06
Пн, мая

Управление рисками страховых компаний

Для заключения страхового контракта необходимы три условия:

  • потенциальный клиент должен осознавать, что наступление страхового случая нанесет ему и его семье серьезный материальный урон;
  • он должен быть уверен, что при наличии договора страховая компания выполнит свои обязательства перед ним и тем самым материальные потери будут компенсированы полностью или в значительной мере;
  • клиент должен иметь материальные возможности для оплаты страховой защиты.

Третье условие предполагает соответствие между объемом и качеством страховой защиты и платой за нее. При этом подразумевается, что для определенного промежутка времени, для которого составляется договор, известна вероятность того, что страховой случай произойдет, а также величина ущерба, возникшего в результате этого случая, которая подлежит возмещению. В более общем виде следует говорить об известном законе распределения величины ущерба.

При переходе от индивидуального риска отдельного страхователя к коллективному риску совокупности страхователей (который и интересует страховщика) необходима информация о законе распределения суммарного ущерба. Он определяется на основании распределения величины ущерба одного страхового случая и распределения количества случаев в единицу времени.

Вероятностные характеристики исследуемого процесса определяются, как правило, на основании предыдущего опыта и обработки ранее полученных фактических данных. Поскольку эти характеристики могут зависеть от времени, возникает задача прогнозирования хода процесса. От точности решения этой задачи во многом зависит достоверность оценок таких величин, как тарифы, страховые резервы, вероятность разорения компании, плата за перестрахование и т.д.

Актуарные расчеты опираются на моделирование потока поступлений и платежей с учетом многих факторов (инфляции, процентной ставки, изменения на фондовом рынке и др.). Это позволяет рассчитывать тарифы и премии, оценивать финансовые риски, разрабатывать инвестиционную стратегию компании.

ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ РИСКОВ

По договору страхователь платит взносы, как правило, в течение всего срока действия договора. Если страховой случай не наступил, то он заплатил за свое спокойствие, так как его взносы ему не возвращаются (за очень редким исключением). В этом состоит риск страхователя.
Риск страховщика в том, что если страховой случай произошел после уплаты клиентом первого взноса, то страховщик обязан заплатить оговоренную сумму, значительно превышающую размер страхового взноса (премии).

Поэтому для определения соответствия между размером (и условиями) страхового возмещения и величиной страховой премии необходимо приравнять риски страховщика и страхователя с учетом вероятности наступления страхового случая и величины убытков от него.

Убытки могут быть фиксированы (страхование на случай смерти) или случайны (в случае пожара или других стихийных бедствий, аварии и т.п.). Тогда возникает дополнительная задача оценки возможного ущерба. Для страховщика большое значение имеет размер процентной ставки, которая показывает интенсивность наращения накапливаемой в результате взносов суммы.

В идеале должно быть так, что к моменту наступления страхового случая накопленная с учетом процентов сумма должна обеспечить выплату страхового возмещения в размере среднего ущерба (математического ожидания ущерба). Понятно, что если рассматривать индивидуальный риск, который интересует страхователя, то такое требование означает необходимость компенсировать весь ущерб. Но это приведет к слишком высоким тарифам, что сделает страхование недоступным и неприемлемым.

Поэтому страховщик оперирует не с индивидуальным, а с коллективным риском, т.е. страховщик стремится установить такое соотношение между страховым взносом и страховым возмещением, при котором в любой момент времени суммы взносов, собранных со всех клиентов (однородной группы договоров), было бы достаточно для выплаты всех возмещений в этой группе (по случаям, происшедшим к этому моменту времени).
Таким образом, принцип эквивалентности обязательств страховщика и страхователя выражается в равенстве математических ожиданий (современных цен) двух величин: суммы всех страховых взносов и суммы всех страховых возмещений. Именно из этого условия определяется размер рисковой премии. С учетом рисковой надбавки получается нетто-премия. А затем на основании этой величины вычисляется брутто-премия.

