Вместе с переменами на рынке страхования, умноженными на влияние законодательных и геополитических трендов, которые фундаментально влияют на текущую ситуацию, происходит смещение в работе IT-компаний, работающих в области автоматизации страхования. Новые условия заставляют страховые компании искать нестандартные подходы к автоматизации, больше думать на перспективу и, по возможности, ограничивать IT-бюджеты, при этом стараясь не потерять в качестве внедряемых решений.
Какие приоритеты ставит перед собой один из крупнейших игроков российского страхового рынка автоматизации, рассказал Александр БУДНИК, вице-президент, директор департамента «Страхование» компании «Диасофт».
Актуальные проблемы и задачи
Во многом ситуации на рынках страхования Российской Федерации и Республики Казахстан похожи. Кризисные явления, падение цен на энергоносители, экономическая нестабильность, инфляционные риски, неоднозначность законодательства, недавнее членство во Всемирной торговой организации ставят перед участниками страхового рынка новые вызовы. Адаптироваться к текущим реалиям сможет только современная компания, с «европейским» уровнем менеджмента и правильно выстроенными внутренними процессами.
Сегодня тенденция на снижение деловой активности продолжается, может быть, уже не так очевидно, как в предыдущем году, но рынок пока находится в рецессии. Страховые компании обеспокоены неопределённостью прогнозов, падением спроса на существующие страховые продукты, снижением уровня доходов населения, неопределённостью законодательной базы и проводимой политикой Банка России, достаточно стремительно сокращающего количество игроков на рынке. На фоне этих факторов усиливается конкурентная борьба за привлечение денежных средств, предлагая клиентам снижение стоимости страховых полисов, возможности рассрочки и кредитования, гибкие условия договоров и новые страховые продукты.
На рынке страхования Казахстана ситуация примерно схожая с российскими реалиями. Здесь нет существенных геополитических рисков, но падение мировых цен на нефть не способствует бурному развитию отрасли. По оценкам аналитиков «S&P», рост рынка в 2016 - 2017 годах составит не более 3-5 % в номинальном выражении. Данные показатели будут достигнуты только за счёт добровольных видов страхования. Однако темпы роста в реальном выражении за указанный период, скорее всего, будут отрицательными, что обусловлено прогнозируемым «S&P» темпом инфляции на уровне 10 % в 2016 году и 8 % в 2017 году.
Компания «Диасофт» - крупнейший поставщик 1Т-решений, лидер в разработке и внедрении программного обеспечения для финансовых организаций. Работает на банковском рынке России с 1991 года. Клиентская база 300+ финансовых организаций, среди них - 60 российских банков из списка ТОП-100 и 33 банка из 75-ти со стопроцентным иностранным капиталом. Головной офис - в Москве, филиалы - в Новосибирске, Ярославле и Чебоксарах, представительства - в Лондоне и Шанхае. Первый и единственный российский разработчик банковского программного обеспечения, включенный в «Magic Quadrant for International Retail Core Banking Systems» компании «Gartner». Входит в ТОП-10 крупнейших российских разработчиков программного обеспечения по оценке рейтинговых агентств «CNews», «Коммерсант», РА «Эксперт». Занимает 4 место в международном рейтинге «Global Banking Platform Deals Survey 2013» (Forrester) |
Финансовый кризис ускорил процессы консолидации бизнеса и укрупнения страховых компаний. В такой ситуации существует немало рисков, и серьёзный бизнес использует все доступные возможности, направленные на минимизацию осложнений и нежелательных последствий, связанных с адапта- ций компаний к новым условиям. Понимая это, IT-компании стараются предложить рынку не только коробочные и стандартизированные решения, но и универсальные средства, позволяющие решать нетривиальные задачи по укрупнению бизнеса, оптимизации IT-ландшафта, быстрого вывода на рынок новых продуктов, работы с клиентами через Интернет, и многие другие.
