Антонио Уэртас, председатель Mapfre, в своей программной речи на саммите Женевской ассоциации недавно прошедшей в Цюрихе отметил, что для решения сложных проблем, связанных с изменением климата, искусственным интеллектом, киберрисками и социальными изменениями, потребуются более совместные усилия и государственно-частное партнерство (ГЧП) в невиданных ранее масштабах.
Уэртас также затронул сложную тему искусственного интеллекта, который открывает для бизнеса и страховщиков огромные возможности, но также и несет серьезные риски. Ситуация усложняется, поскольку ЕС пытается законодательно закрепить новую технологию, в то время как другие регионы и страны, похоже, готовы позволить ей развиваться более беспрепятственно.
«Мы должны принять законы об этическом риске ИИ, но делать это нужно разумно. На глобальной арене Европа должна найти баланс между необходимым регулированием и подавлением конкурентных преимуществ», — сказал Уэртас.
Уэртас отметил, что мир меняется, регулирование развивается, страховой бизнес становится более сложным. По его словам, регуляторные меры на уровне ЕС не помогают.
«В качестве примера позвольте мне напомнить, что в 2007 году европейским страховщикам для работы нужно было соблюдать всего около 12 директив. Пятнадцать лет спустя эти 12 директив превратились в более чем 30. И если мы посмотрим на то, что произойдет в ближайшем будущем, мы могли бы говорить о более чем 60 директивах ЕС, действующих только на уровне ЕС… будьте осторожны и осторожны при продвижении регулирования, которое повлияет на роль страховой отрасли», - сказал Уэртас.
Он добавил, что его видение в отношении ИИ весьма оптимистично, несмотря на очевидные риски. «Я считаю, что если мы сделаем это правильно, мы сможем превратить эти технологии в мощные инструменты на службе работников, улучшая их навыки и опыт, одновременно стимулируя экономику в целом», — сказал он.
«Однако очевидно, что необходимо создать систему управления операционными и нормативными рисками, и мы должны принять законы об этических рисках. Мы должны двигаться вперед в этическом и ответственном развитии искусственного интеллекта. Но на глобальном рынке Европа должна найти баланс между регулированием, которое, несомненно, необходимо, и рамками развития этих технологий. Необходимо точно экспериментировать с этой технологией, чтобы знать ее пределы и проверить этическую работу без предвзятости по отношению к людям и их обстоятельствам», — добавил он.
С развитием искусственного интеллекта тесно связана все более тревожная угроза киберрисков, которая, по мнению председателя Mapfre, требует более комплексного ответа с использованием ГЧП.
«Угроза кибератак, утечек данных и цифровых потрясений выглядит огромной, способной разрушить отрасли и экономику несколькими нажатиями клавиш. Как страховщики, мы стоим на перекрестке проблем и возможностей на этом цифровом фронте», — сказал он.
«Мы стали свидетелями разрушительных последствий громких кибератак, которые наносят вред бизнесу, ставят под угрозу личные данные и подрывают общественное доверие. Финансовые последствия таких событий могут быть катастрофическими, подрывая доверие к рынкам и институтам. Наша ответственность как страховщиков выходит за рамки финансовой компенсации: нам поручено помогать нашим клиентам ориентироваться в сложном ландшафте киберугроз, предлагая решения по управлению рисками, которые укрепляют их цифровую инфраструктуру и повышают устойчивость к неизвестному», — продолжил Уэртас.
Он сказал, что недавний отчет, опубликованный Женевской ассоциацией, поставил перед всеми нами задачу. Чтобы расширить пределы возможности страхования, страховщикам необходимо активно оценивать возможные варианты распределения киберрисков, в том числе с правительствами через ГЧП.
«Такие совместные усилия страховщиков и правительств позволят сократить пробелы в киберзащите и обеспечить реализацию всех социальных преимуществ киберпространства», — заявил Уэртас.
По словам председателя Mapfre, аналогичные усилия необходимы для решения огромной проблемы изменения климата.
«Мы должны создавать новые продукты, которые стимулируют устойчивые практики и инвестиции. Согласовав наши интересы с интересами более здоровой планеты, мы сможем формировать рынки и направлять капитал на экологически ответственные инициативы. Давайте воспримем концепцию «зеленого страхования» не как нишу, а как неотъемлемую часть развития нашей отрасли», – добавил Уэртас.
Он сказал, что сотрудничество является ключевым моментом. «Поскольку мы идем по сложному пути обеспечения будущего и защиты планеты, угроза изменения климата становится определяющей проблемой нашего времени. Роль страховщиков не ограничивается возмещением ущерба; оно распространяется на формирование поведения, политики и инвестиций, которые уводят нас от пропасти. У нас есть инструменты, знания и моральное обязательство стать агентами трансформации», — сказал он.