Далее решаются зада-чи определения величины собственного капитала и политики формирования страховых резервов для снижения вероятности разорения компании, выбора наиболее рациональных условий перестрахования, наконец, формирования инвестиционного портфеля.

ИСТОЧНИКИ ПОКРЫТИЯ РИСКА СТРАХОВЩИКА

Собранные премии должны обеспечить выполнение страховщиком своих обязательств. Но он сможет это сделать, только если фактическое число страховых случаев будет равно своему математическому ожиданию или меньше него. В последнем случае страховщик даже получит доход.

Однако страховщика больше интересует противоположная ситуация: превышение фактического числа случаев над ожидаемым, когда может произойти разорение страховой компании. Во избе-жание этого страховщик использует такие средства, как рисковую надбавку, распределение риска путем перестрахования, а также привлекает собственный капитал для создания начального резерва.

При меньшем количестве случаев компания сохраняет часть невостребованных средств. Однако нельзя обращать эту сумму в прибыль, она должна быть направлена в страховой фонд (резерв) на случай превышения фактического числа выплат над ожидаемым в следующем году.

Но события могут развиваться и по неблагоприятному для компании сценарию, когда сумма выплат превысит сумму собранных премий. Тогда компания будет в состоянии выплатить компенсацию лишь первым l пострадавшим клиентам за счет собранных премий. Любой разумный клиент понимает, что может оказаться (l +1)-ым, поэтому согласен платить надбавку, эта идея и лежит в основе <рисковой надбавки>.

Возможность снизить вероятность разорения компании простым увеличением рисковой надбавки (за счет клиента!) ограничена из-за конкуренции. Страхователю необходимо учитывать возможность возникновения на страховом рынке ситуации, при которой придется снижать эту надбавку. Возникает задача поиска разумного компромисса между повышением надежности и повышением конкурентоспособности. Очевидно, играет роль и объем портфеля. Чем он больше, тем компания устойчивее, тем более высокую конкурентоспособность она может поддерживать, уменьшая надбавку, практически без ущерба для надежности. Важно, сколько дополнительных страховых случаев (сверх ожидаемого) покрывает надбавка.

Таким образом, наибольшая доля риска страховщика покрывается собранными рисковыми премиями (около 60%) и рисковой надбавки (в зависимости от вида страхования, 10-20%).

Далее начинается зона ответственности капитала (начального резерва). Очевидно, что создание слишком большого резерва нецелесообразно из-за того, что средства, отвлеченные в резерв, либо вообще не приносят дохода, либо приносят его значительно меньше, чем при инвестировании. Но и снижение капитала недопустимо, так как может помешать компании выполнить свои обязательства и тем самым подорвать доверие к страховой компании, да и к страховому бизнесу в целом. Поэтому устанавливается минимальный размер капитала для страховых компаний. Необходимо найти некий компромисс между величиной резерва и надежностью. Поэтому величина резерва может меняться в зависимости от ситуации на рынке.

Например:

1) Компания из соображений конкурентоспособности тарифов уменьшает величину рисковой надбавки, соответственно уменьшается вероятность <неразорения>, и для поддержания устойчивости на прежнем уровне необходимо увеличить резерв.

2) Причиной увеличения резерва может быть слишком большая плата за перестрахование, когда компания вынуждена уменьшить долю риска передаваемого на перестрахование и соответственно увеличить резерв.

3) Из-за общей экономической ситуации эффективность инвестиций может снизиться, тогда компании может быть выгоднее увеличить резерв, нежели делать вложения с повышенным уровнем риска.

Как правило, начальный резерв создают таким, чтобы он вместе с рисковой премией и рисковой надбавкой обеспечил вероятность <неразорения> в пределах 90-95%, а на перестрахование передают последующий риск. На практике часто на перестрахование передаются отдаленные (большие) риски, которые достаточно редки, а риски в промежутке между средними и большими перекрываются своими резервами в надежде, что прибегать к резерву почти не придется. Возможна и такая ситуация, когда компания сокращает свой резерв, увеличивая передаваемый риск и плату за него, рассчитывая инвестировать высвобожденные средства и из прибыли компенсировать увеличение оплаты перестрахования.

