03
Пт, мая

Международное профессиональное объединение - ключевой инструмент интеграционных процессов

Создание в ноябре 2011 года главами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации первого наднационального органа регулирования - Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) стало прорывным шагом в интеграционном региональном процессе.

Сергей САРКИСОВ,  президент Евразийского конгресса страховых организаций
Сергей САРКИСОВ, президент Евразийского конгресса страховых организаций

Единое экономическое пространство (ЕЭП) начало функционировать с 1 января 2012 года на основе 17 базовых соглашений. Для обеспечения его полноформатного функционирования потребуется с 2012 по 2015 год принять ещё свыше 50 международных договоров и иных документов, а правительствам стран обеспечить выполнение более 70 обязательных мероприятий по Соглашениям ЕЭП в соответствии с установленными в них конкретными сроками.

Решением Высшего Евразийского совета от 19 декабря 2012 года главами трёх государств - России, Казахстана и Беларуси было подписано решение «О реализации основных направлений интеграции», в соответстви с которым до 1 мая 2014 года должна быть завершена разработка проекта Договора о Евразийском экономическом союзе. Также правительствам Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Евразийской экономической комиссии поручено рассмотреть до 1 мая 2013 года направления дольнейшего развития интеграционных процессов, в частности:

- завершение формироввания единого рынка товаров услуг, капиталов и рабочей силы, включая полную ликвидацию оставшихся барьеров на пути их свободного перемещения;

- обеспечение гармонизации законодательствва в целях эффективного функционировани Евразийского экономического союза;

- проведение в ключевых областях экономики согласованной, а при необходимости - единой политики;

- формирование единой инфраструктуры во всех сферах экономики;

- учреждение Евразийского экономического союза как международной организации, наделённой необходимой правосубъектностью;

- реализацию других мер, необходимых для эффективного формирования Евразийского экономического союза.

Это свидетельствует о том, что к 2019 году мы будем жить в Едином экономическом пространстве, в котором будут действовать единые нормативы, единые требования, и в частности, что касается финансовых рынков, будет предусмотрен единый надгосударственный регулятор финансовых рынков. То есть к 2019 году будет завершено формироввание единого срахового рынка, проведена гармонизация законодательства, произойдёт приведение к единому формату всех требований к участникам финансового рынка и создание надгосударственного органа для контроля и надзора за финансовыми рынками. Работа предстоит немалая, и, на мой взгляд, чем раньше она будет начата, тем больше шансов выполнить её к назначенному сроку.

Идея поддержать и по возможности ускорить интеграционные процессы «снизу», через общественную неправительственную структуру легла в основу создания Евразийского конгресса страховых организаций, который был учреждён в июне 2012 года страховщиками стран - членов ЕЭП. Как президент ЕКСО я принял участие в ряде встреч с членом Коллегии Евразийской экономической комиссии, министром по экономике и финансовой политике господином Т. М. Сулейменовым, в результате которых началась разработка "Дорожной карты", а она будет содержать план работ, без которого провести такую масштабную работу просто невозможно.

Мы прекрасно поминаем, что мы не сможем и не должны делать ту работу, которая поручена соответствующим ведомствам и межгосударственным структурам по созданию единого страхового рынка. При этом также есть понимание,что без участия представителей страхового рынка при разработке интеграционных механизмов нормативная база может быть разработана без учёта интересов бизнес-сообщества. Поэтому мы считаем, что необходимо очень тесное взаимодействие экспертного сообщества профессиональных участников страхового рынка и организаций, которым поручено обеспечение гармонизации законодательства Евразийского экономического союза.

Для координации деятельности в рамках взаимодействия с государственными органами был создан Высший совет ЕКСО, в который вошли:

Глазьев Сергей Юрьевич - советник Президента Российской Федерации, академик.

Марченко Григорий Александрович - председатель Национального Банка Республики Казахстан.

Джавадян Артур Юрьевич - председатель Центрального банка Республики Армения.

Жук Игорь Николаевич - заместитель руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам(ФСФР).

Игнатенко Виталий Никитич - председатель коллегии ИТАР-ТАСС.

Сафаралиев Гаджимет Керимович - председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по делам национальностей.

Взаимодействие с Высшим советом ЕКСО необходимо для того, чтобы экспертные заключения и рекомендации экспертного совета ЕКСО, в который вошли ведущие ученые в области экономики, финансов, страхования с учётом мнения представителей страхового сообщества трёх стран были учтены при разработке законодательства Евразийского экономического союза.

 

Задачи ЕКСО на среднесрочную перспективу

На сегодняшний день на едином таможенном пространстве, где перемещение товаров осуществляется свободно, без таможенных пошлин, невозможно свободно осуществлять перестрахование. Участникам страхового рынка России и Казахстана проще перестраховываться на рынках стран Европы и Азии, чем на рынках друг друга, где уже сложились более тесные интеграционные процессы, богаче история отношений и знание друг друга. Безусловно, задача создания единого перестраховочного пространства для нас сейчас является приоритетом номер один. Уже сейчас мы проводим анализ ограничительных барьеров на рынке перестрахования и разрабатываем предложения по их устранению.

