Онлайн страхование в Казахстане

Понедельник, 24 июня 2019
Menu

Как найти и доказать корпоративное мошенничество в страховании

Страховщики и мошенники — как сицилийская мафия и комиссар Катани. Ассоциации со «спрутом» неспроста: эти два института просто невозможно разделить. Не только в России, во всем мире.

 

Инсценируем ДТП, болезнь, смерть

Все предлагаемые экспертами меры борьбы направлены на то, чтобы распознавать злоумышленников среди клиентов. Но без контроля над сотрудниками страховых компаний эти меры не сработают.

В прошлом году страховые компании подали в правоохранительные органы 8 тыс. заявлений о возможном мошенничестве клиентов. На выплату по их полисам приходится 15—20% всех страховых премий, пиковые цифры — в автостраховании. Здесь, в самом массовом виде, насчитывают от 70% до 90% всех случаев мошенничества. Оставшиеся проценты приходятся на злоумышленников, которые пытаются манипулировать с имуществом и со здоровьем. Среди клиентов всегда есть те, кто готов инсценировать болезнь, ДТП или даже смерть. Управы на этих «остапов бендеров» мало.

Двойной страховой агент

Эксперты говорят, что радикально изменить ситуацию к лучшему можно с созданием бюро по борьбе с мошенниками (оно будет помогать с расследованиями) и реальным запуском бюро страховых историй (которое до сих пор не заработало в полную мощь). Тогда будет обеспечен полноценный обмен информацией между правоохранителями и страховщиками, а у страховщиков — друг с другом.

Но если мошенничество осуществляется в связке с сообщником внутри компании, то и эти меры будут пробуксовывать. Причем долго. В KPMG подсчитали, что с начала мошенничества до его обнаружения проходит в среднем 18 месяцев. Представим, сколько всего можно успеть за полтора года интенсивной работы. В связке с «гражданским» сотрудник страховой компании имеет фактически безграничные возможности причинить вред своей компании: сначала на стадии заключения договора с клиентом, потом на этапе урегулирования убытков.

KPMG подсчитали, что с начала мошенничества до его обнаружения проходит в среднем 18 месяцев. Представим, сколько всего можно успеть за полтора года интенсивной работы.

Мошенники внутри могут:

— помочь застраховать несуществующее имущество;

— оформить полис задним числом;

— завысить реальную стоимость страхуемого имущества;

— скрыть обман, например факт, что как здоровый страхуется человек с неизлечимыми болезнями;

— скрыть обман при наступлении «страхового случая», например факт инсценировки похищения имущества.

И еще много всего.

Пара примеров в тему от наших клиентов. Филиал страховой компании, в котором работали 11 агентов, долгое время оставался убыточным, пока головной офис не обнаружил причину. В этом филиале на поток была поставлена продажа страховых полисов задним числом.

В другой компании активно подделывали фото, основной материал фиксации состояния объекта страхования. С помощью фотошопа и средних дизайнерских навыков страхователи делали из немного поцарапанных машин совершенно разбитые. Сотрудник страховой компании на этапах согласования со СТОА и урегулирования убытков за вознаграждение эти фотодоказательства принимал.

Копирование актуальных баз клиентов — событие другого ряда. Но пройти мимо него тоже нельзя. Ущерб в случае увода базы к конкурентам может быть даже более значительным. А чтобы оценить размах злоупотребления, даже не придется апеллировать к опыту клиентов: достаточно погуглить предложения о продаже баз застрахованных лиц в Интернете.

«Крот»: найти и обезвредить

Сами страховщики говорят, что доля корпоративного мошенничества в общем объеме сильно ниже, чем клиентского. Но настоящих цифр, подозреваю, не знает никто. Факты злоупотребления служебным положением скрываются. Согласно нашему исследованию, 86% компаний не сообщают об инцидентах, связанных с действиями сотрудников. Факты сговора мошенников внутри и снаружи компании сложно обнаружить и сложно доказать. Но это не значит, что страховщикам в этой ситуации нечем крыть.

Согласно нашему исследованию, 86% компаний не сообщают об инцидентах, связанных с действиями сотрудников.

Комплекс действенных мер в компании, где хотят победить корпоративное мошенничество, может выглядеть так:

1. Использовать скрининг при приеме на работу.

Мошенник — это часто хронический диагноз. Следы неблагополучия обнаружатся еще на этапе собеседования, если использовать скрининговые проверки. В своей практике я их активно использовал. С началом применения этой меры количество инцидентов безопасности с участием новичков снижалось наполовину. Проверять соискателя можно разными способами: на полиграфе, по базам данных, с помощью опросной беседы и т. п. В зависимости от особенностей бизнеса в каждом отдельном случае состав скрининга будет разный.

2. Применять антифрод-программы не только к клиентам, но и к сотрудникам.

