Весной автомобилисты стали меньше ездить и меньше платить за страховки. С одной стороны, ездить некуда, с другой — платить тоже особо нечем. Поможет ли телематика уменьшить расходы?
Телематическое устройство устанавливают под капот авто на аккумулятор. С помощью датчиков оно следит за манерой вождения клиента: как он ускоряется, тормозит, перестраивается, поворачивает — оценивает сотни параметров вплоть до времени суток и времени года. «Система формирует скоринговый балл, который отражает, насколько безопасно ездит водитель», — рассказывает генеральный директор UBI Technologies Игорь Хереш. Данные передаются страховщику и доступны самому водителю. Скоринговый балл влияет на стоимость каско.
Вещь однозначно полезная, считает автоэксперт Игорь Моржаретто, который решил опробовать телематику в действии. «Это добровольная услуга: я попросил, и мне установили. Просто стало интересно, что это такое и как работает, — говорит он Банки.ру. — Пользовался более трех месяцев, и, если бы мне требовался полис каско, я однозначно бы согласился на телематику, потому что выгодно».
Классический тариф каско складывается из общих характеристик (стаж, стоимость автомобиля и т. д.). Хорошо вы водите или плохо, на стоимость полиса это не влияет. Страховщик предложил Моржаретто скидку до 30% от стоимости полиса, если он будет водить аккуратно и телематика подтвердит это. Страховая компания предлагает установить телематику за свой счет, рассказывает Моржаретто. Автомобилист оплачивает 50% полиса. Затем в течение трех месяцев СК оценивает манеру вождения и предлагает водителю доплатить либо до 100% стоимости полиса, либо до 70%, если он ездит аккуратно. По мнению эксперта, телематика особенно выгодна при покупке полиса на новый автомобиль.
Платить за устройство страхователю не нужно: расходы берет на себя страховая компания. Устройство при этом остается в собственности СК, и если клиент расторгает договор, то «железо» придется вернуть.
«После установки телематики начинаешь управлять автомобилем спокойнее, — отмечает Игорь Моржаретто. — Когда у меня на автомобиле стояло устройство, первую неделю я анализировал, как езжу, какие ошибки допускаю, где я был не прав и как нужно было сделать правильно. Я стал водить более спокойно и получать высокие баллы — около 90. Помимо качества езды, телематическая система определяет и другие параметры, например расход топлива. Можно проанализировать, в какой ситуации он более экономный, а когда — нет».
Страховщикам тоже выгодно
Заинтересованы в популяризации телематики и страховщики. «В момент ДТП телематика становится помощником, — говорит Игорь Хереш из UBI Technologies. — В течение нескольких минут после аварии страховая компания получает полный отчет, в котором видно, какие детали пострадали, кто в кого въехал, направление и силу ударов. В этом случае бытовое мошенничество исключается: у страхователя уже не получится завысить убыток, а вот урегулировать его страховая компания может быстро и легко».
Потратив на установку телематики на страхуемый автомобиль примерно 5—10 тыс. рублей, страховщик приобретает двойную выгоду: адекватно оценивает качество вождения и вероятность возникновения ДТП и минимизирует уровень мошенничества.
«Любой страховщик заинтересован в наращивании сбалансированного портфеля по каско, основой которого являются аккуратные страхователи, — говорит директор дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев. — Применение телематики создает условия для этого, так как страховщик получает детализированную информацию о поведении страхователя на дороге, это позволяет предложить клиенту индивидуальный тариф. Кроме того, это способ повышения лояльности клиентов: они понимают, по какому принципу рассчитывается премия, и могут быть уверены в том, что программа их страхования учитывает индивидуальные особенности».
Предлагать такие полисы ведущие страховщики начали шесть лет назад. Но пока в России на долю каско с телематикой, по информации СК «Ингосстрах», приходится 3%. Среди производителей — итальянская Meta System, российские МТС в сотрудничестве с партнером «Мобайл Парк», литовская Teltonika в партнерстве с компанией «Ю-Би-Ай Технолоджис».
«Около 70% всех поставляемых устройств устанавливаются в подкапотное пространство автомобиля, — указывает вице-президент по развитию телематики Meta System Алексей Шипулин. — Также используются устройства, устанавливаемые скрытно в салоне автомобиля, и устройства, устанавливаемые в разъем OBD-II».
Но не успели россияне привыкнуть к телематическим устройствам, как на смену им идет уже новая технология.
