По данным аналитической компании GlobalData, мировая отрасль морского, авиационного и транзитного страхования (marine, aviation and transit - MAT), которая до введения пошлин со стороны США, как прогнозировалось, росла с совокупным годовым темпом роста (CAGR) в 6,9%, теперь, как ожидается, вырастет на 6,4% в период между 2025 и 2029 годами по объему подписанных премий.
Последние новости из сектора судоходства, похоже, подтверждают прогноз компании.
Немецкий судоходный гигант Hapag-Lloyd сообщил о 30%-ном уровне отмены бронирований с момента введения повышенных пошлин на импорт США из Китая. Рынок судоходства в целом объявил о беспрецедентном количестве пустых рейсов в ответ на снижение объемов из Китая, несмотря на сообщения о спешке по наращиванию запасов перед крайним сроком действия пошлин.
Кризис в судоходстве начался 2 апреля, когда президент США объявил о «взаимных» тарифах на импорт. Эти тарифы включают базовые 10% плюс дополнительные тарифы в диапазоне от 10% до 245%. Более высокие тарифы обычно вводятся на определенные продукты, но общая ставка тарифа в 10% для всех стран негативно скажется на мировой экономике. Страны, которые в основном зависят от экспорта в США, пострадают серьезно. Однако этот тариф будет приостановлен на 90 дней, за исключением Китая.
По данным страховой базы данных GlobalData, в 2024 году на долю США пришлось около 50% мировых премий по страхованию МСАО. Согласно пересмотренному прогнозу, высокие взаимные тарифы приведут к сокращению премий по страхованию МСАО в США на 1,4% в 2025 году, тогда как премии по глобальному страхованию МСАО снизятся на 0,7%.
США являются крупнейшим импортером в мире, а Мексика, Китай, Канада, Германия и Япония вошли в пятерку ведущих стран-экспортеров в 2023 году, на долю которых пришлось 53% от общего объема импорта США.
GlobalData ожидает, что среднегодовой темп роста страховых премий по обязательному страхованию жизни в период с 2025 по 2029 год снизится на 0,5 процентных пункта в Мексике, на 0,6 — в Китае, на 0,5 — в Канаде, на 0,5 — в Германии и на 0,2 — в Японии.
Сваруп Кумар Саху, старший аналитик по страхованию в GlobalData, сказал: «Тариф «День освобождения» нарушит мировое страхование MAT, поскольку рост премий замедлится в 2025 году и последующих годах по сравнению с предыдущим прогнозом. Хотя глобальный бизнес MAT испытает временный всплеск в апреле-июне 2025 года из-за 90-дневной паузы в тарифе, рост замедлится после вступления тарифа в силу. Это также повлияет на прибыльность страховщиков MAT по всему миру».
Саху добавил: «Снижение темпов роста премий MAT будет обусловлено как снижением экспорта, так и стоимостью экспортируемых товаров. В случае, если экспортер понесет расходы по тарифу, стоимость товаров снизится, и это уменьшит страховую сумму и соответствующий размер премии. С другой стороны, если расходы по тарифу понесет импортер, это будет переложено на потребителя, что приведет к снижению спроса».
Чтобы компенсировать более высокие пошлины, импортеры начали либо консолидировать поставки, либо увеличивать размер заказа. Риск кражи и повреждения увеличился из-за концентрации дорогостоящих товаров в разных точках, сообщает GlobalData.
Введение пересмотренных тарифов в разных странах также создаст сложности в таможенном оформлении, что приведет к увеличению сборов за простой и задержку: «Страховщики, как ожидается, понесут дополнительные расходы на переписывание таких полисов, учитывая сложности и сопутствующие дополнительные риски. Кроме того, рост числа претензий по морским грузам, авиагрузам и транзиту повлияет на прибыльность страховщиков», — заявила компания.
Начиная со 2 мая США отменят освобождение от импортных пошлин на товары стоимостью менее $800 из Китая и Гонконга. В связи с этим DHL приостановила дорогостоящие поставки товаров из категории «бизнес-потребитель» в США. Различные авиакомпании приостановили грузовые авиаперевозки дорогостоящих товаров. Это напрямую повлияет на бизнес страхования авиагрузов.
«Введение более высокого тарифа нарушит глобальное страхование MAT, повлияет на рост премий и увеличит сопутствующие риски. Страховщикам необходимо быть бдительными, поскольку более высокие требования подорвут прибыльность. Кроме того, страховщики MAT в США потеряют свою долю на мировом рынке, поскольку они выписывают половину мирового бизнеса MAT», — заключил Саху.
Еще в феврале руководство Международного союза морского страхования (IUMI) провело совещание на тему свободной торговли, на котором было ясно заявлено, что протекционистские меры не отвечают интересам сообщества морского страхования.
В статье говорится, что во взаимосвязанной мировой экономике протекционизм в форме торговых пошлин противоречит ценностям IUMI, заключающимся в обеспечении свободной торговли, а также в поддержании и росте мировой экономики.
Генеральный секретарь IUMI Ларс Ланге сказал в то время: «Больше торговли означает больше судов и грузов для страхования. Протекционистские меры, как правило, ограничивают торговлю и влияют на риски и страховые стоимости для морских страховщиков. Они будут оказывать давление на цепочки поставок, оказывать давление на определенные торговые пути и увеличивать накопления рисков на судах или в портах. Все это увеличивает общий профиль риска. Как международная ассоциация, мы обеспокоены тем, что эскалация торговых войн в целом является неэффективным решением того, что часто является глубоко укоренившейся проблемой».
Фредерик Денефле, президент IUMI, в марте дал дополнительные комментарии, посвященные тарифам: «Вместе с другими международными профессиональными организациями IUMI внимательно следит за многочисленными изменениями, которые повлияли на принципы международной торговли с начала этого года. Политические заявления о введении торговых барьеров и тарифов на импортные товары вызвали глубокую обеспокоенность во многих странах, которые активно участвуют в международной торговле и судоходстве», — сказал он.
«Сейчас прилагаются большие дипломатические усилия для заключения наилучших сделок, которые бы учитывали эту эволюцию и избегали — насколько это возможно — отката назад в международном предложении и спросе на товары. Эти обсуждения продолжаются, и результат еще предстоит увидеть», — добавил он.
Подготовлено порталом Allinsurance.kz