Чтобы справиться со сложной ситуацией, приходится жить по средствам, когда обязательным условием является соответствие расходов текущим объёмам бизнеса. Для этого приходится сокращать операционные издержки, снижать себестоимость различных бизнес-процессов. Для достижения этих целей компании прилагают существенные усилия в таких направлениях, как оптимизация штата и филиальной сети, централизация управления, в том числе и централизация IT-ландшафта компании, унификация услуг, определение и развитие приоритетных направлений бизнеса. Здесь же возникает необходимость в развитии электронного взаимодействия с клиентами компании, зачастую онлайн-ус- луги являются более дешёвыми с точки зрения внутренней себестоимости, а также повышают общий уровень автоматизации операций и процессов. Все эти задачи особенно актуальны как при слиянии, так и при поглощении бизнеса. Сохранение, приумножение, развитие клиентской базы любой бизнес ставит во главу угла, особенно в период финансовой нестабильности и высокой конкуренции на рынке услуг. Повышение эффективности и снижение внутренних, операционных издержек создаёт определённый запас прочности для любой компании и создаёт возможность оперативно и более гибко реагировать на изменение ситуации на рынке.
Любая IT-компания, располагающая зрелым, не один раз положительно зарекомендовавшим себя решением, способно помочь в решении многих из вышеперечисленных задач. Автоматизация внутренних процессов снижает нагрузку на персонал и высвобождает дополнительные ресурсы, помогает быстро выводить на рынок новые продукты, снижает уровень бюрократичности и делает бизнес более прозрачным. Наряду с этим автоматизация внешних процессов, связанных со взаимодействием с клиентом помогает упростить коммуникации, снизить влияние человеческого фактора, сократить время обслуживания и тем самым привлечь дополнительную целевую аудиторию потенциальных клиентов.
Здесь нельзя не отметить вступление Республики Казахстан во Всемирную торговую организацию в июле 2015 года. После этого страховой рынок становится более открытым для иностранных компаний, которые с большой долей вероятности воспользуются возможностью выйти на новый рынок. Зачастую уровень информатизации иностранных компаний намного выше, чем у российских и казахстанских компаний, и за счёт этого они имеют определённые преимущества в качестве и скорости предоставляемых услуг.
По данным Национального Банка на начало 2016 года на рынке работают всего 33 компании. Для сравнения на российском рынке на данный момент - более трёхсот. Но, тем не менее, конкуренция на рынке достаточно велика, так как объёмы рынка по сравнению со страховым рынком в Российской Федерации пропорционально меньше.
Возможности IT-решений
Безусловно для решения всех этих задач нужны новые технологии, отвечающие всем современным требованиям к IT-системе, проверенные при решении подобных задач и с чёткими перспективами развития. Преимущества сейчас за теми компаниями, которые уже используют или внедряют современную технологическую платформу. Системы BPM (Business Process Management) позволяют структурировать бизнес-процессы, быстро находить и исключать «узкие» места, создавать централизованные системы, использовать в работе различные каналы обслуживания и многое другое.
К сожалению, если говорить о финансовом рынке и сравнить банковскую и страховую отрасли с точки зрения уровня автоматизации процессов, страховая отрасль существенно отстаёт в развитии и распространении IT-технологий. В большинстве своём в страховом секторе распространены гетерогенные IT-ландшафты, отсутствует интеграция IT-систем, электронный документооборот не налажен. Конечно, как и в любом правиле, есть свои исключения, когда отдельный IT-проект реализуется на очень высоком уровне по сравнению с текущим уровнем автоматизации. Но пока такие проекты остаются единичными и текущая экономическая ситуация отнюдь не способствует тому, чтобы их становилось больше.
Здесь стоит отметить, что требования регулятора отрасли оказывают благотворное влияние на степень автоматизации, буквально заставляя участников рынка перестраивать свои внутренние процессы и использовать современные информационные системы. Наверно, одним из ярких примеров последнего времени является переход на новый план счетов, благодаря которому многие компании уже внедрили или сейчас находятся на стадии внедрения решений, автоматизирующих ведение бухгалтерского учёта по новым отраслевым стандартам.
Вообще получается очень интересная ситуация: с одной стороны, контроль регулятора отрасли, который регулярно проводит проверки, мотивирует участников рынка повышать уровень автоматизации и выстраивать свою IT-стратегию хотя бы на несколько лет вперёд. С другой стороны, страховщикам достаточно сложно отказаться от бумажных носителей и тут во многом «виновато» законодательство, не поддерживающее электронное взаимодействие или заставляющее дублировать электронные версии документов бумажными при взаимодействии с государственными структурами.