Из-за подобных возможностей инвестиционная деятельность страховых компаний законодательно регламентирована.

Смысл этих мер - повысить надежность страхования в целом, т.е. предотвратить банкротства страховых компаний из-за участия в сомнительных проектах в погоне за сверхприбылью. Таким образом, наиболее действенными рычагами управления риском в страховании являются:

  • тарифная политика;
  • стратегия формирования резервов;
  • выбор перестраховочной программы;
  • инвестирование временно свободных средств.

Инвестирование временно свободных средств страховщика

В странах с развитой рыночной экономикой страховые компании являются основными аккумуляторами денежных средств населения (а в известной мере и юридических лиц). Суммы, которые люди тратят на оплату страховых полисов (в течение года), существенно превышают размер ежегодных пополнений ими своих банковских вкладов.

Это определяется тем, что в развитых странах в настоящее время застраховано свыше 90% возможных рисков (по данным Е. В. Коломина и И. Ю. Юргенса). В России ситуация практически противоположная: застраховано 7-8% возможных рисков. Однако этот же факт указывает и на огромные перспективы отечественного страхового рынка, и на необходимость решения соответствующих задач уже сегодня.

Кроме того, существует определенный временной интервал между моментами страховых взносов и страховых выплат. Особенно в долговременных договорах, таких как страхование жизни или дополнительной пенсии. Поэтому эти большие по объему средства могут быть направлены на решение крупных инвестиционных проектов.

Вместе с тем законодательство ряда стран ограничивает непосредственное участие страховщиков в инвестиционных проектах. Как правило, требуется, чтобы страховщик внес <свои> деньги в банк, который в свою очередь и будет их инвестировать. Цель подобного ограничения очевидна: повысить надежность страхового бизнеса, отделив его от рискованных вложений, т.е. страховая компания делится возможной прибылью (от инвестиций) с банком, который за это берет на себя весь риск за принимаемые им решения по формированию инвестиционного портфеля.

Здесь надо учесть и наличие у банка многих клиентов, т.е. увеличение объема инвестиционного портфеля (по сравнению с одной страховой компанией), и наличие в штате банка высококвалифицированных специалистов именно по инвестициям. Кроме того, для банка страховщик - солидный клиент, четко выдерживающий свои обязательства и вкладывающий большие средства на длительный срок. Поэтому банк платит страховщику несколько более высокий процент, чем рядовому вкладчику.

Это позволяет страховщику заинтересовать своих страхователей предлагаемыми условиями, предусматривающими более высокий доход, чем при помещении тех же средств на банковский вклад непосредственно.

Учитывается также и специфика налогового законодательства развитых стран, предусматривающая серьезные льготы как страхователям, так и страховщикам.

Таким образом, в данной схеме заинтересованы все стороны. Страхователь, вкладывая в страхование большие средства, получает несколько больший процент, чем непосредственно в банке, и при этом платит несколько меньшие налоги. При этом государство учитывает, что каждый страховой полис несколько снижает давление на бюджет.

Из этих же соображений предоставляются налоговые льготы и страховщику. Кроме того, расширив свой страховой портфель, страховщик в среднем получает большую прибыль (от своей страховой деятельности) при повышении своей устойчивости и конкурентоспособности одновременно. Наконец, он получает и от банка долю прибыли от инвестиций, передав при этом банку весь риск, связанный с инвестиционными проектами. Банк тоже не в убытке, так как получил солидного клиента и <заработал> на нем.Все вышеизложенное объясняет интерес к проблеме инвестирования временно свободных средств страховщика, причем решаемую именно через сотрудничество его с банком.