20
Пн, мая

Формирование команды

При выполнении какой-либо работы возмож­ности одного человека ограничены. Двое и, тем бо­лее, группа сотрудников могут больше. Теоретически чем многочисленнее группа, тем больше она способ­на сделать. Но, с другой стороны, участникам больших групп сложнее взаимодействовать при выпол­нении поставленных задач. Именно здесь возникает вопрос об эффективности работы группы. Поэтому для решения сложных задач создаются команды, то есть группы, способные работать эффективно.

Когда же группа становится командой? Тогда, когда возникает синергетический эффект, или эффект системности.

Но в чем бы ни выражался эффект команд­ной работы, он рождается в процессе взаимодей­ствия ее участников. Именно поэтому членов ко­манды на тренингах обучают взаимодействию друг с другом.

Различные тренинги обучают разным навы­кам. Многие тренинги имеют узкую направлен­ность, например, группу сотрудников вашего предприятия научат проводить "мозговой штурм". Их научат взаимодействовать как команду в рамках поиска коллективного решения какой-ли­бо сложной задачи. Таким образом, группа сот­рудников командой будет только тогда, когда сот­рудники будут выполнять данный вид деятельнос­ти (в рамках которого их и научили взаимодей­ствовать). Аналогично работают различные тре­нинги по проведению деловых игр. Отсюда следу­ет вывод - группа сотрудников работает в коман­де только в отработанных ситуациях.

Другая группа тренингов предназначена для выработки сплоченности, формирования кома­ндного духа. Например, фирма полным составом выезжает за город, где сотрудники участвуют в соревнованиях, тренируясь совместно преодоле­вать трудности, оказывать взаимопомощь, лучше узнавать друг друга, становятся ближе за счет ра­боты на один общий результат.

При этом могут использоваться как простые формы соревнований - футбол, волейбол, так и более сложные. Например, командам предстоит соревноваться в течение нескольких дней, прео­долевая сложный набор препятствий, совершать марш-бросок.

Отмечая значимость и полезность такой фор­мы работы по подготовке команды, определим проблематику. Вернувшись в понедельник на свои рабочие места, сотрудники зачастую не проявля­ют тех чудес героизма и взаимовыручки, которые имели место на тренинге. Почему?

Дело в том, что на работе им приходится взаи­модействовать не так, как их учили на тренинге. Иными словами, на таких тренингах сплочение ко­манды происходит на уровне объединения их действий, характер которых на работе может ока­заться совсем другим, как если бы тренировать ко­манду подводной лодки на перетягивание каната, а потом ожидать, что в борьбе за выживание матро­сы сами собой организуются и гладко и слаженно (так же, как тянули канат) задраят течь в борту.

Получается, что люди на тренинге и на рабо­те одни и те же, а команды, в которых они взаи­модействуют на тренинге и потом на предприя­тии, неидентичные, отчего эффект тренинга низ­кий. Полезность таких тренингов высока только в тех случаях, когда отрабатываются те навыки, которые будут с точностью воспроизводиться в ос­новной деятельности. Пример - подготовка спортивных команд. Взаимодействие в бизнесе - существенно более сложный организационный навык, и тренировки сотрудников на "перетягива­ние каната" недостаточно для создания эффек­тивной команды.

Обобщая сказанное, можно заметить, что оба типа тренингов помогают повысить эффектив­ность команды только в каких-то определенных случаях. Чему же надо тренировать сотрудников, чтобы "снять" подобные ограничения?

Вернемся к понятию эффективности коман­ды, которая определяется качеством взаимодей­ствия ее участников. И рассмотрим, чем это каче­ство определяется. Для этого определим систему измерения.

На вопрос «Какие затраты являются наиболее значимыми?» практически в любой фирме ответят, что это затраты, необходимые для поддержания производственной деятельности предприятия. Эти затраты, назовем их производственными, фирма несет реально, так как тратит денежные средства.

