25
Сб, янв

Антон Петраков: технологические платформы меняют модель взаимодействия человека с автомобилем

anton prtrakovЭксперт уверен, что беспилотные машины могут стать реальностью на наших дорогах.

 

Вопрос только в том, готово ли к ним общество. Развитие автопрома в странах ЕАЭС стало предметом обсуждения в рамках Астанинского экономического форума. О новых трендах и информационных технологиях на этом рынке, а также о проектах компании в интервью inbusiness.kz рассказал директор по связям с государственными органами "Яндекс.Такси" Антон Петраков.

– Какие тенденции в сфере технологий для автомобилей Вы можете выделить?

– Мировые IT-компании активно развивают собственные системы для автомобилей. В их числе Google, Amazon, Baidu и, конечно, мы. В ближайшие три-пять лет все больше машин будут выполнять не только функцию передвижения под управлением водителя. Они станут, по сути, движущимся смартфоном, который предлагает водителям и пассажирам много дополнительных сервисов. Соответственно, автопроизводители из продавцов "железа" превратятся в поставщиков услуг. И здесь важно, чтобы представители автопрома и технологические компании тесно сотрудничали друг с другом. Государство, на наш взгляд, может стать активным медиатором в таких переговорах.

Но, помимо собственно "Яндекс.Авто" – "умной" внутренней начинки для автомобиля, у нас много других разработок, которые радикально меняют модель взаимодействия человека с машиной. Это и классические картографические продукты для автомобилистов, и "Яндекс.Такси", которое уже давно работает в Казахстане, и каршеринг, и, разумеется, беспилотная платформа, которую в перспективе можно будет поставить на любой современный автомобиль, чтобы он мог ездить без водителя.

– Как Вы думаете, когда беспилотные автомобили появятся на наших дорогах?

– "Яндекс.Такси" – одна из немногих компаний в мире, у которой уже есть работающая беспилотная технология. Мы используем собственные разработки "Яндекса" в области больших данных, машинного обучения, компьютерного зрения, ту же картографию. С прошлого года мы тестируем беспилотные автомобили на дорогах общего пользования в России. В двух городах работает беспилотное такси, которое можно заказать через обычное приложение "Яндекс.Такси". Тестировали машину и за границей, в других климатических условиях – в Лас-Вегасе, а сейчас и в Тель-Авиве.

Технологии развиваются быстро, и уже в течение трех-четырех лет будут готовы к массовому применению. Вопрос скорее в готовности госорганов и остальных участников дорожного движения к тому, чтобы допустить беспилотные автомобили к перевозке людей на ежедневной основе.

Все, что нужно роботу для передвижения, – знать, что происходит вокруг. Для этого не требуется дополнительной городской инфраструктуры, автомобилю хватает сенсоров на борту. Наша машина сама определяет свое положение на дороге, распознает других участников движения, светофоры и дорожные знаки, препятствия, окружающие объекты и на основе этих данных выбирает самый эффективный и безопасный маршрут. Конечно, ездить в большом городе с загруженными магистралями сложнее, чем по пустой прямой улице, но мы это уже умеем. Повторюсь, вопрос в готовности общества той или иной страны.

– Как Вы считаете, есть ли в наших странах тренд на отказ от личного автомобиля, как это происходит в западных странах?

– Развитие таких сервисов, как "Яндекс.Такси" и Uber, приводит к тому, что все больше людей во всем мире отказываются от личных автомобилей. Безусловно, владеть машиной, особенно в крупных городах, в разы дороже, чем пользоваться ей в определенный период времени. Речь необязательно о том, чтобы продавать машину и пользоваться только такси, хотя и таких случаев много. Скорее, я о некоей мультимодальной истории, когда для перемещения из точки А в точку Б человек использует разные виды транспорта. Часть пути может проехать на личной машине, пересесть на автобус, а затем – на такси, потому что так удобно. Мы видим этот тренд и в Казахстане, особенно в крупных городах – Нур-Султане и Алматы. Молодежь экономит время и по-другому смотрит на сам факт владения вещью.

– Владельцы таксомоторных компаний Казахстана признают тот факт, что приход новых игроков, в том числе и "Яндекс.Такси", трансформировал рынок, им пришлось перестраиваться. Как Вы думаете, какую главную ценность вы принесли в Казахстан?

– Еще 10 лет назад невозможно было представить, что стоит разок коснуться экрана телефона, и через две-три минуты машина уже подъезжает к вам. Это было чем-то из области фантастики, а сейчас реальность. За этим стоит большая работа и серьезные технологии. Мы сделали такси доступным, понятным по ценообразованию и удобным общественным транспортом. При этом водители такси получили возможность эффективно использовать свое рабочее время и больше зарабатывать.

– Какие меры принимает компания для повышения безопасности клиентов?

– Это очень важное направление работы для нас. В прошлом году мы запустили в Казахстане собственное бесплатное страхование. Во время поездки, заказанной через "Яндекс.Такси", жизнь и здоровье каждого пассажира в машине и водителя застрахованы на 2,5 миллиона тенге. Да, мы не перевозчик, и законодательство РК не требует от онлайн-сервисов наподобие нашего страховать поездки, но нам важно, чтобы пользователи "Яндекс.Такси" были уверены в сервисе и доверяли ему. Понимали, что вызвать такси через приложение во всех смыслах надежнее, чем ловить машину на дороге.

Также у нас в планах запустить автоматический мониторинг скорости. Мы уже сделали это в России и получили неожиданные результаты. Что он из себя представляет: когда водитель выполняет заказ, технология с помощью GPS отслеживает его движение и вычисляет скорость на дороге. Фактическая скорость сверяется с разрешенной на конкретном участке трассы. Информация о скоростных ограничениях есть в "Яндекс.Навигаторе", который строит маршрут для поездок. При превышении скорости водитель такси сначала получает предупреждение. После нескольких предупреждений алгоритм ограничивает доступ к заказам сервиса – сначала временно, а в случае повтора нарушений – навсегда. Казалось бы, простая технология, но она позволила поменять поведение водителей. Больше 90% из тех, кто периодически нарушал скоростной режим, прекратили это делать после двух предупреждений.

 

Айгуль Тулекбаева