Ранее мы уже касались проблематики конфликтов. В этой статье рассмотрим более подробно различные аспекты внутриличностных конфликтов.
Этимология слова «конфликт» восходит к латинскому «conflictus» (столкновение). Наше внутреннее психологическое пространство становится полем битвы ничуть не реже, а порой даже чаще, чем область межличностного общения и социальных отношений. Борьба человека с самим собой - тема вечная и неисчерпаемая. От себя, как известно, не убежишь…
Лебедь, рак и щука
Когда речь идет о конфликте, всегда имеется в виду наличие разнонаправленных сил, которые одновременно действуют на человека. Эти силы могут находиться как во вне, в окружающем мире, так и внутри личности. Первый случай иллюстрирует теория поля, разработанная немецким психологом Куртом Левином. Она описывает поведение человека в окружающем мире, рассматривая его жизненное пространство как целостное поле, внутри которого возникают различные по величине и направленности психологические силы - стремления, намерения и т. п. По аналогии со свойствами физического поля одни его части притягивают человека, другие - отталкивают.
В соответствии с этим различают три типа конфликтов. Первый - конфликт «приближение - приближение» - состояние человека, при котором ему приходится выбирать одну из двух в равной степени привлекательных альтернатив, когда хочется, чтобы «и волки были сыты, и овцы целы». Второй тип - «приближение - удаление» - в данном случае одна и та же цель вызывает как положительные, так и отрицательные эмоции. Такой конфликт также называют амбивалентным - «и хочется и колется». И наконец, третий тип конфликта - «удаление - удаление» - здесь «из двух зол надо выбрать меньшее».
Если основным условием возникновения и развития социального конфликта считается столкновение интересов и ценностных ориентаций взаимодействующих субъектов, то во внутриличностном конфликте противоборствующими сторонами становятся различные аспекты личности человека. Яркий пример такого подхода - динамическая модель, разработанная Фрейдом. Он рассматривал личность как состоящую из трех частей, которые тесно взаимодействуют друг с другом. Наша психика подобна трехглавому дракону: «Оно» (Ид), «Я» (Эго) и «Сверх-Я» (Супер-Эго). «Оно» представляет собой резервуар бессознательных реакций и импульсов и служит источником психической энергии, руководствуясь принципом удовольствия. «Я» - сознательное начало, действующее на основе принципа реальности и выполняющее функцию посредника между иррациональными стремлениями «Оно» и требованиями общества, воплощенными в третьей части личности - «Сверх-Я». Подобная структура личности аналогична эго-состояниям, которые описал Эрик Берн: «Оно» соответствует «Ребенку», субъекту неуправляемых желаний; «Я» - «Взрослому», решающему проблемы; и наконец, «Сверх-Я» - суровому «Родителю», носителю универсальных норм. Таким образом, внутриличностный конфликт неизбежен: сама структура нашей личности исключает полную гармонию, ее части тянут друг друга за собой и находятся в постоянном противоречии и борьбе. Человек может только минимизировать конфликт между своими бессознательными инстинктами и усвоенными запретами социальной цензуры. Ослабление противодействия потребностей и страхов становится возможным благодаря различным защитным механизмам.
За семью замками
Человек - существо очень изощренное, особенно когда дело касается его собственной личности. Мы тратим в своей жизни колоссальное количество энергии для того, чтобы не позволить себе делать то, чего мы действительно хотим, и чтобы не дать себе понять, почему мы это делаем. Очень многие внутриличностные конфликты возникают именно из-за того, что человек не осознает свои желания и возможности, при этом делая вид, что «все о’кей». Как говорится, меньше знаешь - лучше спишь. В психоанализе такие преграды называются «защитными механизмами» или «психологическими защитами» - это системы стабилизации личности, направленные на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.
Функцией психологической защиты является ограждение сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний. Среди современных исследователей нет единства мнений в вопросе о количестве существующих защитных механизмов. Некоторые их классификации содержат до 34 наименований. Мы же остановимся на основных - их семь. Закономерно то, что механизмы защиты различаются по уровню «зрелости»: чем более развита личность, тем более сложные «замки» она сооружает для защиты от конфликта.
Замок № 1 - отрицание. Это стремление избежать новой информации, не совместимой со сложившимися положительными представлениями о себе или о ситуации. Это своего рода «фильтр», не пропускающий потенциально тревожную информацию в сознание. Именно этот защитный механизм позволяет женам не замечать очевидные свидетельства измены мужа, сотрудникам - признаки близящегося увольнения и т. д. Любопытно, что отрицание не всегда негативно. Например, известен феномен «я верю» как особое состояние психики, при котором все, что входит в конфликт с предметом веры, имеет тенденцию не восприниматься.
