За последние несколько лет российский рынок страхования жизни (СЖ) превратился в основной драйвер роста страхового рынка в целом. Расширился охват населения продуктами СЖ, выросло число клиентов, получающих плановые страховые выплаты. Как следствие рынок начинает играть более ощутимую роль в социальной сфере и экономике.
По данным Банка России, за прошлый год, несмотря на пандемию, страховой рынок вырос на 4,1% по сравнению с 2019 годом; объем собранных страховых премий превысил 1,5 трлн рублей. Наибольшие темпы роста наблюдались именно в сегменте СЖ. Так, объем взносов по НСЖ увеличился на 25%, до 136,9 млрд рублей. В целом, на рынок СЖ пришлось более 457 млрд рублей взносов, или около трети всех сборов страхового рынка.
Первый квартал этого года подтвердил тенденцию усиления интереса потребителей к СЖ. Согласно аналитике, представленной ЦБ, страховые премии совокупно выросли на 7,9% год к году — до 460 млрд рублей. При этом суммарные премии по СЖ выросли на 6,3% — до 115 млрд. Рост в сегменте НСЖ вновь был более ощутимым, он составил 18%. Важно, что данные таких компаний, как Группа «Ренессанс страхование», «Кардиф», БКС, «Уралсиб страхование», «Хоум кредит страхование», «Сосьете Женераль Страхование», не попали в отчет ВСС по итогам первого квартала 2020 года, что, в свою очередь, привело к завышению показателя совокупного роста рынка год к году. С учетом этого прирост рынка по факту не превысил отметки 5%.
В отличие от рискового страхования, договоры СЖ заключаются на более длительные сроки. По данным ВСС, в прошлом году 46% всех договоров в этом сегменте были заключены на срок, превышающий пять лет. Еще одна особенность уже непосредственно продуктов НСЖ — страховые взносы клиентов здесь, как правило, не разовые, а регулярные (их периодичность колеблется от ежемесячных до ежегодных). Поскольку собираемые премии направляются страховщиками жизни в резервы, которые затем размещаются в наиболее надежные финансовые инструменты, эти средства становятся значимым источником «длинных денег» в экономике.
По итогам прошлого года резервы страховщиков жизни превысили пенсионные резервы негосударственных пенсионных фондов. Безусловно, свою роль сыграла продолжающаяся с 2014 года «заморозка» перечисления средств пенсионных накоплений из ПФР в НПФ, но фактом остается то, что на финансовом рынке утвердился новый крупный игрок: к 1 апреля этого года объем резервов страховщиков жизни достиг 1,36 трлн рублей.
Практически все эти средства инвестируются компаниями в государственные ценные бумаги и облигации крупнейших корпоративных эмитентов: по объему инвестиций в ОФЗ страховщики жизни в прошлом году вошли в топ-3 российских инвесторов (после банков и НПФ). Совокупные вложения страховщиков в гособлигации и госдолг по итогам 2020 года составили 1,838 трлн рублей, что на 24% выше, чем годом ранее. Непосредственно на страховщиков жизни, по оценкам Института страхования при ВСС, пришлось 800 млрд рублей инвестиций в госдолг. «Российские страховщики при условии развития СЖ смогут быть локомотивом реализации инфраструктурных проектов», — отметил глава ВСС Игорь Юргенс.
Так, можно говорить, что в преодолении «пандемийного» кризиса есть немалая заслуга страховых компаний. Причем касается это не только поддержки экономики через механизм вложений в государственный и корпоративный долги, но и поддержки граждан, получающих страховые выплаты. Институт страхования при ВСС сообщил, что за последние пять лет объем выплат населению в целом по страховому рынку вырос на 31%, до 659 млрд рублей в прошлом году, что составляет 0,62% ВВП страны, или 1,1% величины денежных доходов населения. При этом на выплаты страховщиков жизни пришлось уже около трети всего объема (если учесть и выплаты инвестиционного дохода по продуктам ИСЖ). Для сравнения: доля ОСАГО в выплатах составляет около 21%.
