PC: Ровно 10 лет действует Закон «Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей». Необходимость внести корректировки в некоторые пункты Закона назрела уже давно, но ситуация не менялась. Основные проблемы - это несоответствие рисков, переложенных на страховые компании, и отсутствие ответственности работодателя за страховые случаи на производстве.
Проблемы возникли в первую очередь из-за того, что в большинстве крупных предприятий Казахстана скопилось большое количество профбольных, которые продолжали работать и нигде не фиксировали свои заболевания, так как выплаты по инвалидности были не выше заработных плат. Соответственно они оказались неучтёнными. При вступлении в силу Закона все эти лица начали регистрировать свои заболевания и получать выплаты, которые были существенно выше заработных плат. Ежемесячные выплаты из трех источников (КСЖ, ГБ и ГФСС) иногда достигали 250% от потерянного заработка.
Для понимания несоответствия премий выплатам приведу пример: в 2009 году с одним крупным предприятием был заключен договор обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей (ОС РНС), премия по нему составляла 82 млн тенге. Выплаты на сегодняшний день составляют 502 млн тенге, а в будущем выплаты составят уже 1,2 млрд тенге. Таким образом, суммарно страховая компания заплатит 1,7 млрд тенге.
Всё это подтолкнуло Национальный Банк, Правительство, Национальную палату предпринимателей и страховые компании к масштабной работе и поиску путей, которые изменят действующую систему ОС РНС. Результатом совместной работы стал проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам страхования и исламского финансирования», который на сегодняшний день уже принят и вступил в действие с 8 мая 2015 года.
Рассматривая принятые поправки в законодательстве, следует остановиться на самых значимых и концептуальных изменениях:
В рамках мер по оптимизации страховых выплат Законом предусматривается перевод ответственности по возмещению вреда пострадавшим работникам со степенью утраты профессиональной трудоспособности (СУПТ) от 5 до 29 процентов включительно (4-я группа СУПТ) на работодателя. Перевод данной ответственности на работодателя будет способствовать повышению заинтересованности работодателя в реабилитации пострадавших работников и созданию предпосылок к улучшению условий труда и техники безопасности на предприятиях.
В целях оптимизации страховых выплат также введено:
- исключение социальных выплат, получаемых в АО «Государственный фонд социального страхования», из расчёта при определении размера утраченного заработка, то есть страховая выплата будет осуществляться за минусом социальной выплаты из Государственного фонда социального страхования, что будет также стимулировать заинтересованность к скорейшей реабилитации работников;
- ограничение максимального заработка (дохода) пострадавшего работника при определении размера утраченного заработка, а именно: размер среднемесячного заработка (дохода), учитываемого для расчёта подлежащего возмещению утраченного заработка (дохода), не должен будет превышать десятикратного размера минимальной заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете на дату заключения договора обязательного страхования работника от несчастных случаев;
- ограничение срока осуществления страховых выплат в случае установления степени утраты профессиональной трудоспособности, а именно: страховая выплата, причитающаяся в качестве возмещения вреда, будет осуществляться, как и ранее, в течение срока, равного сроку установления либо продления (переосвидетельствования) степени утраты профессиональной трудоспособности, но при этом не более срока достижения работником пенсионного возраста, установленного законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении;
- установление требований по возмещению дополнительных расходов, вызванных повреждением здоровья работника в случае установления ему степени утраты профессиональной трудоспособности, а именно: в целях контроля и надлежащего использования средств, предназначенных для лечения и реабилитации пострадавшего работника, установлено осуществление данных расходов на основании документов, подтверждающих эти расходы, за исключением лечения, входящего в гарантированный объём бесплатной медицинской помощи;
- увеличение возмещения вреда в связи с повышением стоимости жизни по суммам, выплачиваемым по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина (возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью, по договору пожизненного содержания и другие), будет ежегодно увеличиваться пропорционально среднему значению прогнозируемого уровня инфляции;
- установление учёта вины работника при определении ему размера утраченного заработка (дохода) при грубой неосторожности самого работника. Данная норма будет стимулировать работников к соблюдению требований по безопасности труда и тем самым может привести к снижению количества несчастных случаев на производстве.
В целях соответствия страховых премий принимаемым рискам, с учётом предусмотренной законопроектом оптимизации страховых выплат, были пересмотрены страховые тарифы по данному виду страхования. По итогам работы, проведённой по пересмотру страховых тарифов, были предложены к рассмотрению и в последующем согласованы следующие изменения:
- категории персонала (административного, производственного и вспомогательного) исключены из расчёта при определении размера страховой премии;
- новые страховые тарифы дифференцированы по видам экономической деятельности в зависимости от класса профессионального риска.
- страховые тарифы установлены как базовые фиксированные тарифы по каждому классу профессионального риска;
- введён поправочный коэффициент, который увеличивает страховую премию при большом количестве несчастных случаев на производстве;
- установлено, что в случае, когда страхователь осуществляет несколько видов экономической деятельности (филиалы и др.), страхование осуществляется по каждому классу профессионального риска в отдельности в рамках одного договора обязательного страхования работника от несчастных случаев;
- установлен минимальный размер страховой премии. В случае если страховая премия в результате расчёта с применением установленных Законом тарифов будет меньше, чем 1 МЗП, то страховую премию округляют в 1 МЗП.
Соответственно размер страховой суммы увеличен, что обеспечит по договору страхования минимально требуемое покрытие, позволяющее при наступлении страхового случая осуществлять выплаты пожизненно.
Установлена норма, регламентирующая запрет на заключение договоров аннуитета с другой компанией по страхованию жизни, то есть договор аннуитета должен заключаться со страховщиком, заключившим договор обязательного страхования работника от несчастных случаев, в период действия которого произошёл страховой случай
Основная цель изменений - навести порядок в данном социально-значимом виде страхования.
Источник: Журнал «Рынок Страхования»