Развитие главного конкурентного преимущества, – профессионального персонала, - тема, которая не только не утрачивает актуальность, но напротив становится все более и более востребованной страховым рынком. Большое количество материала на страницах журнала было посвящено обучению агентов. Однако, давайте не будем забывать и про менеджеров. Кто несет большую ответственность, тот должен больше знать и уметь. Более того, чем больше и лучше мы обучаем агентов, тем более грамотными должны быть руководители, чтобы эффективно распоряжаться тем человеческим капиталом, который оказывается в их распоряжении. Вместе с тем практически все страховые компании России испытывают острейшую потребность в квалифицированном, владеющим самыми современными знаниями и технологиями управленческом персонале.
Обычно, когда говорят о профессиональном развитии руководящего состава компании, подразумевается, что высший и средний менеджмент получает бизнес-образование в каком-либо учебном заведении по одной из трех разновидностей программ:
- комплексные программы профессиональной переподготовки;
- средне- и краткосрочные курсы повышения квалификации;
- бизнес образование для руководителей высшего уровня – MBA.
Сложившиеся в стране школы подготовки и совершенствования менеджеров предлагают последним достаточно широкий ассортимент инструментов и методов управленческой деятельности в самых различных направлениях. Вместе с тем эти программы имеют ряд существенных недостатков:
- обучение носит стандартизированный поточный характер, то есть программы шаблонные, построены на самых общих подходах и не включают в себя рассмотрение специфики, проблематики, перспектив той или иной компании (а зачастую и страхования вообще);
- по той же причине (отстраненность от конкретного бизнеса) обучение никак не привязано к целям и задачам компаний, которые вкладывают деньги в обучение своих специалистов;
- ограниченность числа обучающихся, в связи с чем кому-то предоставляется возможность повысить свой профессионализм, а кто обречен довольствоваться только лишь рассказами счастливчиков о том как это было; следствием этого может быть расслоение управленческого звена компании, увеличение различий в уровне профессиональной подготовки руководителей.
Указанные недостатки стандартизированных программ обучения постепенно снижают их популярность в среде страховщиков и заставляют искать новые подходы к развитию корпоративного менеджмента. Таких подходов минимум три:
1. Управленческое консультирование: развитие управленческого потенциала менеджерского корпуса и компании в целом посредством взаимодействия с достаточно редкими на сегодняшний день специалистами – консультантами по управлению. Возможности управленческого консультирования в страховом бизнесе кратко были представлены в статье «И вас вылечат» (№ 8) и будут рассмотрены подробнее в последующих номерах.
2. Переход от обучения персонала организации к обучающейся организации (Learning Organization). Это введенное Питером Сеньге понятие в самом общем смысле представляет построение в компании таких процедур, когда сотрудники компании всех уровней находятся в процессе постоянного само- и взаимообучения друг у друга, у руководителей, у партнеров, у конкурентов и клиентов, адаптируя при этом корпоративную стратегию и культуру в соответствии с понятием высшей эффективности в складывающихся условиях. Решение этой достойной задачи безусловно требует мощнейшей идеологической трансформации всей компании.
3. Выстраивание корпоративных программ обучения, максимально приближенных к практике ежедневной деятельности, учитывающих индивидуальность компании и основывающихся на ее ценностях.
Все три подхода (при условии грамотной реализации) обеспечивают не просто накопление менеджерами компании неких знаний, но гармоничное профессиональное и личностное развитие персонала, сопровождающееся (как запланированный сопутствующий эффект) формированием эффективной целостной команды руководителей и специалистов. Безусловно, все три подхода (опять-таки при грамотной реализации) способны достаточно быстро привести к началу позитивных изменений в компании на уровне управленческой эффективности, но прежде всего они ориентированы на долгосрочный практический результат, обеспечивающий устойчивое конкурентное преимущество.
Немного подробнее о корпоративных программах обучения. Что это, и чем они отличаются от прочих программ.
Помимо уже обозначенного признака соответствия особенностям компании, корпоративные программы обучения менеджеров должны быть комплексными, носить максимально прикладной характер, выстраиваться таким образом, чтобы по возможности минимизировать «выключение» обучаемых руководителей из рабочего процесса.
Под комплексностью понимается закладываемый в программу подход всестороннего развития управленца. Современному менеджеру страховой компании недостаточно знать только лишь специфику деятельности своего подразделения. Это должен быть интегрированный в стратегию своей компании предприниматель, умеющий видеть и понимать взаимосвязь решаемых им задач с деятельностью других специалистов и подразделений. В соответствии с этим пониманием он должен быть способен варьировать различными управленческими инструментами для достижения им и его подчиненными максимальной персональной и командной эффективности. Отсюда «многопредметность» в программе обучения руководителя (см. рисунок).
Прикладной характер программы отражает идею о том, что знания должны иметь вполне определенное практическое применение. Это не означает, что теоретические аспекты подготовки менеджеров менее важны. Безусловно, хороший управленец в такой высокоинтеллектуальной области как страхование должен быть хорошо подкован теоретически. Однако, передаваемые ему теоретические знания должны сопровождаться обоснованными рекомендациями относительно того как и в каких ситуациях они будут способствовать решению рабочих задач. Более того, рекомендации должны быть не просто даны, но апробированы в модельных ситуациях и при решении практико-ориентированных задач. Таким образом, в образовательной программе менеджеров помимо традиционных форм обучения (лекции, семинары) должны присутствовать тренинги, практикумы, решения кейсов (case-study).
«Минимизация» выключения из работы обеспечивается организацией учебного процесса: краткосрочные сессии (от 3 до 6 в год) с системой межсессионных бизнес-заданий и контроля усвоения изученного материала.
Качественное корпоративное обучение руководителей, таким образом, разнонаправлено, учитывает индивидуальность компании, сочетает в себе элементы академического образования и современных активных методов обучения, повышает управленческий потенциал, обеспечивает успех в бизнесе.
Последний вопрос: как построить и реализовать программу корпоративного обучения менеджеров? Однозначного ответа конечно быть не может. Наиболее предпочтительным по целому ряду причин является вариант сотрудничества с внешней обучающей компанией. Здесь важен следующий минимум требований: 1) специалисты компании-подрядчика разбираются в страховании (желательно не понаслышке); 2) компания-подрядчик имеет обоснованную и понятную концепцию комплексного корпоративного обучения менеджеров; 3) компания-подрядчик может обеспечить (знает как) адаптацию своей концепции к специфике вашей компании; 4) компания-подрядчик готова работать с вами столько, сколько потребуется для достижения измеримых результатов. Вы спросите: «Где же найти такую компанию?» Что ж, я знаю одну такую, но это уже реклама… Вообще же, есть много дорог к цели, каждый выбирает для себя.