Замок № 2 - вытеснение. Связано с избеганием внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания не информации о случившемся в целом, а только истинного, но неприемлемого мотива своего поведения. Таким образом, «забывается» не само событие, а его причина. К примеру, вы никак не можете запомнить номер телефона менеджера из соседнего отдела, думая, что у вас плохая память на цифры. А на самом деле ему в прошлом месяце дали премию, а вам нет, и вы подсознательно избегаете контакта с ним, который напомнит о его успехе и вашей неудаче. Таким образом, мы можем «вытеснять» имена неприятных нам людей, просьбы, которые не хочется выполнять, причину, по которой мы расстались с любимым человеком, и т. д. Близкой к этой форме защиты является подавление, заключающееся в блокировании нежелательной информации, затрудняющей произвольное вспоминание события в целом.
Замок № 3 - проекция. Вид защиты, заключающийся в неосознанном переносе чувств и желаний на другого, в основе чего лежит отвержение, неприятие переживаний как своих собственных и стремление сделать внешнюю среду ответственной за то, что происходит с человеком. Когда ваша сотрудница жалуется: «Эта Ленка из отдела маркетинга такая манерная и неискренняя, с ней невозможно разговаривать!», то велика вероятность того, что она сама ведет себя так же, но отвергает эту часть себя. Ревность очень часто оказывается результатом переноса вовне собственного подсознательного желания измены. Одна из форм этого защитного механизма - «зеркальная проекция», когда человек находит в другом характерные черты, которые он рассматривает как свои или хотел бы их иметь. Типичные проявления проекций - комплименты, пожелания и подарки.
Для осознания проекций существуют различные психологические техники. Например, упражнение «Автопортрет»: Попробуйте со своим близким человеком нарисовать портрет друг друга. Это делается одновременно: сядьте друг напротив друга и нарисуйте рисунок - это совсем не обязательно реальный портрет, а может быть и метафорический рисунок или даже пейзаж. После этого обменяйтесь своими творениями и обсудите, что вы принимаете, а что нет в рисунке вашего партнера. То, что вы не принимаете, что, как вам кажется, совсем «не ваше», не похоже на вас - это скорее всего проекции рисующего. Опишите, что для вас значит та часть, которую вы не приняли, какая она. Таким образом, вы «возвращаете» эти проекции их обладателю и даете ему возможность осознать те части себя, которые он не принимает, или, наоборот, черты, которыми он хочет обладать.
Замок № 4 - рационализация. Это защита, связанная с осознанием и использованием в мышлении только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение предстает как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам. Это поиск разумных объяснений постфактум с целью получения для себя индульгенции. В рационализации всегда проявляется неудовлетворенность собой и своими поступками и потребность в самооправдании. Например, человек, который все время опаздывает, объясняет это пробками на дорогах или не прозвонившим будильником, хотя на самом деле он подсознательно хочет обратить на себя внимание своими опозданиями.
Замок № 5 - замещение. Это защита от тревожащей ситуации с помощью переноса реакции с недоступного объекта на доступный или замены неприемлемого действия приемлемым. За счет такого переноса происходит разрядка напряжения, созданного неудовлетворенной потребностью. Вспомните «лист гнева», висящий чуть ли не в каждом офисе, который в случае чего нужно «скомкать и швырнуть в угол». В некоторых западных компаниях существует более продвинутый вариант - чучело начальника, которое можно избить после строгого выговора или очередного замечания.
Замок № 6 - сновидение. Особый вид защиты, альтернативный путь удовлетворения желаний. Во сне происходит возврат к не решенным ранее конфликтам и их устранение с помощью языка образов и разрядки напряжения по поводу тревожащей ситуации. Часто переживания, сопровождающие сновидения, приводят к нормализации состояния во время бодрствования. Человек, которому накануне важных переговоров снится, что он говорит на деловой встрече, частично освобождается от тревоги и чувствует облегчение. Иногда во время сна мы продолжаем осуществлять внутреннюю работу по осмыслению какой-либо проблемы и просыпаемся утром с готовым решением.
Замок № 7 - сублимация. Это один из высших и наиболее эффективных защитных механизмов человека. Он заключается в трансформации инстинктивных желаний в более приемлемые для индивида и общества действия, например, преобразование сексуальной энергии в процесс творчества, выражение агрессии в форме шутки и другие действия, которые приводят к разрядке напряжения (спорт, быстрая езда на автомобиле и т. п.). Так что, возможно, ваш босс не просто трудоголик, а нереализованный Казанова.
