Первый удар коронавирусного кризиса российские страховщики выдержали без провала финансовых результатов и без сторонней помощи. Казавшийся им проклятьем несколько лет назад бизнес ОСАГО вдруг оказался якорем спасения, а неспешная цифровизация отрасли превратилась в бурную кампанию: компании боролись за право не разлучаться с клиентами.
В разгар кризиса Минфин пригласил Всероссийский союз страховщиков (ВСС) включиться в планирование стратегии развития отрасли на ближайшие 4 года (прежняя правительственная стратегия истекала). Президент ВСС Игорь Юргенс в интервью «Интерфаксу» поделился прогнозами на непредсказуемый 2020 год и мнением о готовящейся отраслевой стратегии.
- Страхованию, как и большинству других отраслей, весной пришлось пережить сложный период ограничений из-за коронавируса. Какие уроки преподал COVID-19 страховщикам? Как страховщики восприняли вызовы резкого перехода в цифровую реальность, чего ждать дальше?
- В мировом сообществе аналитики разделились по вопросу о будущей жизни после эпидемии. Первые говорят, что все кардинально изменится, нас ждет неизвестность и даже анархия, мир потребует переустройства заново. Вторые считают, что COVID-19 обострил существующие проблемы, проявил тенденции, сделал их ярче, ускорил все процессы. Вторая точка зрения мне ближе.
Страховщики не успели завершить подготовку к наступлению цифровой реальности, хотя многое было уже сделано, в частности, союзы успели с реализацией серьезных IT-проектов. Раньше в дискуссиях о планах по цифровизации нередко представители сообщества говорили регулятору: подождите, не давите на нас, потребуются большие расходы, чтобы создавать IT-платформы. Обновленную версию автоматизированной системы Российского союза автостраховщиков (РСА) делать надо, но куда спешить? С мобильным приложением «помощник ОСАГО» РСА тоже не следует слишком торопиться, нам надо сначала свои приложения мобильные сделать... В кризис все рвануло лавиной, споры закончились. Цифровые проекты союзом и самими страховщиками доделывались экстренно, не без проблем и трудностей. Любая критическая ситуация требует полной мобилизации, здесь страховщики не исключение, перестраивали подходы и бизнес страны и власти.
Уже в условиях кризиса страховое сообщество предприняло беспрецедентные усилия по запуску системы АИС ОСАГО 2.0. Мобилизация шла с точки зрения финансовых затрат и с точки зрения сроков реализации. РСА за счёт средств страховщиков инвестирует в проект более 2 млрд рублей и запускает систему всего за год - в невероятно сжатые сроки. Уже разработаны и готовятся к запуску такие базовые модули, как договоры и убытки ОСАГО, расчет коэффициента аварийности по договору ОСАГО «бонус-малус». Впоследствии добавятся новые блоки, а также возможность распространить действие системы на другие виды страхования. До этого при непосредственном участии РСА запущен первый в России суперсервис по европротоколу - мобильное приложение «Помощник ОСАГО». Он предполагает задействование данных многих баз, в том числе проведение идентификации через портал госуслуг.
- Вы говорили о включении механизмов общей мобилизации в период эпидемии, как это работает на практике и что меняется?
- На повестке дня оказываются вопросы спасения, они становятся важнее, чем отчет перед начальством, чем индивидуальные KPI. Нужны прорывные решения, и на этом фоне мобильные приложения, цифровые полисы, клиентоориентирование, пациентоцентричность - все ставится во главу угла бизнесом. Обеды за 15 минут «Яндекс» (MOEX: YNDX) помогает доставить, справки получаются удаленно, таким же образом проводится оплата коммунальных услуг, покупка полисов ОСАГО, отношения с банками - все без бумаги, без походов в офисы, все для людей. Сегодня страховщики ударными темпами занимаются темой удаленного урегулирования убытков, есть законодательные препоны, их снятие обсуждается с законодателями.
