05
Чт, дек

Ответственность работодателя: перезагрузка в лайф

В 2005 году был принят Закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей, который вступил в действие с 1 июля 2005 года. Принятию Закона предшествовал трёхлетний период обсуждения и даже после его принятия. По мнению не только участников рынка, но и регулятора, несовершенство его было очевидно. Ни принятие подзаконных актов, ни внесённые двумя последующими НПА изменения не решили всех спорных моментов, и с 1 января 2012 года в истории это класса страхования открывается новая страница.

30 декабря 2009 года в Закон был внесён ряд изменений, в том числе и о передаче этого класса страхования исключительно в компании по страхованию жизни (КСЖ) с 1 января 2012 года. Поскольку к 2010 году основные объёмы по этому классу уже были освоёны компаниями по общему страхованию (КОС), то объёмы КСЖ по этому классу были незначительны, первые лицензии КСЖ по этому классу были получены во второй половине 2010 года и КСЖ в основном специализировались на аннуитетном страховании работников. В 2011 году, когда до часа «Х» время приближалось с неумолимой быстротой, страсти вокруг этого класса страхования начали накаляться нешуточные. Ещё бы, в 2010 году объёмы рынка по обязательному страхованию работника от несчастных случаев (ОС РНС), как теперь стал называться этот класс страхования, достигли 16 млрд тенге с учётом внутреннего перестрахования!

Согласитесь, что в период спада деловой активности, постоянной угрозы второй волны кризиса и практически полной апатии населения в части добровольного страхования более 10 % объёмов рынка - это солидный довесок к премиям КСЖ и ощутимая потеря для объёмов КОС. Весь год мы издали наблюдали за тем, как разгораются страсти вокруг этого вопроса и держали длинную паузу, чтобы не стать непосредственными участниками жарких споров. А теперь, когда ситуация более или менее становится ясной и вопрос передачи компаниями по обязательному страхованию работника от несчастных случаев компаниям по страхованию жизни уже перестал быть темой обсуждения, то мы всё-таки попытаемся представить своё видение этого вопроса. Надеюсь, что у нас это получится, и для рынка будет ещё одно мнение незаинтересованной стороны.

Основные проблемы, которые возникнут у КСЖ в случае передачи ОС РНС, по мнению компаний по общему страхованию, заключаются в следующем:

- отсутствии необходимого опыта страхования и соответствующей инфраструктуры у КСЖ (опыта и инфраструктуры);

- высокой концентрации риска из-за небольшого количества КСЖ (страховых рисков);

- возможных проблемах с перестрахованием (перестрахованием);

- нерешенных проблемах внутри самого класса ОС РНС, особенно в части выплат по профзаболеваниям (проблемам);

- недостаточной, с точки зрения КОС, капитализации КСЖ (капитализации).

Пять основных направлений, по которым страховщики вели аргументированные с каждой стороны споры, для удобства пояснений обозначим их именно так, как это сделано в скобках. Не будем дословно приводить аргументацию сторон, хотя есть в ней очень интересные моменты, а попробуем обобщить ситуацию и предложить взгляд человека со стороны.

А каков рынок?

По данным Министерства труда и социальной защиты населения в Казахстане насчитывается около 300 тысяч предприятий, из них порядка половины не работают, из оставшихся 150 тысяч компаний только 36 % оформляют договоры ОС РНС, или около 52 тысяч компаний. Такова официальная статистика. Территориальное распределение предприятий - 96 городов республиканского областного и районного значения.

По состоянию на 1 ноября 2011 года премии КСЖ представлены в таблице 1.

Как видно из таблицы, объём премий по ОС РНС составляет около 2 % от всех объёмов страховых премий КСЖ, а вот аннуитеты по ОС РНС - уже 14,6 %. Общий объём рынка по премиям ОС РНС равен 16,943 млрд тенге за 10 месяцев 2011 года, и не составляет труда подсчитать, что доля КСЖ в общерыночных объёмах по ОС РНС составляет не более 3 %. Кроме того, из семи КСЖ три, судя по финансовым показателям, не проявляют особого интереса к ОС РНС, может быть, только в какой-то части - по аннуитетам ОС РНС. Это текущая ситуация за 10 месяцев 2011 года. А если представить, что объёмы  по классу ОС РНС сохранятся на текущем уровне и в следующем году и они полностью упадут в КСЖ, то как это повлияет на расстановку сил на рынке?

