Какие особенности и проблемы характерны сегодня для сегмента страховщиков ниже топ-20? Какие ниши и продукты являются для них привлекательными? Как меняется работа на рынке автострахования? В чем потенциал цифровизации для улучшения работы с клиентом и борьбы с мошенничеством? На эти и другие вопросы портала «Страхование сегодня» отвечает генеральный директор «Абсолют Страхование» Дмитрий Руденко.
- Дмитрий Федорович, что в работе компании изменилось за год, прошедший с нашего с Вами предыдущего интервью? Достигнуты ли цели по росту премий, структуре портфеля, прибыли?
За год все намеченные цели были достигнуты. По большинству видов, интересных компании, целевые показатели перевыполнены как по сборам, так и по андеррайтинговому результату.
В структуре портфеля «Абсолют Страхование» за год серьезных изменений не произошло. Одним из лидеров роста осталось ипотечное страхование, сборы по которому растут темпами выше рынка. Растет страхование имущества физлиц. Портфель по нему небольшой и стоимость продукта невелика, но для нас это стратегически очень важный вид с точки зрения прироста клиентской базы.
У нас хорошие результаты в Московском регионе, внедряем практику работы с застройщиками и управляющими компаниями ЖКХ в других регионах. Думаю, по страхованию имущества физических лиц (ИФЛ), мы соберем в этом году в 1,5-2 раза больше, чем в 2018. В том числе, благодаря тому, что закон будет способствовать популяризации страхования.
- Как меняется региональная сеть компании?
Здесь идет аккуратный рост. Намечено открытие 5 филиалов, бизнес действующих филиалов растет. Сборы по региональной сети будут расти быстрее, чем в прошлом году. Это связано, в том числе, с изменениями законодательства по ОСАГО: ряд регионов становятся более привлекательными, и мы можем активнее в них работать. Не все региональные рынки нам интересны. Мы очень точечно рассматриваем каждый регион, учитываем факторы экономической развитости территории, среднего дохода населения и даже планы правительства данного региона на ближайшие годы, также внимательно изучаем потенциальные команды. Наша стратегия, как и прежде, не предполагает массовой экспансии в регионы. И наши региональные представительства больше похожи на точки продаж, с максимальной централизацией бизнес-процессов.
- Каких изменений на рынке автострахования вы ожидаете в свете последних законодательных новаций? Как будете адаптировать свою деятельность к новым рыночным условиям, проводить работу по индивидуализации предложения для автовладельца?
Мы держим руку на пульсе, в курсе всех трендов и изменений. В 2017-2018 годах, на первых этапах развития е-гаранта и е-ОСАГО мы работали с ОСАГО очень аккуратно, старались не наращивать портфель и не увеличивать долю рынка. Новый порядок в секторе распределении доли е-гаранта более справедлив. Нагрузку по убыточности, которую ранее было невозможно прогнозировать, сегодня можно посчитать, спланировать. Появилась целесообразность развивать этот вид, но аккуратно, отслеживая изменения на рынке, в том числе регуляторные. Ситуация выправится окончательно, когда тариф будет полностью рыночный или хотя бы тарифная вилка увеличится до 50%.
- Расскажите о том, как вы работаете в сегменте микрофинансовых организаций (МФО). Чем отличается эта работа от традиционного банкострахования?
Мы пошли в этот сегмент более 2-х лет назад, после того как классические банковские каналы в очередной раз подняли комиссию по залоговому страхованию и страхованию от несчастного случая (НС). С одной стороны, рынок страхования заемщиков МФО был в тот момент еще не поделен страховщиками, а с другой, МФО еще очень неплохо зарабатывали на своих прямых услугах, не рассматривали реализацию партнерских продуктов в качестве одного из основных источников дохода, а потому и не диктовали максимальные комиссии страховщикам. Сегмент зарекомендовал себя хорошо, он технологичен, в нем низкая убыточность. С учетом того, что все наши продукты для МФО автоматизированы, нам практически удалось исключить «бумагу», и практически вся работа идет в онлайне, мы решили активно в нем расти. По нашим подсчетам (официальной статистики никто не ведет), мы занимаем третье место среди страховщиков, работающих с МФО. Примерно треть ведущих МФО работают с нами.