Какое программное обеспечение выбрать?
Можно ли использовать для автоматизации иностранное программное обеспечение? Этот вопрос волнует сейчас многих не только в России, но и на постсоветском пространстве, особенно в странах Евразийского экономического сообщества, где процесс интеграции бизнесов друг с другом намного выше, чем с остальными республиками. В целом,конечно, можно, но с достаточно большим числом оговорок. В России сейчас взят курс на импортозамещение и использование иностранного программного обеспечения в российских компаниях пошло на убыль, по крайней мере при реализации новых проектов.
Внедрение новых IT-решений в страховых компаниях происходит по стандартной схеме. Предварительно страховой компании проводится анализ требований к продукту, составляется перечень автоматизируемых бизнес-функций, изучаются аспекты совместимости информационной архитектуры новой системы с уже применяемым парком IT-реше- ний. После определения бизнес-функций, на этапе выбора системы зачастую приходится отказываться от иностранного программного обеспечения. Самые распространённые причины отказа можно сформулировать следующим образом: ядро системы плохо поддаётся или совсем не поддаётся модификации, нет возможности вносить изменения в программное обеспечение в соответствии с новыми требованиями законодательства или надзорных органов, сложно адаптировать систему российской специфики страхового бизнеса.
В целом, если говорить о выборе, зачастую страховая компания выбирает не продукт, а подрядчика, который будет реализовывать тот или иной проект. Здесь немаловажную роль играет репутация интегратора, его компетенции, уровень зрелости его собственных процессов и репутация на рынке. Если говорить о компании «Диасофт», то здесь я могу говорить о 25 годах опыта на финансовом рынке и более чем 300 клиентах как российских, так и зарубежных компаний.
Точки IT-спроса
Для страхового рынка одной из актуальных проблем остаётся интеграция существующих IT-реше- ний. Не для кого не секрет, что большинство компаний подбирают определённое решение для автоматизации конкретной бизнес-задачи. В результате во многих компаниях IT-ландшафт состоит из 5, 6, 7 различных систем, которые должны каким-то образом взаимодействовать друг с другом. Основной задачей такого взаимодействия является централизация данных о клиентах.
Тут ещё стоит отметить мобилизацию страховых сервисов, которая по сравнению с банковской сферой остаётся на достаточно низком уровне. Страховые компании не так часто, как банки, сталкиваются с потребностью взаимодействовать со своими клиентами и необходимость переложить часть функций на смартфон пока ещё не назрела. Но, думаю, в течение нескольких лет основные игроки страхового рынка обязательно придут к этому, так как сфера интернет-услуг расширяется и всё меньше людей хотят ехать в офис для заключения договора страхования.
Хотел бы отметить, что, на мой взгляд, будущее страхового рынка - за универсальными, комплексными страховыми решениями, такими как «Diasoft Insurance». Подобные решения, способные автоматизировать как отдельные бизнес-процессы, так и всю компанию целиком, позволяют со временем сократить количество используемых в IT-лан- дшафте систем, постепенно заменяя собой другие, более мелкие решения, не способные решать все задачи страховой компании в комплексе. Затраты на замену системы сравнительно быстро окупятся за счёт сокращения стоимости владения программным обеспечением, увеличением производительности, отсутствием необходимости постоянно интегрировать различные решения друг с другом.
Решение «Diasoft Insurance» построено на информационно-технологической платформе «meNext», которая представляет собой компонентную среду, обеспечивающую проектирование, разработку и исполнение корпоративных бизнес-приложений. Современные технологии, используемые в платформе, и широкая функциональность, заложенная в комплексном решении «Diasoft Insurance», позволяют автоматизировать все направления деятельности страховой компании.
Сейчас, в период кризиса, технологичная промышленная платформа необходима как никогда раньше. Использование инновационных технологий поможет страховым компаниям не только быстро и более удобным способом продавать свои продукты, но и обеспечит повышение операционной эффективности бизнеса и новые конкурентные преимущества - как в настоящий момент, так и в будущем.
Источник: Журнал «Рынок Страхования»