19
Вс, мая

Особенности управления ликвидностью в страховой компании.

Здесь мы попытаемся ответить на вопрос о том, чем отличается управление ликвидностью в страховой компании от оного в других отраслях.

Инвесторы и брокеры.

Как нам кажется все фирмы можно разделить на две группы по способу создания полезности для потребителя. В первую группу, назовем ее "Брокеры" отнесем все фирмы создающие полезность за счет снижения транзакционных издержек. Примерами таких фирм являются предприятия оптовой и розничной торговли, на товарном рынке, и фондовые и страховые брокеры на финансовом рынке.

Во вторую группу, называемую "Инвесторы", мы относим фирмы создающие полезность через производство благ. На финансовом рынке примерами "Инвесторов" служат коммерческие банки и страховые компании.

В чем кардинальное отличие "инвестора" от "брокера" на финансовом рынке с точки зрения управления ликвидностью? Различие заключено в том, куда они должны использоваться имеющиеся денежные средства: "Брокер" направляет их на оплату (постоянных) издержек, а операции осуществляет за счет средств клиентов. А "инвестор" использует собственные наличные средства для платежей клиентам. Т.е. если "брокеру" запас денежных средств нужнен для поддержания существования фирмы в периоды низкого спроса на его услуги, брокер управляет собственными средствами и потребность в наличных для него невелика и определена. В то же время "инвестору" запас наличности нужен для платежей клиентам (перед которыми у него имеются обязательства) в периоды, когда наблюдается недостаточность входящих денежных потоков, при этом в управлении у инвестора находятся не только собственные средства, но и средства клиентов, а исходящий поток значителен и неопределен (обычно из-за того, что его клиенты имеют право досрочного прекращения договоров).

С другой нужно определить отличия "инвесторов" в финансовом секторе от таковых же в реальном секторе. Ну здесь основные отличия лежат на поверхности

  • Во-первых, финансовая компания ничего не производит, а значит не имеет запасов сырья и готовой продукции, управление которыми связано с управлением ликвидностью.
  • Во-вторых, Финансовая компания не нуждается в большом количестве основных средств, а значит не имеет значительных потоков наличности связанных с их обслуживанием и воспроизводством.
  • В-третьих, финансовая компания является двусторонним продавцом (Напр. Банк продает услуги двух основных видов: вклады и кредиты), и имеет при этом два различных по сути входнящих денежных потока и, соответственно, два исходящих потока. То, что финансовая компания является "двусторонним продавцом" ведет к тому, что ее взаимоотношение с клиентами отличаются от взаимотношений производитель - потребитель и производитель - поставщик (это различие закреплено в гражданском законодательстве).
  • В-четвертых, взаимоотношения компания - клиент всегда растянуты во времени и всегда основаны на взаимном доверии сторон, и потеря доверия является катастрофой для финансовой компании.

Есть еще одно отличие между финансовыми и реальными компаниями, но оно не лежит на поверхности. Речь идет о различиях в структуре капитала: В отличие от фирм в реальном секторе, в финансовом секторе гораздо меньше используется заемный капитал, и следовательно нет вопросов, связанных с обслуживанием долга; но в то же время сильно распространено использование привелегированных акций. Это объясняется следующими соображениями

  • Во-первых, в нормальных условиях выгоднее заимствовать средства клиентов, чем использовать долгосрочные кредиты (% ставка по привлеченным средсвам клиентов, ниже, чем по кредитам).
  • Во-вторых, выпуск привелегированных акций более выгоден при необходимости увеличить капитал (например для соответствия требованиям регулирующих органов), чем выпуск обыкновенных акций, особенно если выпуск обыкновенных акций ведет к потере контроля над компанией.

В то же время для компаний в реальном секторе предпочтительнее использовать долгосрочный долг, а не привелегированные акции, в связи с его дешевизной и возможностью привязки к срокам жизни инвестиционных проектов.

Однако заметим, что к финансовым холдингам сказанное выше не относится, ибо на них регулирующие ограничения не распространяются, и, кроме того, к средствам клиентов прямого доступа они не имеют.

Особенности страхового бизнеса.

1. Страхование оперирует с длинными и очень длинными деньгами. Средний срок оборота страховых резервов, отражающий длину денег колеблется в широких пределах от 1,5 лет для некоторых видов страхования имущества (например авто-) до 10 - 20 лет в страховании жизни. Этот срок превышает длину денег в других секторах финансового рынка, за исключением, может быть, пенсионного обеспечения.

2. Значительная неопределенность срока и суммы платежа. Для страхования характерно то, что требование о выплате может поступить не только в любой момент в течение срока действия договора страхования, но через очень большой промежуток времени после. В мировой практике известны случаи, когда требования поступали через 10 и более лет после окончания срока действия договора страхования. Кроме того, после поступления требования может пройти достаточно много времени до его урегулирования.

Размер выплат тоже может весьма различным: по любому договору он может колебаться от 0 до страховой суммы, указанной в договоре. В свою очередь страховая сумма может быть как близкой к полученным премиям (напр. при страховании на дожитие) так и превышать их в тысячи раз (особенно при непропорциональном перестраховании).

3. Перестраховая защита. Только для страхования характерно предача части средств полученных от клиента другой страховой компании (в обмен на защиту от части принятого риска). Это создает специфические отношения между страховыми компаниями как по поводу перераспределения премий, так и по поводу совместной оплаты требований. Однако всегда прямой страховщик несет полную ответственность перед клиентом и именно он сперва производит страховую выплату, а потом получает возмещение от перестраховщиков.

4. Специфика продажи страховой услуги. Продажа в страховании дело весьма хлопотное: комиссионные агенту, затраты на оформление договора, анализ риска, определение страховых премий — это вовсе не полный перечень издержек которые несет страховая компания при заключении договора страхования. При этом зачастую премии поступают спустя некоторое время после этого.