Антифрод-программы — набор мер, который позволяет существенно снизить риск мошенничества. Программы активно исполняются в банках, в страховании реже. Меры обычно включают:

— обучение сотрудников;

— выявление и контроль над конфликтами интересов;

— внутренний аудит;

— управление физическим и логическим доступом;

— процедуры согласования и авторизации действий.

Эти программы могут быть развернуты как в «ручном» режиме, так и в автоматизированном, с использованием специальных программ.

3. Контролировать активность сотрудников.

В зависимости от корпоративной культуры встречаются разные подходы к контролю. В ряде компаний предпочитают раз в полгода сажать всех на полиграф. Эту практику я считаю неоднозначной. На рынке мало надежных подрядчиков, и доверие к результатам снижается. Кроме того, такой подход сказывается на атмосфере в коллективе. По этой причине руководители готовы скорее мириться с рисками коррупции, чем снижения продуктивности.

Второй вариант — работать точечно, выявлять группу риска. Этот подход предполагает, что расследование ведется в отношении тех, кто чем-то привлек внимание службы безопасности. Интерес в первую очередь представляют сотрудники, уровень расходов которых несопоставим с уровнем дохода. При этом подходе риск нарушить рабочую атмосферу нивелируется, но велик шанс упустить важный инцидент.

В тех кейсах, о которых шла речь выше, нарушения были обнаружены с помощью программного комплекса защиты от утечек данных (DLP). Он позволяет автоматически находить информацию о сомнительных переговорах (в том числе устных), факты изменения документов и изображений. Это третий подход. При том объеме информации, который накапливается в компаниях, автоматизированные системы будут получать все большее распространение.

4. Доводить дело до суда.

Единицы фактов мошенничества доводятся до суда. Часто страховщики ссылаются на бездействие правоохранительных органов, мол, те не любят дела о мошенничестве, с которыми приходится возиться. Компаниям остается либо испытывать рентабельность бизнеса на прочность, либо пытаться вести расследования своими силами. Мало кто может похвастаться высокой рентабельностью, поэтому остается уповать на собственное расследование.

Когда речь идет об участии в мошеннической схеме представителя страховщика, доказать сговор становится еще сложнее. Но сложность со сбором доказательной базы — не главная причина малого количества дел о корпоративном мошенничестве. Информация, собранная системами защиты от утечек, все чаще становится доказательством в суде.

К сожалению, в финансовой сфере в принципе не принято выносить сор из избы. С моей точки зрения как специалиста по безопасности — зря. Широкая огласка работает на профилактику. Бесполезно делать вид, что проблемы не существует.

Banki.ru

Добавить комментарий


Читайте также...

  • 1
  • 2
  • 3
Пред След

Мировые модели поддержки сельского хозяйства

24-06-2019 Просмотров:34

Мировые модели поддержки сельского хозяйства

Опыт аграрного хозяйствования самых успешных стран мира демонстрирует цивилизованные, европейские и американские...

За 5 месяцев 2019 года казахстанский страховой рынок по объему…

24-06-2019 Просмотров:61

За 5 месяцев 2019 года казахстанский страховой рынок по объему собранных премий вырос почти на четверть

Согласно опубликованным НБРК статистическим данным по итогам 5 месяцев 2019 года, страховой...

Почему проект по внедрению обязательного социального медицинского страхования в Казахстане…

24-06-2019 Просмотров:34

Почему проект по внедрению обязательного социального медицинского страхования в Казахстане решено "обкатать" в Карагандинской области

Пилотный проект по внедрению обязательного социального медицинского страхования в Казахстане будет запущен...

Новая Зеландия: правительство планирует значительный рост страхования от разливов нефти

24-06-2019 Просмотров:42

Новая Зеландия: правительство планирует значительный рост страхования от разливов нефти

Шельфовые нефтегазовые операторы должны будут иметь более высокий уровень страхования, чтобы гарантировать,...

Untangler, новый инструмент Insurtech, использующий ИИ, ставит целью повысить производительность…

24-06-2019 Просмотров:47

Untangler, новый инструмент Insurtech, использующий ИИ, ставит целью повысить производительность страховщиков

Два предпринимателя в области страхования и групповых льгот запустили новую программу под...

Китай: в течение следующих 3 лет стране на улучшение сельской…

24-06-2019 Просмотров:37

Китай: в течение следующих 3 лет стране на улучшение сельской среды необходимо $440 млрд

Китай должен будет потратить 3 триллиона юаней ($440 млрд) в течение трех...

Взаимное микрострахование помогает уязвимым сообществам: исследование CISL

24-06-2019 Просмотров:40

Взаимное микрострахование помогает уязвимым сообществам: исследование CISL

Взаимное микрострахование имеет потенциал для создания финансово грамотных, надежных и устойчивых сообществ,...

Малайзия: Центральный банк будет регулировать платформы страховых агрегаторов

24-06-2019 Просмотров:37

Малайзия: Центральный банк будет регулировать платформы страховых агрегаторов

Деятельность по агрегированию страховых услуг будет регулироваться Bank Negara Malaysia (BNM) как...