Не будем рассматривать для чистоты эксперимента выплаты по ОС РНС, поскольку они уже не будут участвовать в увеличении объема премий КСЖ. Итак, несложные вычисления дают нам предполагаемый показатель по сборам премий КСЖ за 10 месяцев 2012 года - 37,75 млрд тенге, рост на 66,2 %,и это уже будет сравнимо с отметкой 24 % доли КСЖ в общих сборах страховых премий по рынку в целом. Аж дух захватывает! Практически за два года (2011 - 2012) лайф выйдет на мировые показатели по доле в совокупных страховых премиях. Но эти «Большие Васюки» нужно ещё построить, так что вернёмся к тем пяти проблемам, которые обозначены.

Опыт и инфраструктура

Из всей совокупности страховых премий по ОС РНС 58,3 % в суммовом выражении составляют крупные договоры с ответственностью более 1 млрд тенге и 41,7 % приходится на мелкие договоры со средней премией, по мнению страховщиков, не более 160 тыс. тенге. Примечателен тот факт, что от общего количества заключенных договоров по ОС РНС крупные договоры составляют только 2 %, остальные 98 % - это мелкие договоры. Собрать премии по крупным договорам не составляет труда, а вот за средними и мелкими компаниями придётся «побегать»! И тут сразу возникает вопрос: «А готова ли агентская сеть КСЖ отработать 52 тысячи договоров?». Опять же нужно учитывать, что работодатель сам о необходимости страхования не вспомнит и лишний раз не побеспокоится о страховке. А если к тому же поблизости не окажется филиала страховой компании или на худой конец страхового агента, то со спокойной совестью работодатель может отложить этот вопрос на потом.

Насколько становится понятно после жарких споров, КОС не собираются делиться с КСЖ ни информацией, ни агентами - «не моё, так не моё». Поэтому у КСЖ остаётся один путь - развивать собственную филиальную и агентскую сеть.

Собственно говоря, этот процесс уже идёт, и довольно неплохо: за последние три года КСЖ в общей сложности открыли 37 филиалов и довольно хорошо расширили свои агентские сети, но опять же возникает вопрос: «А за счёт чего?» Ответ прост - за счёт высокой агентской комиссии. Агенты КСЖ ориентированы на определённый уровень комиссии, который составляет в среднем от 1,5 до 3 % от стоимости договора аннуитета (минимальная сумма по аннуитету - 2 млн тенге), то есть до 60000 тенге. Но с агентскими комиссиями по ОС РНС ситуация будет обстоять иначе: уровень агентского вознаграждения ограничен 10 процентами для агентов - физических лиц и 15 процентами - для агентов - юридических лиц. Доля собранных премий КСЖ по ОС РНС составляет, как мы уже выяснили, около 3 %, и это говорит о низкой активности системы продаж в отношении это класса страхования и соответственно низкой заинтересованности агентов в продаже полисов ОС РНС.

Основные заработки страховых агентов КСЖ, конечно, связаны с аннуитетами. Но с переходом ОС РНС в лайф ситуация коренным образом изменится. Если в период действия договора страхования ОС РНС будет иметь место страховой случай, то для перевода страховой выплаты в аннуитетный договор услуг страхового агента не понадобится, и соответственно КСЖ экономит на агентской комиссии, а агент её попросту не получает. Такая ситуация реально отобьёт охоту у страхового агента растрачивать свои силы на низкодоходные для него направления, и большинство из толковых агентов уйдут в более доходную сферу - пенсионные аннуитеты, благо, что пенсионеров у нас с каждым годом всё больше и накопления у них приличные.

В такой ситуации у КСЖ остаётся один выход - развивать филиальную сеть и штат сотрудников, которые и будут представлять интересы КСЖ в регионах. Процесс этот не быстрый, хлопотный и исключительно затратный. Нетрудно догадаться, что всё это сразу же отразится на стоимости страхования ОС РНС.

Поэтому полемика вокруг вопроса: «Есть или нет инфраструктуры?» - имеет очень простой, на мой взгляд, ответ - инфраструктура в каком-то виде есть, но она однозначно «не заточена» под ОС РНС, и скорее всего её придётся создавать с нуля.

Но низкий интерес почти половины КСЖ к страхованию ОС РНС, в том числе и вследствие отсутствия специализированных сетей, сделает этот рынок слабоконкурентным, что самым серьёзным образом ударит, по чему бы вы думали? - правильно, по коррупции в этой сфере отношений между страховщиками и работодателями при посредничестве «услужливых» страховых агентов. В новых условиях «реализовать свои обязательства» перед работниками, которые пока никто не отменял, будет гораздо хлопотнее и дороже, чем раньше (о причинах мы уже говорили), а о том, что на этом можно ещё и заработать, работодателю вовсе придётся забыть.