Конечно, сейчас доходность основного бизнеса МФО ограничивается Центробанком, и эти организации стали требовать от своих партнеров уровень комиссионного вознаграждения аналогичный банковскому. Тем не менее, сектор для нас по-прежнему рентабелен, и будем продолжать расширять в нем свои позиции. И мы для МФО тоже комфортный партнер, у нас готовы все продукты, IT-обеспечение, стандартизирована нормативная база сотрудничества. Смотрим на свои перспективы в этом сегменте рынка с оптимизмом, несмотря на то, что предстоит большая работа с информированием заемщиков.
- Как на работе компании «Абсолют Страхование» отразился ранее провозглашенный курс на цифровизацию?
Среднему игроку надо всегда быть чем-то лучше, стараться внедрять инновации быстрее, чем крупным рынка. К сожалению, не все желаемое получается реализовать быстро.
Важность и вес IT-подразделения в нашей компании каждый год растет. И для решения тех амбициозных задач, которые мы перед собой подставили, нам пришлось увеличить количество специалистов по информационным технологиям практически в три раза. Внимание, которое руководителю страховой компании сегодня необходимо уделять инновациям и внедрению новых технологий, уже сопоставимо с вниманием, уделяемым большим продающим подразделениям. И с каждым годом зависимость компании от IT будет только расти.
- Недавно было анонсировано Ваше стратегическое партнерство с платформой персонализированных сервисов Mafin для продукта автокаско. Что это за платформа?
При подготовке проекта основной ориентир был на аналогичный бизнес в Южной Америке - в Аргентине, Бразилии, близких к России по уровню экономического развития, психологических барьеров у населения, уровню проникновения e-commerce, готовности инфраструктуры.
Главной особенностью нового сервиса Mafin является расчет персональной цены на основе анализа больших данных (big data). Это собственная разработка компании Mafin (ООО «Абсолют Тех»), и она позволяет сделать цену полиса ниже рыночной для 70% клиентов за счет более точной оценки риска. И это не демпинг, а более точное и справедливое определение стоимости полиса.
Еще одно важное отличие – в платформе будет реализован полностью цифровой клиентский путь. Процесс покупки полиса и урегулирование страховых случаев будет происходить полностью онлайн - от загрузки документов до осмотра повреждений прямо через мобильное приложение или сайт.
Другие преимущества – с помощью Mafin пользователи могут рассчитать финальную цену полиса каско за 2 минуты и купить полис в приложении по фиксированной цене в течение двух месяцев после расчета, получить бесплатно ремонт без справок до 100 тыс. руб. неограниченное число раз, а также услуги аварийного комиссара и эвакуацию авто. Расторгнуть полис можно будет онлайн без дополнительных удержаний, все максимально удобно и быстро.
Вначале платформа будет работать в Москве и Московской области, где сосредоточено основное количество ее потенциальных клиентов. На 2020 год запланирован выход на рынок Санкт-Петербурга, в дальнейшем география проекта будет расширяться. Платформа Mafin представлена в виде сайта www.mafin.ru и мобильного приложения в App Store и Google Play.
У нас самые смелые ожидания от этого проекта и перспективы. Mafin – это глобальная многофункциональная платформа, которая позволит узнать больше о клиентах и со временем предложить им многие другие сервисы и функции, востребованные пользователями в интернете. Планируется, что к Mafin будут подключены компании, предоставляющие услуги каршеринга, юридические услуги, хранения шин, автомойки и т.д. С партнерами Mafin может работать по схеме revenue share. Практически одновременно с каско платформа начнет предоставлять клиентам возможность онлайн покупки ОСАГО. Безусловно, продуктовая линейка будет расширяться, появятся такие виды страхования как ВЗР (полисы для путешественников), страхование имущества, от несчастного случая, страхование ипотеки и прочее.
Также существует много различных гипотез и идей, которые мы будем тестировать на новой платформе. И лучшие из них будут запушены в промышленную эксплуатацию.
- Помогает ли цифровизация бороться со страховым мошенничеством и как изменились случаи мошенничества в последнее время?
В последнее время мы опираемся на все более современные технологии по антифроду и прогнозированию, тестируем нашу модель на своей выборке. Уверены, что предстраховая экспертиза с использованием big data не только поможет уменьшить вероятность подписания договоров страхования с мошенниками, но и, несомненно, сократит расходы на проверку.
