16
Чт, мая

Готовы ли страховщики к переходу на свободные тарифы по ОСАГО до 2020 года?

Из последней версии стратегии развития страхования до 2020 года исключено положение о возможном переходе на свободные тарифы по ОСАГО.

Андрей Антохонов, директор по страхованию автогражданской ответственности СК "Альянс":

Стратегия развития страхового рынка истекает из реальной действительности. И исходя из нашего видения рынка ОСАГО, мы считаем, что на текущий момент рынок не совсем готов к либерализации тарифов, так как в подавляющем большинстве случае решающим фактором будет стоимость страховки вне зависимости от других параметров, будь то дополнительный сервис или просто надежность страховой компании. Это приведет к тому, что цены у всех страховщиков, даже у тех, кто изначально к этому не стремился, установятся на минимальном уровне, и желаемая цель по внедрению более рыночного подхода не будет достигнута.

Однако стоит учитывать, что страхование ОСАГО в России – еще достаточно молодой вид по сравнению с западными рынками, и с течением времени, мы, безусловно, придем к свободным ценам и в обязательных видах страховании. Но произойдет это не в ближайшие год-два. Именно поэтому мы считаем, что введение тарифного коридора определено как задача-минимум, при этом задачей максимум остается введение полностью свободных цен на рынке страхования ОСАГО.

Денис Макаров, руководитель управления методологии обязательных видов ОАО "АльфаСтрахование":

К полной либерализации тарифов, на мой взгляд, на данный момент рынок еще не готов. Не буду утверждать, что к 2020 году ситуация не изменится, но на данный момент дело обстоит именно так. Основная причина – рынок еще не готов к такому новшеству, на рынке еще очень много недобросовестных участников, которые могут использовать ОСАГО в корыстных интересах: рынок имеет огромный объем, собрать на котором большую премию и затем выйти из бизнеса, достаточно просто. Кроме того введение коридора может породить ничем не обоснованный демпинг, например, из тех же соображений, что указаны выше.

Также стоит отметить, что администрировать ОСАГО с дифференцированными тарифами и покрытием будет стоить дороже, то есть это будет дополнительной нагрузкой на бизнес. В свете планируемых изменений в ОСАГО не известно, как они отразятся на рентабельности бизнеса страховщиков. Возможно, кто-то уйдет с рынка.

Виктор Алексеев, заместитель генерального директора СК "МАКС":

Прежде, чем ответить на поставленный вопрос, необходимо подчеркнуть, что страховой рынок – один из самых конкурентных в российской экономике. Несмотря на множество союзов, пулов и им подобным объединений страховщиков, которые, казалось бы, должны объединять, вводить жесткие правила против демпинга, умышленного банкротства, устанавливать жесткие правила и критерии при работе со страховыми посредниками, на деле же ситуация перевернута с точностью до наоборот в сравнении с официальными договоренностями. Достаточно вспомнить безвестную компанию "Гранит", которая за один год вышла в лидеры, собрав на московском рынке 1,4 млрд. руб по ОСАГО с применением КВ = 40% (законом разрешено 10%). Сейчас подобная ситуация складывается с применением бонусов, когда многие, особенно небольшие СК без какого-либо подтверждения дают скидки до 45%. С контрольно-диагностическими картами ТО творится полный беспредел. Когда агенты одного из ведущих страховщиков продают карты, выданные им в офисах страховщика, за 2 тыс. руб , о какой честной конкуренции может идти речь?

И в этих условиях предлагается отпустить тарифы? Это будет убийством ОСАГО. Мелкие страховые компании в стремлении получить максимальное количество клиентов, а затем, собрав несколько сот миллионов, заявить о банкротстве, пойдут на откровенный демпинг. Многомиллионные конкурсы будут выигрывать компании, которые по своей сути не способны организовать достойное сопровождение заключенных договоров ОСАГО. Все это ляжет тяжким бременем на компенсационный фонд, вызовет крайнее недовольство большого количества автолюбителей, попавших в ловушку демпинга, подорвет доверие граждан к страхованию. Мы, наоборот, выступаем за более жесткое регулирование со стороны государства не только по обязательным, но и по добровольным видам страхования с установлением тарифных коридоров и по этим видам, за применение санкций вплоть до отзыва лицензий у страховщиков, нарушающих установленные правила, несмотря на их ранг и место на рынке.

Дмитрий Кузнецов, директор центра андеррайтинга и управления продуктами СК "Согласие":

Мы считаем, что на сегодняшний момент рынок не готов к переходу на свободные тарифы, т.к. к сожалению и клиенты и страховые компании будут страховать по нижней допустимой границе, что не может привести к развитию рынка и появлению конкурентной борьбы. Большинство клиентов рассматривает ОСАГО как "налог" и стараются его минимизировать. В тоже время на рынке есть достаточное количество недобросовестных страховщиков, которые будут страховать по минимальным тарифам в погоне за "быстрыми деньгами", а при наступлении страховых случаев платить с задержками, минимизировать размер выплаты или вообще покидать рынок.

Поэтому в сложившейся ситуации лучшим вариантом является увеличение лимита по выплатам параллельно с увеличением тарифов, но с их жесткой фиксацией, как есть сейчас.

Эксперты "ИНТАЧ":

Страховые компании, хорошо управляющие убыточностью и своими расходами на ведение дела, вполне осилят такую инициативу и смогут предложить клиентам привлекательные цены на страхование. Вместе с тем у компаний, слабо контролирующих свои показатели убыточности и РВД, могут возникнуть определенные проблемы, т.к. их предложения окажутся неконкурентоспособными.

Может также возникнуть ситуация, когда недобросовестные страховые компании и агенты будут сознательно занижать цены до минимума, не контролируя при этом показатели убыточности, что в конечном счете, приводит к банкротству таких компаний.

В этой связи введение коридора будет "золотой серединой" и позволит с одной стороны реализовывать инициативы по переходу к свободным тарифам, с другой делать это постепенно, своевременно контролируя показатели и поведение рынка.

 

Прайм Страхование