13
Пн, янв

Почему обязательное медстрахование надо отложить

Об этом рассуждает директор Центра прикладных исследований «Талап», экономист Рахим Ошакбаев.

НПП РК «Атамекен» предлагает перенести сроки внедрения обязательного медицинского страхования до 2020 года в связи с непродуманностью и неготовностью реформы.

14 июня состоялся съезд НПП «Атамекен», на котором палата обратилась к правительству с просьбой отложить обязательные отчисления в фонд обязательного медицинского страхования до 2020 года. Помимо дальнейшего неадекватного роста нагрузки на ФОТ, выплачиваемых работодателями, палата привела также ряд других убедительных аргументов.

В настоящее время в Казахстане действует система гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП), то есть каждый казахстанец имеет право на получение определенного объема медицинских услуг. Эта система полностью финансируется за счет республиканского бюджета.

Экономическая целесообразность создания ФСМС заключалась в снижении нагрузки на бюджет и повышении ответственности граждан за состояние своего здоровья. В настоящее время эти цели не достигаются.

1. Введение ОСМС не предусматривает оптимизацию бюджетных расходов.

В рамках республиканского бюджета на 2017 на обеспечение населения медицинской помощью в рамках ГОБМП (бюджетные программы 052 и 053) предусмотрено 939 млрд тенге.

В республиканском бюджете на оказание медицинской помощи в рамках ОСМС и ГОБМП на 2018 запланировано 965 млрд тенге, на 2019 – 1 125 млрд тенге. То есть к 2019 расходы республиканского бюджета на медицинскую помощь относительно 2017 года вырастут на 20%.

Государство будет делать взносы за большинство социальных групп населения: детей, пенсионеров, инвалидов, безработных, заключенных и т.д. Также государство будет перечислять в ФСМС трансферты на оказание гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. В целом, около 75-80% финансовых потоков ФСМС будет формироваться за счет средств бюджета (взносы, отчисления и трансферты).

Если учитывать, что ФСМС будут аккумулироваться взносы от частного сектора за наемных работников и самозанятых 233 млрд тенге в 2018 и 367 млрд тенге в 2019, то расходы на здравоохранение к 2019 могут вырасти на 59%.

При этом введение ОСМС не учитывает вопрос необходимости повышения эффективности бюджетных расходов на здравоохранение.

2. Стоит учитывать издержки бизнеса, индивидуальных предпринимателей и самозанятых по уплате взносов на ежемесячной основе через банки второго уровня. Принимая во внимание численность контингента, то необходимость уплаты взносов приведет к более 16 млн транзакций в год, что связано с дополнительными трудовыми издержками и расходами на выплату комиссии банкам второго уровня.

Стоит отметить, что по отдельным категориям гражданам будут «двойные» взносы. К примеру, наемный работник, который также имеет свое ИП, должен платить взносы как работник и как ИП.

Учитывая все издержки бизнеса, растущие расходы бюджета и игнорирование вопроса эффективности бюджетных расходов, 233 млрд тенге взносов от частного сектора не являются критической суммой для бюджета.

3. Несмотря на существенный рост бюджетных расходов на медицинскую помощь и нагрузки на бизнес, с введением ОСМС ухудшится положение неформальных работников и непродуктивно самозанятых. Чтобы пользоваться новой системой, им надо будет зарегистрироваться безработными либо уплатить взнос в размере 5% от минимальной заработной платы (1,4 тыс. тенге в месяц).

На начало 2017 из 6, 343 млн наемных работников более 382 тыс. человек не имели отчислений в пенсионный фонд, фонд социального страхования. Непродуктивно самозанятыми являлись 344 тыс. человек. По данным статистики, в 2016 среднедушевые денежные расходы на селе составили всего 33 тыс. тенге в месяц.

Очевидно, что население с низкими доходами не будет осуществлять даже минимальные взносы в ФСМС. Бесплатный объем гарантированной государством медицинской помощи будет ограничен скорой и экстренной помощью, социально значимыми заболеваниями (туберкулез и т.д.).

В настоящее время в рамках ГОБМП граждане имеют право на амбулаторно-поликлиническую, стационарную медицинскую помощь, восстановительное лечение, реабилитацию и др.

Таким образом, введение ОСМС ухудшит текущие положение неформально занятых и вызовет социальное напряжение.

4. Несмотря на начало отчислений взносов уже 1 июля 2017, подзаконная нормативная база до настоящего времени не принята.

Не разработаны информационная система и электронный паспорт здоровья.

Отсутствует понимание того, каким образом деньги будут следовать за пациентом при лечении в поликлиниках и частных клиниках, в разных регионах.

Остается непонятным, как будут администрироваться взносы от самозанятых и компаний в процессе реабилитации/банкротства.

Не решен вопрос развития добровольного медицинского страхования, поскольку его участники не будут освобождены от взносов в ФСМС.

Отмечается слабая разъяснительная работа среди населения.

5. Ожидается, что в 2017 комиссионное вознаграждение ФСМС составит 6,85% от размера активов, поступивших на счет фонда. Если учитывать, что в ФСМС поступит порядка 53 млрд. тенге отчислений работодателей, то комиссионное вознаграждение за 6 месяцев 2017 года составит около 3,6 млрд. тенге.

Также, по данным ФСМС, на содержание фонда в 2018 будет необходимо около 1,25% от активов, или 8,5 млрд тенге.

Для сравнения, содержание территориальных органов Комитета оплаты медицинских услуг со штатом 242 ед. обходится бюджету в 0,7 млрд тенге.

Исходя из вышеизложенного, сложившаяся ситуация с внедрением ОСМС наряду с ростом нагрузки на бизнес и бюджет, имеет ряд недостатков, что свидетельствует о недостаточной проработке данного вопроса и высоких социальных рисках.

В связи с этим предложение перенести сроки введения ОСМС до 2020 года выглядит очень убедительным.

При этом необходимо изыскать резервы для роста расходов на здравоохранение за счет других статей бюджета и повышения их эффективности.

 

Источник: Forbes Kazakhstan