Таким образом, в координатах такого подхода (назовем его, соответственно, производствен­ным) все внимание сосредоточенно только на ре­альных, значимых, производственных затратах. А если два отдела между собой никак не могут дого­вориться и работа "не клеится", это ничего не стоит, так как такой статьи затрат нет и денег фирма не платит. А значит, в данной системе ко­ординат общение сотрудников в процессе их вза­имодействия происходит бесплатно. И это - акси­ома, на которой базируется данная система. А любая система верна, пока не нарушается аксиома­тика, на которой она построена. Следовательно, не нарушая аксиом, в данной системе задачу не ре­шить. Поэтому используем другой подход, кото­рый назовем транзакционным.

Транзакционная система координат покоится на постулате, что в процессе взаимодействия сот­рудников возникают издержки, которые называ­ются транзакционными. Эти издержки могут быть большими или меньшими в зависимости от качества взаимодействия участвующих в трансакции сот­рудников. Становится понятно, зачем нужны тре­нинги - с их помощью фирма борется с транзак­ционными издержками. Мы тренируем команду, отлаживая взаимодействие ее участников, что оз­начает снижение транзакционных затрат, то есть по­вышение эффективности.

Транзакционные издержки в зависимости от области возникновения делят на 2 большие группы:

• внутренние транзакционные издержки - это финансовые потери, которые несет компания в результате некачественного взаимодействия ее учредителей, менеджеров, сотрудников между собой;

• внешние транзакционные издержки - это финансовые потери компании из-за некачест­венного взаимодействия с окружающим миром - с покупателями, поставщиками, партнерами, и другими контрагентами.

Что означает выражение "завод стоит"? Это значит, что сумма внутренних и внешних транзэкционных издержек "зашкалила" за некую величи­ну, критическую для данного предприятия, то есть по­казывает полную неэффективность его команды.

Интересно понять, почему так происходит. Для этого воспользуемся технологией нейролингвистического программирования и введем поня­тия "карты" и "территории".

Карта - ментальная (умственная, мыслитель­ная) модель, которая описывает территорию - объективную реальность. Мир, в котором мы су­ществуем, - это территория, а представление о нем - карта. Полная аналогия с топографией.

При принятии решений люди и компании ру­ководствуются не объективной реальностью, а своими представлениями о ней, то есть картами. Но поскольку "карты" создаются не в едином для всех картографическом центре, а каждым человеком самостоятельно, то они у всех разные, несмотря на то, что "территория" одна.

Это отражено в следующих аксиомах:

  • • "Карта" всегда отличается от "территории", которую она описывает: "Карта" не равна "Тер­ритории"
  • • У каждого человека (компании) своя карта, отличающаяся от карты другого человека  (компа­нии): "Карта-1' не равна "Карте-2"

Это и является причиной возникновения транзакционных издержек. Каждый участник команды по-разному представляет себе территорию, на ко­торой им всем предстоит действовать, что порож­дает различие в представлениях о том, что и как нужно будет делать. Значит, чтобы команда стала эффективной, надо снизить транзакционные из­держки, возникающие из-за различия карт участ­ников. А для этого карты необходимо сблизить, как бы привести к общему знаменателю. Отсюда пред­метная область тренинга по формированию эф­фективной команды - ментальной модели (карты), а общая задача - научить участников "приводить" свои карты к общему знаменателю.

Для того чтобы понять, как это происходит, разберем один из элементов ментальной модели (карты) человека, а именно, систему нейрологических уровней.

Личность человека в своей мыслительной де­ятельности в разные моменты находится на разных логических уровнях. Всего их шесть.

Самый нижний, первый - уровень окружения лич­ности - отвечает на вопросы "Что? Где? Когда?".

Поднимаясь на уровень выше, мы попадем на уровень действий личности, где отвечают на вопрос "Что делать?".

Третий уровень - уровень спо­собностей и умений личности, то есть на этом уровне отвечают на вопрос "Как?".

Четвертый уровень - уровень ценностей, на нем личность определяет, что для нее является значимым, ценным, то есть, мо­тивы своего поведения, и отвечает на вопрос "По­чему?".

Пятый уровень - это уровень идентифика­ции личности, когда определяется, кем себя чело­век чувствует или считает, и отвечает на вопрос "Кто?".

И последний, самый верхний уровень - уро­вень миссии - определяет предназначение лич­ности в какой-либо надсистеме более высокого порядка, например, в семье, профессиональной деятельности, дружеской компании и дает ответ вопрос "Какая миссия (предназначение)?".