Страховые выплаты в сегменте СЖ, по данным ЦБ, увеличились за прошлый год на 48,5%, до 158,3 млрд рублей. Как отметил регулятор, такой значительный прирост объясняется массовым завершением заключенных ранее договоров СЖ. Стоит отметить, что в таком продукте, как ИСЖ, и в некоторых продуктах НСЖ клиент получает не только вложенные страховые премии, но и инвестиционный доход, который не учитывает статистика Банка России. Поэтому фактически страховщики жизни выплатили клиентам в прошлом году существенно больше: по оценкам Института страхования при ВСС, объем выплат достиг 204,6 млрд рублей, что на 53% превышает выплаты в 2019 году. В этом году в ВСС прогнозируют дальнейший рост выплат, которые могут превысить 300 млрд рублей.
Так СЖ становится важным элементом поддержания социальной стабильности: в условиях снижения реальных располагаемых доходов населения и отсутствия ясности относительно пенсионной реформы альтернативный инструмент формирования накоплений приходится как нельзя кстати.
Однако на пути дальнейшего развития рынка и совершенствования продуктов СЖ есть несколько барьеров. Один из основных — вопрос идентификации клиентов страховщиков жизни. Упрощенная идентификация, применяемая сегодня банками, пока недоступна страховым компаниям, способным работать в таком режиме только с суммами до 15 тыс. рублей. Этого недостаточно для комфортного для клиентов механизма формирования долгосрочных накоплений. Частично решить проблему помогает наличие у клиента подтвержденной учетной записи на сервисе «Госуслуги». Но и тут есть сложности с получением необходимой категории учетной записи (она есть далеко не у всех пользователей сервиса), что, в свою очередь, также снижает доступность продуктов СЖ в режиме онлайн. В случае же наличия подтвержденной учетной записи реализуется дистанционное взаимодействие клиентов и страховой компании без необходимости личного визита клиента в офис и без ограничения по размеру денежных средств.
Вторая серьезная проблема рынка — сверхвысокие банковские комиссии при продаже продуктов СЖ. Банковский канал продаж является доминирующим, хотя страховые компании предпринимают шаги по развитию прямых продаж, в том числе дистанционных. По данным ЦБ, в первом квартале этого года банковская комиссия составляла в среднем 41% страховой премии (+4,8 п.п. за год). Такая комиссионная политика банков снижает клиентскую ценность для продуктов СЖ, так как напрямую влияет на страховые тарифы и доходность, получаемую по полисам НСЖ и ИСЖ. Необходимо найти оптимальный баланс интересов в этом вопросе, к примеру, установив максимальные лимиты на величину комиссий (хотя для кэптивных игроков рынка, имеющих возможность выплачивать комиссии через дивиденды, этот вариант может и не сработать) или выбрав более перспективный и клиентоориентированный путь трансформации каналов дистрибуции в сторону digital-ресурсов, снижающих расходы на «доставку» продукта до клиента, а значит, способствующих уменьшению размера комиссии.
Сейчас Банк России и Минфин обсуждают со страховым сообществом дорожную карту по развитию СЖ. Она предусматривает в том числе возможное внедрение системы, эквивалентной страхованию вкладов от АСВ, упрощенную идентификацию страхователей перед заключением договора с применением инструментов Digital-каналов, а также появление продуктов unit-linked (предоставляющих клиентам больше свободы при выборе инвестиционных активов, чем ИСЖ или НСЖ), что позволит значительно разнообразить продуктовую линейку компаний и повысить клиентскую ценность продуктов СЖ.
Авторы:
Павел САМИЕВ, генеральный директор аналитического агентства «БизнесДром», председатель комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по финансовым рынкам
Владимир ЧЕРНИКОВ, генеральный директор СК «Ингосстрах-Жизнь»
Источник: Банковское обозрение