У власти - свои вызовы. Кризис потребовал дерегулирования бизнеса во всех отраслях экономики. Глубина и масштабность кризиса заставили власть ослабить давление на предпринимательское сообщество. Руководители немного удалились, мы их стали видеть только на экранах. При этом власть больше интересовалась идеями губернаторов и бизнесменов по поводу того, как справляться с ситуацией.
В свою очередь, решения о дерегулировании доказали, что мы - часть глобального мира, абсолютно так же поступили и остальные развитые экономики. Разные страны сделали три одинаковых вещи: снизили количество проверок и объем отчетности, облегчили налоговую и фискальную нагрузки, закачали деньги в экономику.
Таким образом, мы видим, что глобализация - это состоявшийся факт. Медицина разных стран, устроенная по несхожим принципам, стала жить общим интересом преодоления COVID-19, анализируя успехи и неудачи на локальных рынках, опираясь на взаимный опыт и статистику. Кризис показал: если вы живете так, как все остальные развитые экономики, то справляетесь с ситуацией. Из европейских стран успешный пример - Германия, России тоже удалось неплохо преодолевать атаку COVID-19. Если вы живете каким-то своим имманентным способом, то терпите поражение.
Возвращаясь к итогам преодоления нескольких месяцев противоэпидемических ограничений для бизнеса в РФ, скажу - правительство увидело результат сделанных бизнесу послаблений. Сработал механизм партнерства государства и частного бизнеса, надеюсь, что это сотрудничество продлится. Хотя с горечью наблюдаю - как только эпидемия в стране ослабила хватку, регуляторы и проверяющие, которые соскучились по своей работе, оживились. Мания контроля - не безобидная вещь. Не зря же психологи говорят, что очень сильные контролеры в своей жизни не делают больших открытий, они ни на что не влияют. Я так понимаю, что построение системы необходимого и достаточного контроля в стране - общегосударственный вызов. Опять слышны предложения - давайте усилим, углубим, сконцентрируем. Пока в экономике видны «витринные» изменения, а требуется базовый пересмотр подходов. Это урок кризиса, который еще придется выучить.
Что касается страховщиков, то ни в этот кризис, ни в прошлые кризисы на финансовом рынке они ни копейки прямой финансовой поддержки от государства не получали, справляются сами. В то же время обращения ВСС о нефинансовых мерах поддержки были услышаны, страховщики чувствуют помощь и ЦБ, и законодателей, готовность к диалогу правительства.
- Минфин определил основные подходы к будущей концепции развития страхования в РФ на период до 2024 года, в стратегии должен появиться раздел по цифровизации, предполагается ли в проекте стратегии дальнейшее развитие идеи российского виртуального риск-офиса, заявленной в свое время ВСС?
- Этот проект - птица высокого полета, ориентирован на сверхзадачи. Он предполагает накопление статистики, в том числе по договорам страхования, на основании которой можно строить математические прогнозные модели развития ситуации в разных сферах жизни, в том числе предвидеть очаги социальной напряженности, связанные с накоплением тех или иных рисков. Повторяю, речь идет о математических прогнозных моделях, а не об экспертных мнениях. Попытки построения подобных прогнозов международными перестраховщиками делались, на всех конференциях по страхованию они вызывали острый интерес. Парадоксально, но факт - последний конфликт в Сирии был предсказан страховщиками, экономических рисков оказалось слишком много.
Если бы риск-офис был создан и работал в России сегодня, как минимум он помог бы дать ответ на перспективу до 2030 года по ключевым для страны темам. В том числе важно понять, опора на энергоносители как на фундамент благополучия страны за счет перераспределения финресурсов от центра в регионы - это рабочая модель или это путь в никуда? Если не будет этой «ренты» для поддержания баланса, какой окажется действительность, на что тогда опереться экономике? Работа риск-офиса в государстве позволяет накапливать и изучать данные о здоровье населения, в том числе в разных регионах, о демографии, о природных и техногенных угрозах для жилого сектора - о наводнениях и пожарах, о сельхозущербе. Понимание зон концентрации рисков позволит лучше ориентироваться страховщикам и банкам, всему бизнесу в системных рисках. Государство и ведомства получат доступ к большим данным о рисках по разным направлениям, это позволит думать об организации защиты населения и экономики заранее, мониторить процессы концентрации угрозы, следить за изменением частоты негативных событий.