Вот и получается: может быть, при таком подходе неизбежно недострахование в целом по стране, но хотя бы в этой сфере мы создадим предпосылки для пресечения коррупции. Теряем в количестве (договоров), приобретаем в качестве (отношений страхователь - страховщик), так, возможно, ещё и объёмы  удержатся на текущих показателях, ведь цена-то страхования в таких условиях падать не будет - это точно!

Думаю, что мы можем не останавливаться на вопросах внутренних проблем самого класса ОС РНС и возможной концентрации риска внутри КСЖ, поскольку они очевидны, и скорее всего в ближайшее время регулятор примет соответствующие меры. А по вопросам капитализации и перестрахования хотелось бы всё-таки высказать своё мнение.

Перестрахование

Согласно новым требованиям регулятора, введение которых планируется с начала 2012 года, кроме некоторых требований по размещению риска внутри Казахстана (казахстанское содержание) будет предусмотрена дополнительная нагрузка на капитал страховых и перестраховочных организаций - резидентов Республики Казахстан в случае передачи риска в перестрахование компаниям, имеющим рейтинговую оценку ниже минимальной («В» по международной шкале «S&P»), либо значение норматива достаточности фактической маржи платёжеспособности (далее - НД ФМП) перестраховочной организации-резидента Республики Казахстан (не ниже 1,75). А поскольку теперь класс страхования ОС РНС полностью передаётся в лайф, то и перестраховывать его смогут только КСЖ. Эти ограничения являются существенным барьером для перестрахования данного класса внутри страны, так как ни одна из КСЖ не имеет рейтинга международного агентства в настоящий момент и шесть из семи КСЖ имеют НД ФМП ниже 1,75. При этом следует подчеркнуть, что ряд крупных проектов потребует большей ёмкости для размещёния риска, чем есть у семи КСЖ!

Привлечение на казахстанский рынок перестраховочных компаний-нерезидентов с высоким рейтингом, конечно, обеспечит качественную страховую защиту, но «каких денег» это будет стоить рынку?

В структуре портфеля ОС РНС 58 % составляют договоры с ответственностью более 1 млрд тенге, убытки по которым могут быть значительными, и 42 % - договоры, средняя премия по которым не превышает 160 тыс. тенге, можно сказать, - практически безрисковые договоры. Условия перестрахования, которые предлагают иностранные высокорейтинговые перестраховщики, состоят в следующем: принимаются в перестрахование все крупные риски, или 58 % портфеля, и от оставшихся 42 % в перестрахование принимается 45 %. То есть около 70 % всех объёмов премий по ОС РНС уйдет за рубеж, а в настоящее время около 80 % премий остаётся на собственном удержании казахстанских страховщиков.

Теперь давайте оценим разницу в виде рыночного эффекта, который будет получен после передачи ОС РНС в КСЖ.

Предположим, премии по ОС РНС в 2012 году сформируются на уровне 16 млрд тенге, как и в текущем году. Если в 2011 году в международное перестрахование было передано около 3 млрд тенге премий, то объём страховых премии, оставшихся внутри страны, составит 13 млрд тенге. При средней рентабельности 15 % прибыль страховщиков составит 1,95 млрд тенге. Если в 2012 году показатель рентабельности сохранит свои значения, но при этом 70 % объёмов уйдёт в международное перестрахование (остаток премий внутри страны 4,8 млрд тенге), то прибыль страховщиков составит0,72 млрд тенге. То есть казахстанский страховой рынок недополучит 1,23 млрд тенге капитала, 12 млрд тенге премий уйдёт за рубеж, но казахстанские КСЖ при этом получат качественное перестрахование.

Конечно, если произойдут крупные убытки, то часть денег по ответственности перестраховщиков вернётся в виде платежей по договорам перестрахования, а если нет, то эти деньги уже не будут работать на экономику страны и не станут реальным драйвером роста капитала КСЖ. Одним словом: что заработали, то проели, но с умом!

Капитализация

Не менее больная тема - капитализация КСЖ. Как видно из таблицы 2, новые требования регулятора по увеличению капитала, которые вступят в действие с 1 января 2012 года, помимо прочих факторов, которые мы не будем рассматривать, могут привести к реальному ухудшению показателей по нормативу маржи платёжеспособности более половины КСЖ. А это означает, что если акционерами компаний, находящихся в группе риска, не будут предприняты попытки увеличения капитала своих компаний, то у этих КСЖ могут быть приостановлены лицензии как у не соответствующих пруденциальным нормативам.