От блока к смартфону
Зачем устанавливать специальный блок, если есть смартфон? Его сенсоры или метки, которые размещаются на лобовом стекле, также способны оценить стиль вождения. Метки связывают автомобиль с мобильным приложением, в которое подгружается вся информация. Страховщик также может следить за тем, не отвлекается ли водитель на мобильный телефон — важный фактор, влияющий на аварийность.
«Мобильная телематика в разы дешевле «железной» и не требует какой-либо физической установки, — говорит директор по развитию бизнеса IT-компании «КРОК» в страховании Денис Гаврилов. — Приклеить метку скотчем на стекло изнутри сильно проще, чем установить устройство под капот и подсоединять к аккумулятору».
Технология развивается в мире уже около десяти лет, но популярность пришла к ней только в последние несколько лет, когда в одной точке сошлись и объем собранных данных, и возможности для их анализа. «Еще два года назад лишь топовые модели смартфонов подходили для этих целей, — отмечает Денис Гаврилов. — Сейчас даже относительно простые и недорогие модели уже позволяют собирать необходимые данные, чтобы делать программы usage-based-insurance доступными».
Российские страховщики уже запустили мобильную телематику либо в качестве пилотных проектов, либо параллельно с «железной». Первой стала СК «АльфаСтрахование».
«Для наших страховых сервисов «Каско on/off» и «КаскоЭкономия» не требуется установка какого-либо дополнительного оборудования, — рассказывает ведущий эксперт департамента андеррайтинга автострахования «АльфаСтрахования» Анастасия Степанова. — Для определения манеры вождения используется смартфон автовладельца с установленным приложением «АльфаСтрахование Мобайл». Манера езды ежесекундно отслеживается с помощью GPS, акселерометра и гироскопа смартфона, который совершает те же перемещения в пространстве, что и сам автомобиль». Приложение отразит, были ли во время движения резкие ускорения или торможения, пользовался ли водитель телефоном во время езды и как долго был за рулем, а также оценит каждую поездку с точки зрения безопасности.
Будущее телематики в России, по мнению Дениса Гаврилова, связано с автопроизводителями. «Интеграция телематических устройств в автомобили на конвейере станет стратегическим направлением развития страховой телематики, — полагает он. — Это позволяет значимо снизить стоимость технологии и установки, а также гарантировать качество и полноту собираемых данных. Но внедрение такой технологии потребует еще как минимум несколько лет, а если учесть низкую скорость обновления автопарка в России и значительную долю подержанных автомобилей во владении, то может затянуться и на десятилетие».
На старте
Популярность телематики будет зависеть от спроса со стороны клиентов. С ним как раз сложности: пока установка телематики необязательная, тратить несколько тысяч рублей, чтобы узнать, как ездишь, смысла не имеет. Скидка при покупке полиса каско — весомый аргумент, но эту необязательную страховку могут позволить себе далеко не все автомобилисты. В некоторой степени спрос может вырасти из-за желания владельцев машин сохранить страховую защиту для своих автомобилей при вынужденной экономии.
Еще одним стимулом могла бы стать реформа ОСАГО, если бы в законопроекте сохранили пункт об обязательной установке телематических устройств. Но законодатели его исключили, даже убрали пункт о добровольной установке телематики. «Хотя, например, в Европе телематика распространена именно при покупке ОСАГО, она не обязательна к применению, но позволяет прилично экономить на полисах благодаря скидкам, — обращает внимание Игорь Моржаретто. — Особенно в Италии и Германии, где продажи телематических устройств исчисляются сотнями тысяч в год». В мире количество машин со страховой телематикой превышает 20 млн.
Продажи полисов с телематикой в мире активно растут последние годы, говорит Денис Гаврилов, ссылаясь на отчет международной консалтинговой компании Ptolemus. При этом ключевым драйвером стала именно мобильная телематика. Лидер рынка мобильной телематики, занимающий более 60% международного рынка, — американская компания Cambridge Mobile Telematics (CMT), технологии которой используют 6,5 млн водителей. Партнером CMT на российском рынке является компания «КРОК».
«В России рынок телематики только формируется, и в его авангарде через несколько лет окажутся те компании, которые уже сейчас активно инвестируют в проекты «умного» страхования, — говорит Виталий Княгиничев. — На протяжении последних лет мы наблюдаем растущий интерес к таким продуктам не только со стороны частных, но и со стороны корпоративных клиентов. Интерес b2b-клиентов к телематическим продуктам продиктован тем, что мониторинговые системы помогают оптимизировать затраты. Мы считаем, что со временем этот интерес будет лишь повышаться, поскольку телематика позволяет не только экономить, но и в целом выводить бизнес на более цивилизованный уровень».
Автор: Ольга КОТЕНЕВА
Источник: Banki.ru