НБРК выступает с инициативой по передаче функций регулирования финансового рынка…

24-06-2019 Просмотров:67

НБРК выступает с инициативой по передаче функций регулирования финансового рынка и защиты прав потребителей в отдельный государственный орган

В соответствии с международной практикой доминирующей моделью регулирования финансовой системы является модель...

Autopilot Тесла, скорее всего, вводит в заблуждение водителей по…

24-06-2019 Просмотров:50

 Autopilot Тесла, скорее всего, вводит в заблуждение водителей по части безопасности движения

Автопроизводители, в том числе Tesla Inc., вводят в заблуждения автомобилистов, выбирая имена...

В индийском городе с населением 9 млн закончилась вода: Что…

24-06-2019 Просмотров:51

В индийском городе с населением 9 млн закончилась вода: Что там происходит?

В Ченнаи (до 1996 года — Мадрас) — шестом по величине городе...

Здание обрушилось в Камбодже. Число жертв возросло до 24

24-06-2019 Просмотров:43

Здание обрушилось в Камбодже. Число жертв возросло до 24

Не менее 24 человек погибли в результате обрушения строящегося здания в провинции...

AIR Worldwide выпускает обновление модели землетрясения в Новой Зеландии

24-06-2019 Просмотров:55

AIR Worldwide выпускает обновление модели землетрясения в Новой Зеландии

AIR Worldwide (AIR), занимающаяся моделированием риска катастроф, объявила о выпуске обновленной модели...

Intel Mobileye намерена начать испытания самоходных автомобилей на израильских дорогах…

24-06-2019 Просмотров:64

Intel Mobileye намерена начать испытания самоходных автомобилей на израильских дорогах в 2020 году

Подразделение Mobileye NV корпорации Intel планирует запустить в следующем году испытания автомобильных...

Расследование раскрывает тайну недостающих криптовалют Quadriga на миллионы долларов

24-06-2019 Просмотров:60

Расследование раскрывает тайну недостающих криптовалют Quadriga на миллионы долларов

Все больше и больше похоже на то, что основатель QuadrigaCX Джеральд Коттен...

Прогнозы ущерба от стихийных бедствий в Японии в режиме реального…

21-06-2019 Просмотров:124

Прогнозы ущерба от стихийных бедствий в Японии в режиме реального времени направлены на снижение риска

Aioi Nissay Dowa Insurance, Йокогамский национальный университет и Aon Benfield Japan запустили...

Аналитическая платформа по несчастным случаям помогает страховщику проводить комплексный анализ…

21-06-2019 Просмотров:127

Аналитическая платформа по несчастным случаям помогает страховщику проводить комплексный анализ рисков

Чтобы лучше понять и количественно оценить свой потенциал ответственности и убытков по...

Generali заключает соглашение о стратегическом технологическом партнерстве с Google

21-06-2019 Просмотров:146

Generali заключает соглашение о стратегическом технологическом партнерстве с Google

Итальянская страховая компания Generali подписала стратегическое облачное партнерство с технологическим гигантом Google,...

Как выиграть в страховании: восхождение по кривой доходности

21-06-2019 Просмотров:134

Как выиграть в страховании: восхождение по кривой доходности

Небольшая группа победителей получает большую часть экономической прибыли в сфере страхования. Новое...

Телемедицина, как инструмент расширения доступа к медицинской помощи для клиентов…

21-06-2019 Просмотров:111

Телемедицина, как инструмент расширения доступа к медицинской помощи для клиентов страховщика

Стремясь предоставить клиентам «улучшенный» медицинский сервис за счет сокращения времени, которое обычно...

Япония: сокращение численности населения, как ожидается, окажет умеренное влияние на…

21-06-2019 Просмотров:210

Япония: сокращение численности населения, как ожидается, окажет умеренное влияние на страховщиков жизни в следующем десятилетии

Ожидается, что влияние сокращения численности населения Японии на сектор страхования жизни будет...

Запущено новое решение по управлению киберрисками для австралийских предприятий

21-06-2019 Просмотров:106

Запущено новое решение по управлению киберрисками для австралийских предприятий

Признавая, что «кибератаки и утечки данных» занимают пятое место среди угроз для...

Потери застрахованного имущества за декабрь 2018 года от града в…

21-06-2019 Просмотров:117

Потери застрахованного имущества за декабрь 2018 года от града в Сиднее выросли до $526,6  млн: PERILS

Страховые убытки от града, обрушившегося на большую часть Сиднея 20 декабря 2018...

Спутниковые снимки эпохи холодной войны показывают ускорение таяния ледников в…

21-06-2019 Просмотров:104

Спутниковые снимки эпохи холодной войны показывают ускорение таяния ледников в Азии

Согласно новым исследованиям, сделанным благодаря рассекреченным спутниковым снимкам времен холодной войны, скорость...