16
Сб, нояб

Страховщики и СТО: клиент начинает и проигрывает

Страховщики зачастую не согласны со счетами СТО на восстановительные работы по автостраховкам, отчего страдает, в первую очередь, клиент, которому страховщик не спешит выплачивать, пока не удостоверится, что цифры справедливые. Автосервисы рассчитывают получить больше положенного от клиента – страховщик, естественно, переплачивать не любит. Привести к общему знаменателю интересы сторон без прозрачного ценообразования профучастники считают почти невозможным.

 

Страховщики и станции техобслуживания по-прежнему сохраняют «теплые» отношения между собой. Автострахование является одним из без того немногих драйверов роста рынка в РК. Но, как стало очевидно в ходе встречи страховщиков с представителями автодилеров в четверг, 17 октября, стоимость восстановительных работ страховщики и СТО оценивают по-разному.

Страховой омбудсман Виталий Веревкин отметил, что на сегодняшний день в Казахстане наблюдается резкое изменение автопарка, подавляющее большинство автомобилей продается официальными дилерами, и значительное число автомобилей продается в кредит. Вопрос постпродажного обслуживания, по его мнению, является проблемным, а самым острым является вопрос восстановительного ремонта после ДТП.

«В результате разрешения споров я ежедневно сталкиваюсь с проблемой согласования счетов, выставляемых станциями техобслуживания за восстановительный ремонт поврежденных автомобилей. Выставляемые счета в подавляющем большинстве случаев являются необоснованными и не подкрепленными какими-либо данными от заводов-производителей», - сетует г-н Веревкин.

К примеру, омбудсман рассказал про один счет, где окраска капота, согласно документу, занимала 12 часов. «Мастер за это время подойдет к капоту, поизучает его, пойдет пить чай, и так далее, и может к концу дня покрасит-таки капот», - иронизирует Виталий Веревкин. Другой пример, приведенный г-ном Веревкиным, в том, что за замену зеркала, покраску крыла и бампера  мастера СТО оценили в 170 тыс. тенге на очень бюджетном авто.

И страховщики, и представители автодилинга сошлись во мнении, что ценообразование за ремонт должно быть прозрачным, но страховщики при этом должны оперативнее согласовывать суммы, выставляемые за ремонт по страховке.

Председатель совета ассоциации страховщиков Казахстана Тлек Альжанов убежден, что страховщики должны выплачивать оперативно и в полном объеме, причем надо активно развивать добровольное страхование, к чему страховщики и прежде взывали неоднократно. «С учетом того, какие у нас дороги, надо развивать АвтоКАСКО: сейчас на КАСКО всего 3% рынка приходится, нам же нужно эту цифру довести до всех 70%», - подчеркнул г-н Альжанов.

Председатель правления СК «Коммеск-Омир» Олег Ханин солидарен, что нужно решать такие проблемы, как непрозрачность методики выставления счетов СТО, разночтения в оценке стоимости работ мастером и страховщиком, а также отдельной проблемой он выделил перекрестные работы при ремонте авто. «Это когда один и тот же бампер снимают и одевают обратно по три раза, записывая каждый из них в счет», - пояснил Виталий Веревкин.

По мнению Олега Ханина, если страховщики и станции техобслуживания наладят взаимодействие, то это позволит загрузить мощности СТО до 95%. Один из представителей автосервисного бизнеса сообщил, что сейчас эта цифра порядка 10%. В России, как отметили страховщики, есть инициатива вообще запретить выплату по страховке «на руки» пострадавшему, только напрямую на сервис, и Казахстан тоже может пойти по такому пути.  Самих представителей СТО на конференции не было, хотя, как заверил г-н Веревкин, приглашено было около 80 представителей автосервисов.

Первый зампред правления СК «Коммеск-Омир» Владимир Акентьев привел пример из практики (г-н Акентьев отвечает за выплаты в «Коммеск-Омире»), когда было насчитано 67 перекрестных операций на 1 млн. тенге! При этом, страховщик заверил, что СТО было не «серое».

Так, вопрос справедливой оценки остается камнем преткновения между участниками рынка. Оценочная деятельность в РК, как отметила представитель Агентства РК по защите прав потребителей, не регулируется, а только лицензируется. Возможно, без законодательных актов «обоз» с места не тронется.

 

Юрий ВАЛИКОВ,kursiv.kz