«Конечная цель — это не только устойчивый страховой сектор, но также устойчивая экономика и устойчивое общество. Поэтому мы считаем, что государственные меры по адаптации к изменению климата необходимы обществу для предотвращения крупномасштабных катастроф и разрушений. Среди прочего, эти государственные меры по адаптации должны также быть направлены на сохранение доступности страховых взносов для всех и сокращение незастрахованных потерь среди местных сообществ», — продолжил Уэртас.
Уэртас добавил, что социальные изменения потенциально являются самой большой областью, которая потребует нового подхода и более тесного сотрудничества между страховым сектором и государственными органами.
Уэртас отметил, что демографические и социальные изменения оказывают беспрецедентное давление на системы здравоохранения и пенсионные системы во всем мире, требуя от них поддержки большего числа людей в течение более длительного времени.
Старение населения, изменение семейных структур и изменение динамики рабочей силы порождают новые сложности, которые требуют нашего внимания, сказал Уэртас.
«Рост старения населения представляет собой двойную проблему. С одной стороны, растет спрос на страховые продукты, отвечающие уникальным потребностям пожилых людей, от медицинского страхования до пенсионного планирования. С другой стороны, этот демографический сдвиг также требует переоценки нашего подхода к андеррайтингу и ценообразованию, поскольку проблемы долголетия и здоровья, связанные с возрастом, переопределяют профили рисков», — сказал он.
«Семейные структуры также развиваются, влияя на нашу отрасль. Нетрадиционные семьи, домохозяйства с одним родителем и условия проживания нескольких поколений требуют от нас разработки полисов, отражающих разнообразную семейную динамику. Необходимость гибкого страхования, учитывающего эти различия, очевидна, как и важность предоставления финансовой защиты, которая адаптируется к меняющимся жизненным обстоятельствам», — продолжил Уэртас.
Председатель Mapfre заявил, что трансформация рабочей силы, вызванная технологическим прогрессом и изменением социальных норм, создает еще один уровень сложности.
По его словам, рост экономики свободного заработка, удаленной работы и меняющегося характера трудовых отношений бросают вызов пониманию профессиональной деятельности. Он добавил, что страховщики должны разработать инновационные решения, которые защитят финансовую стабильность этой динамичной рабочей силы.
«Кроме того, давайте не будем забывать о необходимости рассчитывать на пожилых людей в странах с более низким уровнем рождаемости, что будет подразумевать необходимость иметь опытных работников старшего возраста, которые в то же время продолжают получать доход для потребления, уплаты налогов и поддержания государственных счетов», - сказал Уэртас.
«Важно также отметить, что старение — это реальность не только в развитых странах, поскольку это также возникающая ситуация во многих других странах с огромным населением. Им уже нужны продукты и услуги, которые правительства не смогут предоставить из-за отсутствия системы социального обеспечения, которая является возможностью для страховой деятельности, поскольку она также предлагает нам огромную привилегию возможности расширить достигнутый прогресс с годами в более зрелых странах с точки зрения сбережений, здравоохранения, социального обеспечения и т. д.», — продолжил он.
«Все, что я вам рассказал до сих пор, отражает отношения между страхованием и обществом, людьми и экономическим развитием. Вот почему нам нужно больше сосредоточиться на социальной роли страхования, особенно на развивающихся рынках, где страхование — это не просто финансовая сделка, это спасательный круг, который устраняет разрыв между уязвимостью и безопасностью», — сказал Уэртас.
«Социальная значимость страхования возрастает в этих регионах, где наша отрасль вмешивается в смягчение рисков, которые в противном случае могли бы разрушить хрупкую экономику и подорвать социальный прогресс. Будь то защита фермеров от нестабильности климата, обеспечение доступа к здравоохранению для малообеспеченного населения или предоставление возможности малому бизнесу процветать, несмотря на невзгоды, страхование играет ключевую роль в повышении устойчивости и улучшении жизни», — добавил он.
По мнению Уэртаса, акцент сместился с поддержки развития продуктов микрострахования на создание инклюзивных страховых рынков. По его словам, концепция микрострахования была расширена до «инклюзивного страхования», которое теперь включает людей с более высоким доходом, но не имеющих доступа к адекватному страхованию.
«Социальная роль страхования подчеркивает благородную миссию нашей отрасли. Мы не просто риск-менеджеры; мы являемся движущей силой прогресса. Заботясь о будущем и защищая нашу планету, давайте оставаться непоколебимыми в нашей приверженности делу существенного изменения жизни тех, кому мы служим. Не существует устойчивой, свободной и растущей экономической или социальной деятельности, в которой частное страхование не было бы так или иначе задействовано в качестве фундаментальной основы», — сказал он.
Подготовлено порталом Allinsurance.kz