Как вы, наверное, уже поняли, психологические защиты помогают нам жить лучше и справляться с конфликтами. Поэтому совсем не обязательно стремиться взломать все эти замки, достаточно просто иметь ключи к их пониманию и осознанию.
Между двух огней
Один из наиболее распространенных типов внутриличностного конфликта - это конфликт ролей - ситуация, в которой от одного и того же человека ожидаются не совместимые друг с другом ролевые действия. Различают внутри- и межролевой конфликт. Внутриролевой конфликт заключается в том, что роль предъявляет к ее исполнителю различные требования, которые вступают в противоречие с его характером или намерениями. Например, это конфликт между статусной позицией или должностью и степенью доминантности человека, его стремлением к власти. Наверняка вам не раз приходилось наблюдать, как менеджеру среднего звена с талантом руководителя и лидерским потенциалом «тесно» в рамках своей роли. Или, наоборот, как жалко выглядит застенчивый PR-директор, должность которого предполагает конкурентоспособность и активную общественную деятельность.
В межролевом конфликте сталкиваются противоречащие друг другу роли. Яркий его пример - феномен, который в социально-психологической литературе описан как «ролевой конфликт работающей женщины». Конфликт порождается комплексом субъективных переживаний, возникающих у женщины при одновременном исполнении семейных и профессиональных ролей. Происходит одновременное принятие личностно значимых ролей, которым соответствуют взаимоисключающие ожидания от важнейших референтных групп - семьи и профессиональной среды.
Развитие этого конфликта на внутриличностном уровне своей начальной точкой может иметь выбор, отсрочку или исключение одного из двух мотивов, целей, способов деятельности и соответствующих им ролей. А конечной точкой - крайнюю стадию, заключающуюся в деперсонализации, разрушении целостной картины «Я» и «мира», раздвоении личности. То есть диапазон интенсивности такого конфликта - от дискомфорта при принятии решения о том, что предпочесть - например, провести выходные в семье или на корпоративном празднике, - до серьезного кризиса и невроза.
Наиболее выраженный деструктивный показатель такого ролевого конфликта - чувство вины, которое проявляется в отношении женщины к детям, мужу, работе, а также к самой себе. Но и вина бывает разной - существует два ее типа. Экзистенциальная (нормальная) вина возникает, когда я делаю что-то, что нарушает мой внутренний кодекс ответственности. Она основана на способности заботиться о чувствах и мыслях других людей, умении понимать их: «Меня беспокоит, что наши отношения с мужем ухудшились из-за того, что мы оба устаем».
Другой вид вины - невротическая (социальная), которая основывается на общепринятых ценностях и долженствованиях: «Я должна быть хорошей матерью и уделять больше времени своему ребенку», «Современная женщина уверена в себе и успешна в карьере». Невротическая вина - близкая родственница страха наказания, и иногда человек стремится наказать себя сам, искупая таким образом вину. Напряжение в таком конфликте возникает из-за дистанции между реальным и идеальным «Я». Вообще любой конфликт предполагает некоторый образ желаемой, идеальной ситуации. Воссоздание этого образа - одно из направлений работы с конфликтами, которая подразумевает осознание целей и возможность операционализировать их, разложить на конкретные действия.
Самые «горячие точки» нашей жизни - это как раз моменты вхождения в новую роль, процесс освоения и выполнения ее. Поэтому ролевые конфликты подвержены обострениям и проявляются при изменении привычного ролевого репертуара. Это касается не только приобретения новой ролевой позиции (замужества, повышения на работе), но и ситуаций «обезроливания», которые часто переживаются как утрата части своей личности. Примерами утраты роли может быть увольнение или уход на пенсию (так называемый «шок отставки»), отделение повзрослевших детей от семьи и т. п.
В таких ситуациях проявляется степень жесткости связи личности со своей ролью. Такая характеристика, как «гибкость», очень часто применяется при анализе ролевого поведения, в частности когда речь идет о конфликтах. Гибкость рассматривается как личное качество человека и как приобретаемое умение, тренируемый навык. Гибкость может быть связана и с мыслительными способностями, и с коммуникативными навыками. Гибкость мышления - это способность адаптировать и развивать собственные интеллектуальные схемы при работе с новой информацией. Гибкость в общении - способность адекватно использовать разнообразные коммуникативные средства в различных ситуациях.
Важнейшей составной частью управления конфликтами является их внутреннее, психологическое преодоление. Именно от него непосредственно зависит наше переживание конфликта, его влияние на психическое здоровье и реальное поведение. Исходным моментом внутреннего преодоления конфликта является переоценка самого конфликта, затем следует выбор форм преодолевающего поведения.
