23
Сб, нояб

Совершенствование обязательного страхования в растениеводстве в Республике Казахстан

PC: От имени Министерства сель­ского хозяйства хотелось бы поблагодарить Всемирный банк за оперативность и, главное, - за своевременное содействие в во­просе совершенствования системы обязательного страхования в рас­тениеводстве.

 

Главой Государства неоднократ­но отмечалась необходимость мас­штабной модернизации сельского хозяйства, особенно в условиях растущего глобального спроса на сельскохозяйственную продукцию. Управление рисками сельскохо­зяйственного производства играет важную роль в модернизации отрасли, особенно это важно для Казахстана. Не секрет, что Казах­стан является зоной рискового земледелия, и сельскохозяйствен­ное производство в Казахстане подвержено чрезвычайным эко­номическим рискам. Основная доля рисков связана с погодными условиями. Думаю, всем хорошо известен механизм, регулирующий действующую систему обязательно­го страхования в растениеводстве. Поэтому я на нём не буду акценти­ровать внимание. Отмечу только, что действующий механизм не обе­спечивает должный уровень управ­ления рисками в аграрном секторе, в этой связи остро назрел вопрос актуализации и выработки новых подходов в вопросах обязательного страхования в растениеводстве.

В настоящее время Министер­ством сельского хозяйства Респу­блики Казахстан ведётся работа по разработке нового Закона об обязательном страховании в расте­ниеводстве. Определённая работа уже проведена в тесном контакте со всеми заинтересованными струк­турами: страховыми компаниями, представителями аграрного бизне­са, общественными объединения­ми, международными экспертами. Разработан законопроект обяза­тельного страхования в растение­водстве, концептуальные моменты которого я вам сейчас презентую.

Для начала разрешите вкратце остановиться на основных причинах недостаточного развития или основ­ных проблемных вопросах действую­щей системы страхования. По наше­му мнению, их несколько. Это:

- Неадекватность применяемых страховых тарифов, низкий уровень агротехнологий, отсутствие регла­ментированных действий Обществ взаимного страхования и демпинг со стороны Обществ взаимного страхования в рамках действую­щих тарифов, что приводит к вы­теснению страховых компаний и финансовой неустойчивости самих Обществ взаимного страхования при наступлении страховых случаев;
- Неэффективность механизма государственной поддержки. В насто­ящее время мы субсидируем страхо­вую выплату, но это не стимулирует ни страховые компании, ни Общества взаимного страхования к корректи­ровке и оценке своих рисков;
- Неполное покрытие страхо­ванием видов сельхозкультур, то есть страхуются только определён­ные виды сельскохозяйственных культур.

Для решения данных проблем предусматривается следующее:

- Внедрение адекватных стра­ховых тарифов путём проведения актуарных расчётов. Предусма­тривается введение более чёткой градации страховых тарифов по природным климатическим зо­нам с учётом частоты наступле­ния неблагоприятных явлений на основании данных статистики по гибели и по результатам актуарных расчётов. Кроме того, планируется актуализировать норматив затрат на производство видов продукции растениеводства на 1 гектар посев­ной площади. При этом указанные активы будут утверждены реше­нием Министерством сельского хозяйства;
- Создание Гарантийных фондов страховых компаний и Обществ взаимного страхования для просто­го и критического гарантирования.

Создание Фонда планируется на базе некоммерческой организации в организационно-правовой форме акционерного общества с контроль­ным пакетом акций, который будет принадлежать Национальному управляющему холдингу в сфере агропромышленного комплекса. При простом гарантировании стра­ховщик в лице страховой компании, а также Общества взаимного стра­хования участвуют в системе гаран­тирования страховых выплат путём заключения с Фондом договора участия в простом гарантировании. Для участия в системе гарантирова­ния страховщик оплачивает Фонду основную часть от полученных страховых премий. При наступлении страхового случая Фонд оплачи­вает страховщику также основную часть страховой выплаты из резерва гарантирования страховых выплат, меньшая часть покрывается самим страховщиком. Критическое га­рантирование применяется только к страховым компаниям, то есть Общества взаимного страхования по этой схеме работать не будут. Основным отличием критического гарантирования от простого являе­тся то, что страховой компании остаётся большая часть премий, и при наступлении страхового случая страховая компания самостоятельно отвечает по обязательствам. Фонд оплачивает страховую выплату только при критических случаях, то есть при невозможности страховой компании обеспечить исполнение своих обязательств;