- Такие задачи страховщики вряд ли могут самостоятельно решать. Недавно ЦБ заявил о готовности забрать информационную базу РСА по ОСАГО, чтобы построить более масштабный проект бюро страховых историй по всем видам страхования на этой основе. Даже эта задача трудна для одной отрасли.
- Лучше строить вместе, сферы ответственности можно разграничить. Но прежде важно определиться - для чего будет строиться IT-система по всем видам страхования, чему она послужит? Тому, чтобы регулятор в режиме реального времени видел все операции СК или тому, чтобы СК могли на основании полученных данных создавать новые продукты, делать предложения клиентам, эффективно выстраивать клиентские пути. Это разные задачи. При этом решение обеих задач не исключает третьей - создания базы больших данных, которая сможет служить основой для анализа данных в автостраховании, медицинском страховании, страховании туристов, страховании жилья, ответственности, киберрисков, грузов и других. Понимание природы рисков и процессов их накопления важны не только страховщикам, но и правительству, и бизнесу, и отдельным его отраслям. Минфин в концепции стратегии развития страховой отрасли до 2024 года ставит задачу включения страховщиков в реализацию отдельных национальных проектов. Отличная идея. Но, возможно, создание системы больших данных в стране, где за основу берется статистика страховщиков и иная доступная статистика для оценки различных рисков - само по себе тянет на нацпроект. Пока при поддержке «Российской национальной перестраховочной компании» (РНПК) создается карта рисков наводнений в стране, добавится карта огневых рисков.
- В каких уже утвержденных нацпроектах страховщики готовы принять участие?
- В первую очередь - по направлениям здравоохранения, цифровой экономики и связанным с ней информационным рискам. Мы готовы участвовать в проектах, касающихся жилья и городской среды, в том числе обеспечения безопасности жизнедеятельности граждан, сельского хозяйства, международной кооперации и экспорта, демографии и экологии. Для развития страхования в стране ожидаем от властей мер стимулирования для страхователей, а также законодательного определения или модернизации некоторых видов страхования. В частности, страховщики жизни рассчитывают на появление законодательных оснований для развития инвестиционного страхования жизни, здесь практика опережает законы.
- Страховщики отмечают, что ОСАГО, как вид бизнеса, спасал их в кризис. При этом Минфин уже много лет заявляет, что будет сопротивляться появлению в РФ новых видов страхования. Будущая стратегия для страхового рынка строится на тех же предпосылках. Ничего не изменится в этих подходах, как думаете?
- Бизнес ОСАГО на этот раз во многом спас страховой региональный рынок, проявили повышенную устойчивость и вмененные виды страхования. Так, Национальный союз агростраховщиков даже в кризис расширял охват страхованием аграрных рисков, сегмент успешно развивается. Во Франции, к примеру, существует порядка 200 обязательных видов страхования. ВСС видит перспективы развития в стране вмененного страхования. Оно понуждает бизнес к ответственности за результаты деятельности, он использует договор страхования ответственности как инструмент финансовой защиты.
- С 24 июля заработал закон о расширенном допуске посредников к удаленным продажам страховых продуктов, наконец им разрешили продавать полисы ОСАГО. На пороге новая реальность. Независимые цифровые платформы могут поглотить большую часть продаж страховщиков? Есть мнение, что они превратятся в фабрики по изготовлению страховых продуктов для продаж посредниками.
