23
Пн, дек

Выездной туризм РК: страховать - не перестраховать

Своими идеями о том, как защитить туристов и обеспечить надежность чартерных перевозок, поделились представители туристической индустрии, Национальной палаты предпринимателей и Министерства по инвестициям и развитию в ходе круглого стола в Астане.

Туроператоры не должны работать напрямую с туристами, считают в НПП. «Мы предполагаем, что туроператорские компании должны иметь в качестве клиентов не туристов, то есть не физлица, а туристические агентства», — заявила заместитель председателя правления НПП Гульнара Курбанбаева, выступая с докладом. — Это создаст правильную линейку взаимоотношений, и четкое понимание ответственности каждого», — добавила она.

С ней солидарна и генеральный директор турфирмы «Саят» Инна Рей. Турагентства и туроператоры, по ее словам, находятся в разных весовых категориях, и это создает проблемы при работе на одном рынке. «У нас турагентства и туроператоры не отделены друг от друга. Туроператор не может брать серьезные объемы, потому что любой турагент продает свои туры, а турагент не может конкурировать с туроператором, потому что у него – фиксированные суммы пакета. Туроператор же может себе позволить играть с ценой, что тоже опасно для рынка», — считает она. Кроме того, по ее мнению, следует запретить туристической компании-заказчику рейсов продавать продавать авиабилеты, так как туроператор может продавать только турпродукты.

Самым больным вопросом для туриндустрии оказались чартерные перевозки. Во-первых, уверена Инна Рей, следует пересмотреть отношения участников чартерных перевозок. «Заказчик рейса (туроператор) никак не связан с Комитетом гражданской авиации, с авиакомпанией это только договор. Туристические агентства связаны с туроператором посредством договора, и туристы имеют договор о приобретении услуг. То есть составляющие одного турпродукта находятся друг с другом в абсолютном противопоставлении, и не прописаны их взаимоотношения друг с другом», — сетует она. Напомним, разрешения на осуществление чартерных рейсов выдает авиакомпании Комитет гражданской авиации при МИР РК, авиакомпания заключает договор с заказчиком рейса – туроператором, туристические агентства связаны договором с туроператором, а туристы – с турагентствами.

Также неясно, при выполнении каких условий авиакомпания получает разрешение на чартерные рейсы, а также кто несет ответственность за их осуществление. «Каким требованиям мы должны отвечать? Мы считаем, что это должно быть четко прописано и каждому из нас понятно, не только участникам чартерного рейса, но и любому потребителю. Чтобы он понимал, когда берет билет на чартерный рейс, в какой нормативно-правовой базе он находится», — заявила г-жа Рей.

Дополнительные требования представитель туриндустрии предлагает предъявлять как к авиакомпаниям, осуществляющим чартерные рейсы, так и к туроператорам, заказывающим эти рейсы. Так, перевозчиком при чартерных рейсах, по мнению Инны Рей, безоговорочно должна быть казахстанская компания. «Так как перевозятся наши пассажиры, он (перевозчик) должен находиться в нашей юрисдикции. Пусть авиакомпания берет самолеты, если ей их недостаточно, у иностранного перевозчика, но все-таки это делать должна наша национальная компания», — считает она. Что касается туроператора, то он должен обладать определенным стажем, прежде чем заказывать чартерные рейсы. «Надо, чтобы это был проверенный заказчик. Надо, чтобы он работал на рынке, был узнаваемым, чтобы люди имели определенное мнение о нем. Чтобы эта компания как туроператор поработала на казахстанском рынке 3, 4, 5 лет», — отметила г-жа Рей.

Представитель Департамента индустрии туризма АО «Казахстанский институт развития индустрии» при МИР РК Кайрат Садвакасов предложил разделить понятия «туроператор» и «туроператор-чартеродержатель» на законодательном уровне. К последнему будут предъявляться дополнительные требования, одним из которых является обеспечение финансовой гарантии на момент получения лицензии. «То есть это некий финансовый фонд, который будет приравнен к размеру, скажем, стоимости одного чартера», — пояснил г-н Садвакасов.

Страхование турпоездок на сегодняшний день тоже далеко не идеально. Туроператоры не имеют гарантированного резерва для компенсации потерь туристов в случае необходимости. «На данный момент порог, уровень страховой суммы составляет 10,000 МРП (18 520 000 тенге – kursiv.kz), — пояснил Кайрат Садвакасов. — При выплате страхового случая этого хватит, может быть, на 60 первых клиентов, которые обратятся, при условии, что поездка стоит в среднем 300 тыс. тенге», — заключил он.

Риски туроператоров, по мнению представителя МИР, следует страховать в одной либо нескольких казахстанских компаниях, и обеспечить их перестрахование в крупных зарубежных страховых компаниях. Также, считает г-н Садвакасов, следует дать туроператору возможность разделить ответственность с клиентом. В случае, если чартер не вылетает по причинам, кроме технической, срабатывает страховка, которая покрывает большую часть расходов. Разницу в 20-30% необходимо будет покрыть из других средств. Такой компанией, по словам Садвакасова, может стать фонд по защите прав туристов. «Есть разные способы финансирования этого фонда: либо оплата за каждую купленную путевку, либо оплата процента за предполагаемый объем туроператора на весь сезон. Но что объединяет все эти способы – это разделение ответственности между туроператором, туристом и фондом защиты прав туристов. Причем туроператор вправе решать сам, готов ли возлагать это финансовое обременение, или он полностью погашает эти расходы, либо делит эту ответственность с туристами», — заключил он.

Также в Департаменте индустрии туризма советуют минимизировать либо полностью исключить вариант оплаты за блоки мест в гостиницах наличным способом либо банковским переводом, и вместо этого использовать банковские гарантии по типу аккредитива. До начала сезона рекомендуют проверить партнеров в зарубежных странах на предмет благонадежности, с помощью отраслевых ассоциаций либо торгово- промышленных палат той страны, где находятся эти партнеры. 

 

 

Источник: КУРСИВъ