Общаясь между собой, люди как участники взаимодействия, сами того не замечая, могут на­ходиться на разных уровнях, что является первым различием в их картах. Иерархия логических уровней не случайна - она базируется на следую­щей закономерности, которая была подмечена еще в древности, но широко используется сегодня - верхние логические уровни управляют нижними логическими уровнями. Прослеживается четкая зависимость между тем, что у человека на верхних логических уровнях - кем себя считает личность, каким видит свое предназначение и какими мо­тивами руководствуется, и тем, какими будут его действия, а соответственно - и окружение.

Например, если у человека есть такой прин­цип, как честность (четвертый уровень - мотивов и ценностей), то соответственно, это определит его поведение на уровне действий - такой чело­век не будет обманывать (второй логический уро­вень). А если человек на четвертом уровне "не жи­вет" - мы говорим "беспринципный", то понятно, каких действий от него следует ожидать. Если ли­дер авторитарного типа, то мнение подчиненных его интересует мало, а если демократического склада, то в своей деятельности он обязательно будет учитывать их мнение.

Это что касается уровня ценностей. Посмот­рим, как работает уровень идентификации. Такие признаки, как религиозная или национальная принадлежность, "свои" и "чужие", "местные" и "отдыхающие", "мы" и "они", являются идентифика­цией личности (или группы лиц) и определяют ха­рактер их поведения. Если сотрудник себя ощуща­ет членом исключительно "своего" отдела, то ему нет дела до проблем "чужого" отдела. А когда бу­дет дело? А когда появится новая идентификация "мы, сотрудники фирмы" или "мы, члены одной команды", тогда и характер действий изменится. Мы можем сколько угодно тренировать их, отла­живая взаимодействие на втором логическом уровне, а у них разная идентификация, и на рабо­те их действия опять примут противоречивый, не согласующийся характер.

И самый мощный по своему воздействию уровень - миссия личности или какой-либо груп­пы. Какой - определяется идентификацией. Мис­сия группы болельщиков "Зенита" - поддержи­вать "свою" команду и через давление на болель­щиков "чужой" команды лишать противника силы и поддержки. Отсюда и вытекает состав и харак­тер действий данной группы. Точно также миссия "работает", если она есть у команды или фирмы. Почему в свое время "провалилась" теория управ­ления фирмой, которая трактовала сотрудников и их взаимодействие, как "винтики и шестеренки"? Потому, что личность имеет внутреннюю энергию и ее действия определяются не только тем, что она в процессе работы с кем-то входит, как шесте­ренка, в "зацепление". Эффективно управлять фирмой на уровне действий, особенно если фир­ма становится большой, невозможно.

Таким образом, тренинги нужны для разра­ботки бизнес-идеологии компании, где сотрудни­ки совместно с руководством учатся понимать свои ментальные модели-карты, тренируются "сближать" их между собой за счет создания и разделения всеми членами команды общих цен­ностей, идентификации и миссии. И тогда этот инструмент начинает работать - сотрудники как члены команды сами ведут себя таким образом, какой определен на высших логических уровнях. У фирмы действительно появляется эффективная команда, так как действия ее участников оказы­ваются согласованными за счет снижения транзакционных издержек путем "сближения" карт. Это означает, что и у компании появляется своя "карта", и задача следующего этапа - научиться "сближать" ее с картами контрагентов, чтобы сни­жать внешние транзакционные затраты.

Похожий путь осознания ценности бизнес-идеологии прошла московская компания "WELD", которая на определенном этапе развития решила объединиться с заводом-производителем одного из продуктов. Руководство компании определило, что главной проблемой, стоявшей перед обеими фирмами, стало различное видение дальнейшего развития объединенного предприятия, то есть разные бизнес-идеологии. Российские предпри­ниматели заключают договоры, обсуждая условия сотрудничества, поставки, платежи, и т. п., а навы­ков ведения переговоров о создании совместных ценностей не имеют. Тем не менее единая биз­нес-идеология необходима для эффективной ра­боты предприятия, иначе каждое подразделение, не понимая общих задач, старается достичь част­ных целей, иногда противоречащих целям компа­нии. Поэтому топ-менеджеры обеих компаний собрались на корпоративном тренинге по выра­ботке миссии и стратегическому управлению.