- С расширением допуска посредников к продажам страховых полисов конкуренция обострится. Страховщики и раньше тестировали проекты по созданию моделей цифровых компаний самостоятельно, теперь интерес к таким проектам станет массовым - мы увидим создание цифровых платформ и маркетплейсов с участием страховщиков. Кто опередит - тот и выиграет, развитие истории невозможно остановить. Клиенты не хотят возвращаться к прежним отношениям, и это страховщики прекрасно понимают.
- Второй этап либерализации ОСАГО стартует 24 августа этого года, чего от него ждать? Когда будет третий?
- Мы рассчитываем вернуться к обсуждению третьего этапа в индивидуализации тарифов по ОСАГО осенью. С 24 августа вступит в силу новое указание ЦБ о тарифах, которое достаточно сильно изменит подходы к тарификации в обязательной «автогражданке», сделает тариф более индивидуальным и даст страховым компаниям возможность привлекать при помощи тарифа тех автовладельцев, которые им кажутся наименее аварийными. В результате определение цены будет меньше зависеть от территории, на которой проживает автовладелец, и больше - от его персональных характеристик.
- ВСС первым начал вводить стандарты в страховании, ЦБ теперь разрабатывает паспорта финуслуг, в том числе страховых. Поддерживает ли союз идею внедрения дальнейшей стандартизации в страховании?
- ВСС предлагает отказаться от идеи стандартизации страховых услуг, поскольку она может привести к ограничению конкуренции и удорожанию страховых услуг для потребителей. Полезнее сосредоточиться на унификации процессов взаимодействия страховых организаций с контрагентами. В том числе - ввести единые требования к документам по всем видам страхования, связанным с урегулированием убытков - как выдаваемым органами и организациями, так и представляемым страхователями страховщикам. Это принесет больше пользы и ускорит процедуры урегулирования убытков, одновременно обеспечит защиту интересов застрахованных лиц (выгодоприобретателей).
- Появляется информация о том, что страховщики сокращают численность персонала. Как вам кажется, это следствие того, что они пошли «в цифру», или их к этому подтолкнул кризис?
- Мы следим за ситуацией, пока информация о тотальных сокращениях персонала страховщиками не подтверждается. Сотрудники ушли на дистанцию, половина или одна треть работает в офисе, две трети работают дома, но пока никаких массовых увольнений и сокращений нет. А хороших специалистов компании опять ищут. В целом страховой рынок в 2020 году оказался более устойчив к кризису, чем в кризис 2014 года. Страховщики, как составляющая часть национальной экономики, ощущают на себе влияние негативных факторов борьбы с пандемией и кризиса на энергетическом рынке, однако накопленные ресурсы и хорошая рентабельность последних лет позволяют вступать в новые экономические условия с более высокой степенью устойчивости и уверенности в преодолении сложностей.
- На какие сценарии развития страхового ранка следует ориентироваться к концу этого года?
- С учетом длительного периода ограничительных мер страховой рынок показал устойчивость к внешним шокам и последовательно адаптируется к новым экономическим условиям. Однако отложенный спрос на страховые услуги, а также на получение возмещения по страховым случаям неизбежно скажутся на результатах года. Среди лидеров падения сборов по году может оказаться автокаско и страхование имущества физических лиц. Поддержат сборы страхового рынка в целом ОСАГО, добровольное медстрахование (ДМС) и защита имущества юридических лиц. Кроме этого, в связи с возобновлением кредитования и принятыми мерами государственной поддержки ипотечных программ ожидаем восстановление сборов по страхованию от НС и кредитному страхованию жизни.
При позитивном сценарии и восстановлении экономики во втором полугодии 2020 года можно ожидать падения совокупных сборов до 5% к предыдущему году. В случае развития негативного сценария и повторного введения ограничительных мер снижение сборов по отдельным сегментам страхового рынка может составить до 20%. Так что 2020 год не станет годом роста страхового рынка.
Источник: Финмаркет