5. Размещение средств. Очень важно то, что собранные средства страховая компания размещает через финансовый рынок. При этом она вынуждена терять часть средств на комиссионные брокерам, соблюдать пакетные ограничения, и может страдать от колебаний цен на финансовом рынке.

6. Подверженность инфляции. Если застрахован какой либо объект, при наличии инфляции их его цена растет со временем, а значит растет и ущерб, который может быть нанесен этому объекту в результате страхового случая. Из этого следует, что для защиты от инфляции страховщикам нужны специальные финансовые инструменты.

7. Регулирование. Страховая отрасль регулируется наиболее сильно из всех отраслей финансового рынка. На страховые компании накладываются ограничения по величине капитала, размеру дивидендов, на финансовую и инвестиционную политику. Необходимость выполнения этих требований значительно влияет на денежные потоки страховой компании.

8. Закрытый фонд. Страховщик, не выполняющий требования регулирующих органов теряет право заключать новые договора сьрахования и превращаетмя в закрытый фонд. Переход в состояное закрытого фонда может привести к потере ликвидности, так как страховая компания при этом теряет такой источник наличных денег как страховые премии.

9. Страховщики — главные потребители долговых бумаг. Это связано с тем, что обязательства страховщиков не только "длинные" но и привязаны к стоимости реальных акимвов, то есть мало зависят от экономической коньюнктуры.

10. Кредиты для страховщика. Кредит для страховщика не выгоден, поскольку доходность от размещения полученных средств будет ниже % по кредиту (а % должен быть достаточно высок, поскольку кредитору сложно определить перспективы страховой компании). Значит кредитом страховщик будет пользоваться только в экстраординарных ситуациях (потеря ликвидности, финансовый кризис и т.д) но в таких ситуациях % будет еще выше.

Все эти особенности страхового бизнеса должны учитываться при управлении ликвидностью; желательно, чтобы они находили свое отражение и в моделях используемых при управлени ликвидностью.

Виды ликвидности страховой компании.

Поскольку ликвидность бывает разной по сроку, а страховая компания может быть нормально работающей или закрытым фондом, то можно выделить разные виды ликвидности страховой компании:

По Сроку

По виду

Малый срок(<1 года)

 

Большой срок

Закрытый фонд

КЛЗФ
Краткосрочная Ликвидность Закрытого Фонда

:
:
:
:
:

ДЛЗФ
Долгосрочная Ликвидность Закрытого Фонда


 

Нормальная СК

КЛНК
Краткосрочная Ликвидность Нормальной сК

:
:
:
:
:

ДЛНК
Долгосрочная Ликвидность Нормальной сК

Заметим, что между ликвидностью закрытого фонда и ликвидостью нормально работающей страховой компании существует четкая граница. А между краткосрочной и долгосрочной ликвидностью граница несколько размыта.

КЛЗФ -- способность страховой компании (не обязательно закрытого фонда) исполнять свои обязательства в течение некоторого короткого срока при отсутствии поступления премий, т.е. за счет запаса наличности и инвестиционного дохода. Величина этого вида ликвидности определяется соотношением между запасом наличности и ведичиной предстоящих выплат.

ДЛЗФ -- способность страховщика в течение длительного срока оставаться ликвидным при отсутствии страховых премий. Ликвидность этого вида определяется соотношением срока погашения активов и сроком обязательств.

КЛНК -- способность страховщика в краткосрочной перспективе сбапансировать входящие и исходящие финансовые потоки. Определяется колебаниями финансовых потоков и запасом наличности.

ДЛНК -- способность страховщика сбалансировать финансовые потоки на долгосрочном интервале. Определяется колебаниями интенсивности потоков, сбалансированностью активов и обязательств по срокам, стратегией фирмы на разных рынках.

Модель для страховой компании.

При управлении ликвидностью нам потребуется модель страховой компании, на основе анализа которой будут приниматься решения. В идеале таковая модель должна как можно точнее описывать страховую компанию. И здесь будет перечислены требования к такой идеальной модели.

Модель страховой компании должна состоять из трех основных блоков: Операционный (описывает страховые операции); Инвестиционный и Финансовый блоки.

Операционный блок должен включать модели для:

  • Страховых премий (учитывая процесс подписания премий и движение в задолженности по премиям);
  • Издержек андеррайтинга;
  • Других операционных издержек;
  • Страховых выплат (включая движение основных страховых резервов, процессы поступления, урегулирования и оплаты требований);
  • Перестраховой защиты (должна включать в себя все четыре пункта указанных выше).
    Желательно, чтобы все модели данного блока учитывали сезонность инфляцию и другие макроэкономические параметры.

Инвестиционный блок должен описывать

  • Организацию и структуру инвестиционного портфеля;
  • Процесс инвестирования (выбор активов и издержки);
  • Модель изменения стоимости активов во времени;
  • Продажу и погашение ценных бумаг.
  • Получение доходов от инвестиций.

Финансовый блок включает модели для:

  • Дивидендов акционерам;
  • Продажи и выкупа акций;
  • Привлечения кредита;
  • Налоговых платежей.

А теперь посмотрим на описанную выше модель критически... И увидим мы, что такая модель будет содержать десятки переменных и сотни параметров и зависимостей. Мало того, что мы не сможем оценить часть параметров, мы попросту не сможем обсчитать данную модель.

Известна лишь одна попытка построить подобную модель для описания платежеспособности страховой компании, но до количественных результатов эта попытка доведена не была!

Это означает, что модель должна быть достаточно простой, но реалистичной. В противном случае мы либо не получим никаких результатов, либо они будут далеки от реальности.