Законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам страхования и страховой деятельности» после презентации в Правительстве уже много раз обсуждался в различных СМИ. На вопрос о том, будут ли инициативы регулятора страхового рынка по введению онлайн страхования технологическим прорывом и новой вехой в развитии страхового рынка или создадут массу трудностей как для страховщиков, так и для страхователей, однозначного мнения – нет. Что думают представителя онлайн бизнеса по поводу того как изменится ландшафт страхового рынка после введения онлайн страхования редакции allinsurance.kz рассказал основатель сервиса сравнения услуг Promarket.kz Кадыров Байсал.
Байсал, как представитель онлайн бизнеса, как Вы оцениваете перспективы внедрения технологий онлайн страхования?
Двояко. С одной стороны: внедрение онлайн-страхования – это технологичный прорыв. В этом направлении мы значительно отстаем от развитых стран, где возможность заказать страховку онлайн появилась ещё в 90-х. Так, по данным портала eMarketer, в 2002 году на долю онлайн-площадок приходилось до 20% от общего объема продаж страховых полисов на мировом рынке. С тех пор прошло уже ни много ни мало 15 лет и, на сегодняшний день, в США и странах Европы более 30% всех страховых продуктов продаётся онлайн. Динамика роста сферы онлайн-страхования в Европе составляет от 15 до 25% в год, в США – до 10%, а мы только планируем внедрять.
В первые годы работы новой системы казахстанцы неминуемо столкнутся с рядом проблем, как технологического характера, так и с проблемами человеческого фактора. Ожидается, что внедрение онлайн-страхования должно ускорить процесс получения страхового полиса: заполнил анкету, прикрепил документы, оплатил, получил полис. На бумаге выглядит просто, а на практике каждый этап таит множество подводных камней. Давайте разберем каждый.
1. Заполнение данных.
После внедрения онлайн-страхования пользователю действительно не обязательно будет ехать в офис страховой компании или агента, можно будет заполнить анкету для получения полиса на сайте страховой компании или сервисе сравнения услуг аналогичному promarket.kz. Но вводимую пользователем информацию по-прежнему будет проверять оператор, сверяя полученные данные с базой ЕСБД (Единой страховой базой данных), которая с 1 июля 2017 года находится под контролем Государственного кредитного бюро. В случае замены удостоверения, смены фамилии или изменения каких-то других данных, необходимых для оформления договора страхования, введенные пользователем данные, возможно, не будут приняты страховщиком с первого раза. Оператор вынужден будет связаться со страхователем, чтобы запросить дополнительные данные, документы и т.д.
2. Прикрепление документов
К поданной заявке на получение полиса необходимо будет приложить скан или фотографию документов. И если сканеры есть далеко не у каждого человека на рабочем столе, то смартфоны, если верить данным сотовых операторов, сейчас на руках у 60 % населения. Чтобы полноценно заменить сканер, нужна хорошая камера и освещение, а само изображение должно быть легко читаемо и не размыто. И, к сожалению, не каждый смартфон может похвастать наличием камеры со вспышкой. То есть и здесь придётся искать компромисс.
3. Оплата
По данным Национального Банка Казахстана, в обращении у 15,2 млн держателей находится 17,9 млн платежных карт - огромное число, практически равное всему населению Казахстана, но если взглянуть на характер производимых транзакций, то мы увидим, что большинство людей по-прежнему предпочитает расплачиваться наличными. Так, по данным на 1 октября 2017 года, рост безналичных платежей в сравнении с прошлым годом составил 108,38% (21,4 млн транзакций, 296,5 млн тенге), но, в тоже время, число операций по снятию наличных денег увеличилось на 10,1% (19 млн транзакций), а объем вырос на 20,89% и составил 885,6 млрд тенге. Простая арифметика показывает, что население республики в суммовом выражении оплачивает наличными в 3 раза больше, чем картами.
Одной из причин являются закрытые по умолчанию для проведения онлайн-платежей карты. К сожалению, в большинстве банков Казахстана держатель карты должен либо самостоятельно, либо с помощью сотрудника банка проводить дополнительные операции для того, чтобы расплачиваться картой в случае онлайн-покупок. С тем же столкнутся пользователи, которые захотят первыми протестировать возможности онлайн-страхования.
4. Получение полиса
Если вы успешно прошли все предыдущие этапы и купили электронный полис, то, к примеру, при покупке полиса ОС ГПО ВТС для избежания лишних разговоров с сотрудником дорожной полиции, у которого может не оказаться смартфона, планшета или будет отсутствовать возможность соединения с базой данных, возникнет необходимость распечатать полис. Таким образом, быстрый и удобный процесс онлайн-страхования, каким нам его представляют, для неподготовленных граждан на практике будет выглядеть немного иначе.
Но, с другой стороны, описанные выше проблемы, коснутся далеко не всех, а кого-то и вовсе могут не задеть. В таких сферах страхования, как страхование жизни для выезда за рубеж и страхования недвижимости, оптимизацию можно будет увидеть сразу. Пользователи, выезжающие за границу, чаще всего уже имеют сканы документов и открытые для онлайн-платежей карты, подготовленные ранее для получения визы, брони билетов и гостиниц. Заказ и получение полиса в таком случае займёт считанные минуты.
Немаловажным фактором в пользу онлайн страхования была идея о снижении стоимости полиса за счет исключения услуг посредников и агентов. На Ваш взгляд, будет ли онлайн-полис дешевле?
В определенных категориях страхования, таких как страхование КАСКО, недвижимости, полисы могут стать дешевле за счёт снижения издержек страховых компаний. В категориях обязательного страхования цена может снизиться только до того уровня, который предусмотрен законом и то, только если компания захочет предоставить разрешенную скидку. Сейчас страховщики делают такие скидки не явно, предлагая своим клиентам подарки, дополнительный сервис. После принятия поправок, предложение скидки в размере до 10% по обязательному страхованию будет вполне законным делом. И тут экспертиза онлайн сервисов сравнения услуг, таких, например, как Promarket.kz, станет просто незаменима. На нашем сайте пользователи смогут не только сравнить цены, но и наглядно увидев преимущества каждой страховой компании, заказать полис онлайн. Как показывает опыт, страховщики в погоне за клиентом готовы быть «щедрыми», так что стоимость обязательного онлайн страхования, скорее всего, снизится тоже.
То есть, сервисы подобные Promarket.kz выиграют от внедрения онлайн-страхования и их станет больше?
Несомненно. Внедрение онлайн-страхования бесспорно сыграет нам на руку, поскольку многократно возрастёт количество пользователей. В тоже время ужесточится конкуренция между существующими и новыми сервисами по сравнению и заказу полисов. Говоря о росте количества пользователей, мы рассчитываем не только на ту аудиторию, которая оформляла полисы обязательного страхования в офисах страховых компаний и их агентов, и перешедшую в онлайн, но также о новых пользователях добровольного страхования КАСКО, жизни, недвижимости. Введение онлайн-страхования также откроет новые возможности для интеграции с другими онлайн-сервисами: по бронированию авиа-билетов, гостиниц, покупке-продаже недвижимости и т.д.
В общем, если говорить с позиции моего бизнеса, то онлайн страхования будет новым толчком для развития страхового трынка и рынка онлайн финансовых услуг.
Собственный корреспондент allinsurance.kz
Источник: Казахстанский портал о страховании