Таблица 2

 

 

Норматив маржи платёжеспособности

Факт на 01.11.11

Прогноз на 01.01.12*

1

АО "ДК по страхованию жизни БТА Банка "БТА Жизнь"

2,59

2,00

2

АО "ДК Народн.Банка Каз-на по страхованию жизни "Халык-Life"

1,34

1,04

3

АО "СК "Alliance - Страхование Жизни"

1,22

0,94

4

АО "КСЖ Государственная аннуитетная компания"

1,21

0,94

5

АО "КСЖ "Казкоммерц -Life" (ДО АО "Казкоммерцбанк")

1,13

0,87

6

АО "КСЖ "Астана-Финанс"

1,03

0,79

7

АО КСЖ "GENERALI LIFE" ДК "Assicurazioni Generali S.p.A."

1,57

1,21

*Без учёта возможной дополнительной капитализации после 01.11.11 г.

Но в такой ситуации необходимо учитывать, что основные игроки среди КСЖ являются либо государственными компаниями, либо дочерними компаниями крупных банков, что уже несколько успокаивает в отношении того, что рынок КСЖ сократится по количеству компаний. А вот выдержать конкуренцию по ОС РНС смогут далеко не все, и основная конкурентная борьба развернётся между двумя-тремя КСЖ.

Для того, чтобы ощутить разницу в конкурентной среде, необходимо просто представить возможности рынка: в 2011 году - 33 страховые компании, имеющие лицензии по ОС РНС, и в 2012 году - не более трёх реальных игроков.

Не знаю, как представляет себе дальнейшее развитие ситуации в отношении ОС РНС регулятор, но для стороннего наблюдателя, который не является профессиональным участником рынка, основные выводы из всего сказанного можно сделать следующие:

- для работодателя стоимость ОС РНС, по всей видимости, вырастет;

- уровень коррумпированности и непрозрачности этого класса обязательного страхования значительно снизится;

- количество реальных игроков на рынке ОС РНС сократится до трёх и практически все объёмы будут сосредоточены в государственных компаниях;

- по началу КСЖ не смогут предложить страхователям качественный сервис, и объёмы страхования ОС РНС, возможно, упадут из-за неохвата потенциальных страхователей;

- из-за вынужденного значительного внешнего перестрахования рынок КСЖ практически не будет капитализироваться за счёт рынка ОС РНС;

- качественное перестрахование позволит повысить гарантии исполнения страховщиками своих обязательств;

- в новых условиях в выигрыше остаётся только выгодоприобретатель.

И вот этот последний пункт, возможно, и есть самый ключевой! Если за 6 лет своего существования ОС РНС не стал драйвером развития добровольного страхования, хотя возможности для этого были, но страховщики их реально не использовали, то сейчас этот класс обязательного страхования станет просто инструментом социальной защиты работников, а страховщики будут выполнять только функцию перераспределения. Все неиспользованные возможности рано или поздно уходят.

В связи с готовящимися изменениями по обязательному страхованию от несчастного случая на производстве На вопросы журнала «Рынок страхования» отвечает Абдрахманов Нурлан Алмасович, директор Департамента методологии, контроля и надзора Национального Банка Казахстана 

- С чем связано решение о передаче в компании по страхованию жизни класса «Обязательное страхование несчастных случаев па производстве»? Какие преимущества, по мнению регулятора, это даст страховому рынку, работодателю, страховщикам?

- Принятие Закона Республики Казахстан «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей» в 2005 году обусловлено было необходимостью построения трехуровневой системы социальной защиты населения, предусмотренной Концепцией социальной защиты населения Республики Казахстан, а также Программой дальнейшего углубления социальных реформ в Республике Казахстан на 2005 - 2007 годы.

Учитывая, что в период разработки Закона на территории республики деятельность по страхованию жизни осуществляла одна страховая организация - АО «КСЖ «Династия», ныне АО «КСЖ «БТА Жизнь», в основу Закона была заложена концепция, предметом которой было обязательное страхование гражданско-правовой ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей, что в целом обеспечивало конкурентную среду по данному виду страхования.

В период функционирования схемы обязательного страхования с участием страховой организации по общему страхованию выявлен ряд проблем, связанных с конфликтом интересов по методике расчёта страховых премий по договорам аннуитетного страхования, что в результате приводило к увеличению срока осуществления страховой выплаты.

Для решения данных проблем в соответствии с Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обязательного и взаимного страхования, налогообложения» был изменен объект страхования - с гражданско-правовой ответственности работодателя перед его работником на имущественный интерес работника, жизни и здоровью которого причинен вред в результате несчастного случая при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей.

Изменение объекта страхования направлено на обеспечение своевременной социальной защиты работника при наступлении несчастного случая при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей.