Существует два основных способа преодоления внутреннего конфликта - адаптивный и паллиативный. Адаптивное поведение направлено на активное изменение конфликтных отношений, реальное устранение конфликтной ситуации. Его характеризуют, например, такие формы преодолевающего поведения, как поиск информации, поэтапное решение проблемы, переосмысление, обращение за помощью и т. д.
Паллиативное поведение означает внутреннее, психологическое приспособление к конфликту в целях ограничения его нервных и эмоциональных издержек посредством таких поведенческих форм, как прямое выражение чувств, разрядка, фантазия, юмор, сдерживание, отстранение, то есть по сути дела речь идет о защитных механизмах, описанных нами. Использование этого типа поведения наиболее целесообразно при неразрешимых конфликтах. У каждого человека помимо потребностей есть интересы и ценности, что усложняет модель конфликта, но лишает его безысходности. Интересы представляют собой альтернативное разнообразие потребностей в конкретных жизненных обстоятельствах. Так субъективно человек осознает, как именно проявляются его потребности. В процессе своей жизни человек вырабатывает представления и на основании своих потребностей строит иерархии ценностей.
Преодолевающее поведение обычно связано с тремя обобщенными ситуациями длительных или сильных конфликтов: потерей (друга, работы, здоровья), угрозой (например, для перечисленных выше ценностей) и новыми возможностями (новым знакомством, переездом, сменой профессии). При разрешении конфликтов возможно сочетание обоих вышеназванных типов преодолевающего поведения.
Лаборатория конфликта
Группа тренинга - это безопасная среда для решения конфликтов как внутриличностных, так и межличностных. Контекст группы представляет собой своеобразную лабораторию экспериментирования в области «отказа от преждевременного умиротворения конфликтов». Подавленный конфликт - как кипящий котел с закрытой крышкой, который рано или поздно может взорваться (алкоголизм, уход из семьи, а то и самоубийство).
Программ работы с конфликтами в тренинге бесконечно много, но большинство из них разрабатываются в соответствии с определенной схемой. Например, в тренинге «Работа с конфликтным клиентом» сюжет может развиваться следующим образом. Работа начинается с описания конфликта. Один из участников заявляет: «Мне все время попадаются агрессивные клиенты, и я не знаю, как мне с ними себя вести». Далее участники тренинга делятся своим опытом, выражают свои эмоции и чувства по этому поводу: «И мне тоже попадаются! Как же они нас достали!». Следующий этап - совместный поиск решения, который может проводиться в форме «мозгового штурма». Все высказывают свои предложения на вопрос «Что делать с агрессивным клиентом?».
После этого возможна ролевая игра «Продавец и покупатель». В ходе дальнейшего видеоанализа проясняются типичные ошибки продавцов и приходит их осознание: «Оказывается, это я веду себя агрессивно из-за своей неуверенности!». Далее происходит проба различных ролевых моделей для развития поведенческой гибкости. Например, одна и та же ситуация разыгрывается с трех позиций: агрессивного, уверенного и неуверенного поведения. После этого возможно короткое теоретическое резюме.
Итак, подведем итоги. Что же делать с внутриличностными конфликтами? Прежде всего необходимо определить свои границы безопасности. Хотите ли вы, чтобы ваша жизнь изменилась существенным образом? Готовы ли вы к этим изменениям? Чем вы можете пожертвовать ради того, чтобы решить имеющийся конфликт?
Как мы уже выяснили, есть как минимум два пути - приспособиться, адаптироваться к конфликту или активно его разрешить. В арсенале первого - многообразие механизмов психологической защиты и приобретение навыков поведения в различных ролях. Второй вариант предполагает более глубокую, «хирургическую» психотерапевтическую работу - это осознание причин конфликта, своих мотивов, скрытых желаний, разрушение многочисленных иллюзий по поводу своей жизни, глобальная переоценка ценностей и саморазвитие. Причем это не означает, что можно раз и навсегда решить все свои внутриличностные конфликты. Проблемы остаются, но они переходят на более высокий уровень. К примеру, упомянутая выше бизнес-леди, возможно, перестанет расстраиваться по поводу нехватки времени, своей жесткости или бремени ответственности, но зато начнет задумываться о том, в чем ее глубокое предназначение как женщины, а то и о смысле жизни.
Главное, чтобы было желание и готовность что-то сделать со своим конфликтом. Как говорят восточные мудрецы, когда ученик готов, учитель приходит. Будь то бизнес-тренер, психотерапевт или просто друг.