Мы прекрасно понимаем, что работа эта непростая, особенно если учесть тот факт, что в Республике Беларусь существует полная государственная монополия на перестраховочную деятельность. Но единое страховое пространство для того и создается, чтобы откорректировать позиции сторон и выйти на цивилизованный путь взаимодействия, как например это происходило за последние десятилетие в Европейском союзе.

В решении проблемы свободного перестрахования в рамках Единого экономического пространства на самом деле заинтересованы не только страховщики и перестраховщики. Прежде всего в этом заинтересованы клиенты страховых компаний, поскольку более дешёвое и не менее качественное перестрахование сделает дешевле страховые тарифы, увеличит возможности страхователей, будет способствовать развитию страхового рынка.

Второй по важности задачей мы считаем взаимное признание полисов обязательного страхования гражданской ответственностивладельцев транспортных средств (ОСАГО) в Едином экономическом пространстве. На сегодняшний день граждане России и Казахстана, имея полис ОСАГО, приобретённый на территории своего государства, при пересечении границы утрачивают возможность страховой защиты и вынуждены приобретать полис на территории другого государства. Эта проблема особенно актуальна для жителей приграничных областей, транспортных компаний, осуществляющих международные грузоперевозки.

Мы предлагаем решение этой проблемы в виде утверждения и законодательного закрепления адендумов, которые позволяли бы распространить действие полисов, приобретённых в отдельной стране ЕЭП на всю территорию ЕЭП. Этот вопрос может быть решён очень быстро, но для этого требуется волевое решение законодателей трёх стран. Надеюсь, что при участии экспертов ЕКСО и в тесном взаимодействии с Евразийской экономической комиссией нам удастся продемонстрировать, что даже до создания единого страхового рынка мы можем решать задачи, которые сейчас актуальны и на базе которых будут приниматься уже более масштабные и комплексные решения.

Другими важными направлениями деятельности ЕКСО являются катастрофические риски, трансграничное страхование, рейтинговые оценки в системе межнационального надзора в страховании. Большое значение ЕКСО придаёт участию своих экспертов в рабочей группе Консультативного комитета ЕЭК по финансовым рынкам, где в настоящее время обсуждаются проекты таких важных документов, как Соглашение об обмене информацией, в том числе конфиденциального характера, государствами - участниками Соглашения о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала и Соглашение о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках государств - участников ЕЭП.

В качестве перспективных направлений ЕКСО также рассматривает гармонизацию законодательства в отношении:

- Страховых резервов, достаточных для исполнения обязательств по страхованию, сострахованию, перестрахованию, взаимному страхованию;

- Состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов;

- Минимального уровня и порядка формирования уставного и собственного капиталов.

Евразийский конгресс страховых организаций как механизм взаимодействия профессиональных участников страхового рынка с национальными регуляторами и Евразийской экономической комиссией открыт для вступления новых членов и сотрудничества со всеми страховыми организациями и их союзами, заинтересованными в разработке эффективных интеграционных механизмов и создании общего страхового рынка.

 

Ответ С. Саркисова на вопросы участников конференции

 

- Система регулирования страхового рынка Казахстана является более продвинутой и, можно сказать, более жёсткой по сравнению с другими странами Таможенного Союза. Какой, по Вашему мнению, будет принят бенчмарк для приведения в трёх странах регулирования страхового рынка к общему знаменателю?

 - Системы регулирования страховой деятельности в странах Таможенного Союза действительно - разные. И вопрос о том, будет ли система регулирования в рамках Единого экономического пространства основана на примерах наиболее жёсткой системы регулирования или будут ли поиски неких компромиссов правительствами трёх стран, решается сейчас следующим образом: за основу будут приниматься подходы наилучшей практики регулирования страхового рынка, которые существуют в наших странах. К примеру, в Казахстане регулирование действительно в некоторых областях делает рынок более прозрачным, тем не менее мы также наблюдаем и банкротство компаний, и ценовой демпинг даже по обязательным видам страхования.

На каждом из трёх наших рынков есть свои проблемы, и решение их можно и нужно совершенствовать. Со своей стороны мы, конечно же, будем предлагать самую лучшую практику, поскольку страховщики в первую очередь заинтересованы в прозрачности и надёжности страховых компаний. Ведь неприятности с какой-либо одной компанией - это не просто проблема отдельного страховщика, это- репутационные риски для всей отрасли. Именно поэтому мы выступаем за жёсткие требования, за прозрачность, за установление более строгих правил игры, поскольку страховщики являются частью финансового рынка.

При этом кроме строгости подходов страховой рынок требует и более взвешенного анализа, особенно это касается обязательных видов страхования. В данном случае мы будем предлагать практику решения подобных вопросов в Европе, США, в соответствии с которой к компаниям, допущенным к обязательным видам страхования, предъявляются более строгие требования, чем к обычным участникам рынка, поскольку обязательные виды страхования - это не свободный выбор гражданина, а обязанность, предписанная государством.

 

Источник: Журнал «Рынок страхования», Апрель 2013 г.