Принятая концепция защиты интересов работников соответствует направлениям государственной социальной политики, а также международным системам обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

К преимуществам новой схемы обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей можно отнести:

1) возможность возмещения вреда, причинённого жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей независимо от вины работодателя или работника, то есть работник не подвергается дискриминации с позиции уменьшения размера страховых выплат;

2) ускорение процесса заключения договора аннуитета и осуществления периодических выплат в пользу выгодоприобретателя, поскольку в данном процессе участвует только страховая организация по страхованию жизни;

3) отдельный подход к пруденциальному регулированию отрасли «Страхование жизни» и методике формирования резервов, повышенные требования к капитализации страховой организации по страхованию жизни;

4) возможность формирования адекватного размера страховых резервов, необходимого в случае продления срока инвалидности или установления пожизненной инвалидности пострадавшему работнику;

5) обеспечение своевременной социальной защиты работника;

6) сокращение сроков осуществления страховой выплаты выгодоприобретателю;

7) дополнительный импульс развитию отрасли «Страхование жизни» в Республике Казахстан.

- Не вступает ли в противоречие с классическими положениями идея передачи в страхование жизни полностью рискового вида, которым является ОСНС?

- К рисковым видам страхования относятся все виды страхования, не связанные с накоплением в течение действия договора страхования и не предусматривающие обязательства страховщика по выплате страховой суммы по окончании срока действия договора страхования.

Следовательно, обязательное страхование работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей также является рисковым видом страхования. При этом данный вид страхования относится к личному страхованию, поскольку объектом является имущественный интерес работника, жизни и здоровью которого причинен вред в результате несчастного случая, приведшего к установлению ему степени утраты профессиональной трудоспособности либо его смерти.

Помимо этого, Республика Казахстан с 1993 года является членом Международной организации труда (МОТ), что влечёт, соответственно, исполнение ею определённых принципов, рекомендаций и требований МОТ, предусмотренных различными Конвенциями.

Конвенция МОТ № 121 «О пособиях в случае производственного травматизма и профессиональных заболеваний» (1964 г.) предусматривает, что в случае установления нетрудоспособности денежные пособия выплачиваются периодически.

Согласно Гражданскому кодексу Республики Казахстан осуществление периодических выплат возможно только по аннуитетному страхованию.

Являясь членом МОТ, Казахстан должен быть заинтересован в использовании законодательного опыта и исследовательского потенциала МОТ в целях содействия  в осуществлении национальных  экономических и социальных реформ - для реализации поставленной задачи по вступлению в 50 развитых стран.

В связи с изложенным полагаем, что передача функции по обязательному страхованию работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей не противоречит классическим положениям страхования.

 

- Не возникнет ли конфликт интересов внутри компаний по страхованию жизни при передаче премий по ОСНС в страховой аннуитет? И появится ли у страховых компаний искушение необоснованно снижать резерва, что может привести в долгосрочной перспективе к их неплатёжеспособности? Какими мерами регулятор планирует контролировать этот процесс?

- В целях исключения конфликта интересов внутри страховой организации по страхованию жизни, при определении страховой премии по договору аннуитета в рамках обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей постановлением правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 1 марта 2010 года № 28 утверждены Правила расчёта аннуитетных выплат по договору аннуитета и о требованиях к договору аннуитета и допустимому уровню расходов страховщика на ведение дела по заключаемым договорам аннуитета.

Указанными правилами установлена методика расчёта страховой премии по договору аннуитета, определены все параметры расчёта страховой премии, включая эффективную годовую процентную ставку доходности, размеры расходов страховщика, таблицу смертности лиц, утративших профессиональную трудоспособность, в разбивке по степени утраты трудоспособности.

Таким образом, Правила расчёта аннуитетных выплат по договору аннуитета и о требованиях к договору аннуитета и допустимому уровню расходов страховщика на ведение дела по заключаемым договорам аннуитета обеспечивают единообразный подход страховых организаций по страхованию жизни по определению страховой премии по договору аннуитета, заключенного в рамках обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей.

Касательно необоснованного снижения страховых резервов сообщаем, что регулятором установлены требования к формированию, методике расчёта страховых резервов и их структуре, которые определяют порядок расчёта страховых резервов. Данные требования направлены на обеспечение адекватной оценки обязательств страховой организации и формирование достаточных страховых резервов, что, в свою очередь, обеспечит ее платёжеспособность.

 

М. Шиповалова
Источник: Журнал 
«Рынок страхования»
  № 11-12 (86-87), ноябрь-декабрь 2011 г.