Эксперты из ИТ-компании IBA Group Kz провели исследование на основе опроса представителей служб безопасности страховщиков. Самые распространенные схемы обмана – сговор и перевешивание поврежденных элементов машины.
В структуре всех поступивших страховых премий по итогам 2020 года обязательное автострахование занимает 21% от всего объема рынка. Только по этой статье на выплаты было потрачено почти 30 млрд тенге. Эксперты IBA Group Kz предполагают, что около 15% всех страховых выплат — или 4,5 млрд тенге — приходится на мошенников.
ТОП-3 схем автомошенничества в Казахстане
Страховщики рассказали, что чаще всего им приходится расследовать случаи, связанные с подставными ДТП, когда участники вступают в предварительный сговор с целью получения страховой выплаты. На втором месте в списке — перевешивание заранее поврежденных элементов на целый автомобиль. Цель — получение выплаты за якобы поврежденную во время аварии деталь. Замыкает тройку ситуация, когда автострахователи скрывают настоящее времени и места ДТП, что не позволяет страховщикам объективно оценить инцидент.
Как страховщики расследуют автомошенничество
Страховщики чаще всего расследуют подозрительные случаи вручную. Согласно полученным данным, у 55% опрошенных на расследование инцидента уходит 1–2 недели. А вот у еще 40% респондентов расследование может растягиваться вплоть до месяца.
От срока напрямую зависит количество специалистов, которые занимаются анализом. Так, более 30% опрошенных задействуют двух человек для расследования одного случая, а еще 60% страховщиков принимают решение о количестве специалистов исходя из сложности.
При анализе страховых случаев сотрудники 60% компаний сталкиваются с нехваткой данных для объективного и всестороннего расследования. Из этого вытекает еще одна сложность — отсутствие доступа к сторонним базам данных. Это отметили 70% опрошенных. Например, к архивам других страховых компаний или базам государственных органов.
Что может повлиять на ситуацию на рынке автострахования Казахстана
Почти 70% опрошенных на данный момент не используют в своей работе профильные инструменты, способные автоматизировать процесс расследования страховых случаев. При этом четверть респондентов заявила, что у них есть собственное такое ПО, которое не закрывает весь перечень задач.
Поэтому от профильного ПО 70% страховщиков ждут возможности объединения многих баз данных в одной системе. Компании хотят, чтобы ПО ускоряло расследование одного случая. Также для 30% опрошенных важно уменьшить количество ошибок при расследовании. К слову, бюджет и скорость внедрения инструментов автоматизации важны лишь для 20% опрошенных.
“Страховые компании понимают, что следующий шаг для снижения масштабов мошенничества — это внедрение инструментов автоматизации. Сейчас процесс расследования завязан на человеке и большом количестве ручных операций. Все это замедляет расследование и приводит к возможным ошибкам, которые позволяют некоторым автовладельцам получать незаконные выплаты на большие суммы. С помощью ПО качество расследований заметно растет“, — прокомментировал эксперт по финансовым расследованиям, руководитель инструмента визуализации связей VAS Николай Васильев.
Также страховщики Казахстана отметили, что COVID-19 не внес существенных изменений в их работу. Лишь 20% сообщили, что расследование начало занимать больше времени, а еще 15% констатируют увеличение количества мошенничества в интернете и появление новых схем обмана.
*Опрос проводился среди представителей страховых компаний Республики Казахстан путем бумажного анкетирования на конференции “Противодействие мошенничеству в автостраховании” в Алматы 5 октября 2021 года. Данные в исследовании обобщены и представлены анонимно.
Источник: IBA Group Kz