- Внедрение субсидирования страховых премий взамен субсиди­рования страховых выплат;
- Страхование по схеме специ­ализации. Страхованию подлежит сельскохозяйственная продукция, рекомендуемая схемой специали­зации регионов по оптимальному использованию сельскохозяйствен­ных угодий для производства кон­кретных видов сельскохозяйствен­ных продуктов, которая утверждена приказом министра сельского хозяйства в 2014 году;
- Ужесточение ответственности сельскохозяйственных товаропро­изводителей за отсутствие страхо­вого полиса;
- Возможность сельскохозяй­ственным товаропроизводителям страховаться заранее. Возможность заключения договора обязательно­го страхования в растениеводстве до начала посевов, что позволит

повысить доступность для них фи­нансирования;

- Расширение перечня неблаго­приятных природных явлений;
- Минимальной зоной расчёта при страховании выплат будет одно поле севооборота;
- Исключение возможности демпинга обществами взаимного страхования страховых тарифов. На законодательном уровне пла­нируется установить запрет для Обществ взаимного страхования установления тарифов ниже тари­фов, установленных законом;
- При страховых выплатах учи­тываются не нормативные затраты, а фактически понесённые.

Ещё раз концептуально хоте­лось бы остановиться на основных моментах законопроекта, который мы разрабатываем.

Так, касательно страховыхтарифов:

- Разные тарифы для культур в со­ответствии со схемой специализации;
- Норматив затрат утверждается Министерством сельского хозяй­ства по решению Научно-техни­ческого совета при Министерстве сельского хозяйства;
- Не применяется франшиза, тариф зависит от технологии про­изводства;
- Запрет Обществам взаимного страхования применять тариф ниже установленного законом;
- Размер тарифа будет опреде­ляться после актуарных расчётов.

Касательно страховых выплат:

- Зона, учитываемая при расчёте премий и страховой выплаты в пре­делах одного поля, одной клетки;
- Выплата зависит от стадий производства, то есть учитываются не нормативные затраты, а факти­чески понесённые.

Возможности для сельскохо­зяйственных товаропроизводи­телей:

- Возможность страховаться заранее;
- Добровольное страхование для плодовоовощных, ягодных культур, винограда, площадей за­крытого грунта;
- Культуры, не рекомендуемые схемой специализации, не подле­жат страхованию.

Фонд агрогарантирования:

- Фонд контролируется и под­чинён Министерству сельского хозяйства;
- Фонд - некоммерческий;
- Фонд гарантирует страхо­вые риски страховых компаний и Обществ взаимного страхования посредством простого и критиче­ского гарантирования;
- Покрытие кассового разрыва Фонда за счёт заёмного капитала;
- Покрываются риски неблаго­приятных природных явлений;
- Постоянные комиссии при акиматах с участием представите­лей местных исполнительных орга­нов, Национальной палаты фонда страховых компаний и Обществ взаимного страхования;
- Не применяются минималь­ные площади посевов;
- Снижение урожайности - не страховой случай.

Вот эти концептуальные момен­ты мы будем применять в законо­проекте. Вкратце это наше видение по законопроекту, конечно, мы надеемся, что оно принесёт свои определённые дивиденды и для сельскохозяйственного товаро­производителя будет выступать в качестве залогового обеспечения и служить для покрытия своих ри­сков, для покрытия своих убытков.


Источник: Журнал «Рынок Страхования»