«Второй эшелон»
Законотворческая деятельность в Казахстане в последние годы была направлена на принятие ряда нормативных правовых актов, сфера деятельности которых направлена на регулирование отношений широком диапазоне, а именно речь идёт о кодексах. Именно кодексы составляют ту самую основу правового регулирования после Конституции, или, как можно их назвать, - законодательные акты «второго эшелона».
Вообще, по моим наблюдениям, в нашей стране принятие каких- либо кодексов в новой редакции обусловлено либо наличием отрицательных предпосылок извне, к примеру мирового финансового кризиса, либо таких же предпосылок, но уже внутри страны. Живым примером в отношении «внешней причины» было принятие нового Налогового кодекса в 2007 году, который должен был создать условия для оздоровления экономики, развития малого и среднего бизнеса и преодоления последствий глобального экономического кризиса. Совокупность «внутренних причин», которые мы наблюдаем в последнее время, по своей значимости и возможным последствиям, наверно, можно уже приравнять к указанной выше «причине внешней», если оценивать с точки зрения количества и качества вносимых изменений.
О каких же именно кодексах
идёт речь? Это, конечно, новые кодексы: «Об административных правонарушениях», Уголовный кодекс, Гражданский процессуальный. Но во всей этой череде кодексов в новой редакции есть один кодекс, аналогов которому до его принятия не было и, соответственно, и новой редакции не могло быть, - это Предпринимательский кодекс. Проект этого кодекса широко обсуждался общественностью в социальных сетях и на форумах, включая простых граждан и профессиональных юристов. Даже высказывалось мнение, что данный кодекс может полностью заменить Гражданский кодекс, однако этого не произошло.Попробуем вкратце сделать общий анализ Предпринимательского
кодекса, рассмотреть его основные положения и перспективы применения на страховом рынке.
В чём же отличия и особенности кодексов?
При анализе любого законодательного акта, а кодексов в особенности, прежде всего необходимо установить, на регулирование каких общественных отношений он направлен. К примеру если брать для рассмотрения три кодекса: Уголовный, Об административных правонарушениях и Налоговый,то принцип регулирования, заложенный в них, - это «властное подчинение одной стороны другой». С учётом этого принципа и с применением другого - «равенство участников регулирования» можно определить другую группу кодексов: Гражданский, Трудовой, Кодекс о браке и семье и другие.
Есть группа специализированных кодексов, положения которых направлены на регулирование очень специфичных отношений. При этом два вышеуказанных принципа в отношении их можно применять либо отчасти, либо они вообще не применимы - это Экологический, Водный кодекс. Есть также Бюджетный кодекс, который эти два принципа не учитывает как таковые в связи с регулированием положениями этого кодекса деятельности самого государства. Указанное разделение носит весьма условный характер, но применение его в этой статье, на мой взгляд, допустимо, так как с этой точки зрения мы начнём анализ Предпринимательского кодекса.
Объект нашего рассмотрения с применением упомянутых принципов также ставит его в ряд специфичных кодексов, и примером тому служат две его нормы, а именно:
- нормы его преамбулы: «Настоящий кодекс ... регулирует общественные отношения, возникающие в связи с взаимодействием субъектов предпринимательства и государства, в том числе государственным регулированием и поддержкой предпринимательства.»;
- и нормы статьи 2: «товарно- денежные и иные основанные на равенстве участников имущественные отношения, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения регулируются гражданским законодательством Республики Казахстан».
Как видно, Предпринимательский кодекс, с одной стороны, должен регулировать взаимодействие бизнеса с государством по развитию и укреплению бизнеса, в чём государство очень заинтересовано, и это понятно, с другой же стороны, такое взаимодействие вроде бы исключает возможность равенства между ними, учитывая отсылочную норму на гражданское законодательство.
Тем не менее из анализа этих двух норм кодекса можно сделать два определённых вывода:
- во-первых, Предпринимательский кодекс направлен на регулирование специфичных отношений по регламентации действий государства, направленных на развитие бизнеса в Казахстане,
- во-вторых, нормы статьи 2 только проводят грань между сферами регулирования Гражданским кодексом и Предпринимательским кодексом. В любом случае принцип «равенства участников регулирования» в Предпринимательском
кодексе частично присутствует, так как в противном случае о «взаимодействии» субъектов предпринимательства и государства речи быть не может.
Так в чём же отличие между Предпринимательским кодексом и Гражданским кодексом? Думаю, этот вопрос задавали себе многие, но однозначного ответа пока нет и практика одновременного применения обоих кодексов в различных ситуациях расставит всё на свои места. Уже сейчас очевидно, что два кодекса имеют две разные совокупности норм и сферы их применения. При этом для страхового рынка важно понимать разницу между двумя кодексами в рамках их правоприменения на рынке страхования. И тут необходимо учитывать роль государства при использовании как одного, так и другого кодекса.
Итак, в случае Гражданского кодекса мы сталкиваемся с ролью государства в виде «нейтралитета с правом вмешательства» в отношения между равными по своим правам, а именно профессиональными участниками рынка страхования (страховщиками) и их клиентами (страхователями). При этом ни для кого не секрет, что такое вмешательство осуществляет отечественный финансовый регулятор и зачастую это происходит на стороне клиентов страховщиков. Позиция государства как наблюдателя объясняется тем, что Глава 40 Гражданского кодекса регулирует только отношения в рамках договора страхования, но никак не определяет роль государства в этих отношениях. А вот «право вмешательства» активно используется государством для защиты прав
Источник: Журнал «Рынок Страхования»