, специализирующуюся на страховании автомобилей с автоматическим режимом вождения, как...

Facebook нарушил правила конфиденциальности данных, поэтому подлежит регулированию: британские законодатели

21-02-2019 Просмотров:64

Facebook нарушил правила конфиденциальности данных, поэтому подлежит регулированию: британские законодатели

В понедельник британские законодатели заявили, что Facebook намеренно нарушил закон о конфиденциальности...

Allianz Targets Tech, страховые инвестиции с фондом венчурного капитала в…

21-02-2019 Просмотров:75

Allianz Targets Tech, страховые инвестиции с фондом венчурного капитала в размере $1,1 млрд

Европейский страховщик Allianz SE увеличивает размер своего технологического инвестиционного фонда до 1...

AM Best проводит смену высшего руководства и реструктуризацию организации

21-02-2019 Просмотров:64

AM Best проводит смену высшего руководства и реструктуризацию организации

AM Best объявил, что Роджер Селлек уйдет с поста генерального директора в...

Generali global assistance опубликовала результаты своего глобального «Барометра по проблемам…

21-02-2019 Просмотров:71

Generali global assistance опубликовала результаты своего глобального «Барометра по проблемам кибербезопасности»

Согласно первому глобальному опросу потребителей Generali Global Assistance, в этом году кража...

В России мошенники освоили новый способ продажи поддельных полисов ОСАГО

20-02-2019 Просмотров:94

В России мошенники освоили новый способ продажи поддельных полисов ОСАГО

  Полисы автогражданки резко выросли в цене. Проведя мониторинг рынка страхования, финансовые аналитики...

СМИ сообщили о потерях немецких страховщиков из-за дизельного скандала

20-02-2019 Просмотров:69

СМИ сообщили о потерях немецких страховщиков из-за дизельного скандала

Страховые компании Германии потеряли 380 миллионов евро из-за скандала вокруг оснащенных дизельными...

Компания Floow через внедрение новых технологий поможет сделать страхование автомобилей…

20-02-2019 Просмотров:92

Компания Floow через внедрение новых технологий поможет сделать страхование автомобилей «умнее»

Правительство Великобритании назначило фирму по анализу и телематике данных Floow консульатнтом по...

Insurtech, работающий на технологиях блокчейн, начинает «разрушать» рынок автострахования

20-02-2019 Просмотров:106

Insurtech, работающий на технологиях блокчейн, начинает «разрушать» рынок автострахования

Стартап Insurtech VouchForMe запустил в Великобритании P2P модель страхования на основе технологии...

Тайвань: стартап помогает страховщикам сократить эксплуатационные расходы

20-02-2019 Просмотров:62

Тайвань: стартап помогает страховщикам сократить эксплуатационные расходы

Тайваньский стартап BravoAI применяет технологии компьютерного зрения (CV), обработки естественного языка (NLP)...