Работа с большими массивами информации помогает и при расследовании страховых случаев.
Чем больше становится легитимных источников информации (например, с камер наружного наблюдения или GPS о месте ДТП), позволяющих страховщикам убедиться в том, что объект, который берется на страхование, существует, страховая сумма указана правильная, информация в заявлении на страхование верная, тем больше вероятность, что страховщик не застрахует мошенника. Как следствие, у страховщиков не будет необоснованных выплат и дополнительных расходов на расследование страхового случая. И, соответственно, можно будет понизить тариф для добросовестных клиентов.
Каких-то существенных изменений схем мошенничества в автостраховании мы сейчас не видим, оно стагнирует. И все больше мошенников привлекает направление страхования жизни и здоровья, что связано с увеличением лимита выплат в ОСАГО по жизни и здоровью.
В «Абсолют Страхование» остается принципиальная позиция: мы не оставляем без внимания даже незначительные случаи мошенничества в отношении компании, стараемся доводить их до суда. И что приятно отметить, в последнее время ни одна служба безопасности страховых компаний, к которым мы обращались за помощью, не отказала нам. И это хороший знак, который говорит об одинаковой точке зрения страховщиков в отношении к мошенничеству.
- Вы объявили, что начинается работа над новой 3-летней стратегией компании. Поясните, что в ней будет отражено?
Сегодня у нас уже есть 5-летняя стратегия развития цифровой розницы вместе с платформой Mafin. Стоит задача прописать то, как будет развиваться классический страховщик.
Мы будем двигаться в уже выбранном направлении, фокус у нас не поменяется. В планах не стоит переориентироваться на страхование крупного бизнеса. Приоритетным клиентским сектором для нас останется средний и мелкий частный бизнес. Делается упор на развитие уже накопленных нами компетенций в классическом корпоративном и розничном страховании, а также на рынке автокаско и ОСАГО. Ключевые принципы развития: остаемся честным и открытым страховщиком, в соответствии с изменениями рынка переносим фокус в онлайн, продолжаем внедрять инновации и развиваться в качестве высокотехнологичного страховщика.
- Какие целевые ориентиры поставлены перед компанией на ближайшее время, что планируете достичь до конца текущего 2019 года и чего ожидаете от развития ситуации на рынке в целом в этот же период?
На протяжении ряда лет у нас получается расти в 1,5-2 раза быстрее рынка, уверен, что с этой задачей мы справимся и в 2019 году. При этом розничный сегмент в компании будет обгонять по темпам роста сегмент корпоративный. На горизонте 2-3 лет эти сегменты должны будут достичь паритета в портфеле компании. Пока тенденции 1 полугодия 2019 года российского страхового рынка показывают, что наши ожидания и прогнозы оправдываются. В розничном секторе быстро растут ипотека и НС. По этим видам мы чувствуем себя уверенно. Уже сейчас каждый десятый ипотечный полис в Московском регионе продает «Абсолют Страхование». В прошлом году сборы по ипотеке выросли на 25%. Мы сделаем все, чтобы сохранить этот темп.
Страхование НС через партнерские каналы для нас – самый быстро растущий сегмент. В прошлом году сборы выросли более чем в два раза. Первое полугодие этого года свидетельствует, что такие темпы сохраняются.
От рынка в целом я ожидаю, что страхование, как бизнес в 2019 году будет прибыльным.
Ожидаю развития рынка телемедицины. Постепенно ломаются годами сложившиеся стереотипы о возможности получить медицинскую помощь исключительно в стенах клиник, и все больше пользователей подключают эту услугу.
Ожидаю большей конкуренции в онлайне. В частности, по автокаско число игроков, предоставляющих сервис онлайн, скорее всего, будет более десяти в конце года. И возможно, не у всех будет урегулирование убытков онлайн, но клиентский путь покупки будет у них полностью в онлайн.
И хотелось бы дальнейшего расширения границы тарифного коридора по ОСАГО и продолжения движения в направлении либерализации тарифов.
Также очень важен диалог и с регулятором, и если будет достигнуто взаимопонимание по новым требованиям к активам и резервам и т.д., то никаких потрясений рынок не ждет, он продолжит свое эволюционное развитие и дальнейший рост.