29
Пт, март

Застраховать политическое достоинство не желаете?

Застраховаться от потери министерского кресла или лишения депутатского мандата, от поимки на взятке… В Казахстане, как считают политологи, в принципе, можно застраховать всё, что угодно. Другое дело, если такие мысли и витают в головах чиновников, то не предаются огласке. По крайней мере, пока. Авось, какой-нибудь иностранный сосед наберётся смелости и застрахует своё политическое достоинство, а там, глядишь, и у нас тема прокатит.

 

Вот что думает о возможностях политического страхования в Казахстане известный политолог Данияр АШИМБАЕВ:

– Ввести политическое страхование можно, но для этого нужно разработать систему оценок политических рисков. Используя закон средних чисел, для расчёта можно было бы взять фигуру министра, который занимает свой пост в среднем 12 месяцев и 10 дней, к примеру. Далее – проанализировать показатели работы чиновника, рейтинг публичного доверия. Правда, рейтингам не всегда стоит верить – у нас хватает недобросовестных организаторов опросов, которые публикуют результаты без проведения серьёзных исследований.

Исходя из перечисленных параметров, можно вывести средний показатель риска потери министерского кресла. Но мы знаем, что в нашей стране эффективность работы Кабмина, его кадрового состава, компетентность членов, отсутствие коррупционных скандалов – всё это никоим образом не является причиной смены правительства. Здесь работают другие законы, и произвести физические замеры практически невозможно. То есть в Казахстане ситуация такая, что гороскопы в этом плане точнее любого политического прогноза.

Да и потом, если глава Минсельхоза рассчитывает пробыть на своем посту четыре года, но при этом, на случай досрочного освобождения, страхуется на миллион долларов, встаёт вопрос – кто за него будет платить страховой взнос? Если сам – нет проблем, а если государство? Это чревато скандалами.

Или страховка депутата от неожиданного роспуска парламента. У депутатов и без того хороший соцпакет, который покрывает всевозможные издержки, связанные с потерей мандата. А если ещё и страховка появится, и на бюджет лягут сверхрасходы?.. Из чего вообще будет складываться сумма страхового взноса для мажилисменов?

Политстрахование – это, по большей части, пиар. Это как застраховать свою пятую точку. Но в случае с политическим достоинством наших чиновников встаёт вопрос – а как его измерить? Равно как и политическую репутацию, имидж. Понятно, если бы была реальная объективная оценка, но у нас этого нет. Многие отечественные политики думают, что они широко известны, но по факту людей, знающих пофамильно, в лицо членов правительства или лидеров партии – единицы. Политическая репутация казахстанского чиновника зачастую не стоит ломаного гроша. Человек может обвешаться десятками медалей, дипломов, иметь кучу регалий, а реальное уважение к нему будет на уровне чуть выше плинтуса.

Кроме того, политстрахование будет обеспечивать пиар для страховых компаний. Прописать в страховых полисах такие случаи, как увольнение, яйцеметательная атака, могут себе позволить те страховщики, которые увлекаются, скажем так, недостаточно юридической рекламой. И такие фирмы у нас есть.

В общем, политическое страхование – это тема для веселья, с одной стороны, и печали – с другой. А от насущных больших катаклизмов (тьфу-тьфу-тьфу) у нас никто не застрахован.

Коллега Ашимбаева, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей ЧЕБОТАРЁВ считает, что необходимости в принятии закона о политическом страховании в Казахстане пока нет.

– На международном уровне практика политического страхования на сегодняшний день нашла отражение в одной плоскости – страхование крупных коммерческих структур от возможных рисков в тех странах, где они работают. Такое страхование предусмотрено в законодательстве США, Японии и некоторых других государств.

Что касается страхования депутатов, то в России существует такая практика. Если депутату Федерального собрания надо досидеть до пенсии, а из-за роспуска Государственной думы или Совета Федерации его полномочия прекратились раньше, он может выйти на пенсию досрочно. В случаях с остальными депутатами на протяжении нескольких месяцев выплачиваются пособия, равные их заработной плате. Но это чисто социальные гарантии, нежели политика.

Если говорить о политическом страховании в Казахстане, то пока в нём нет необходимости. Потому что все случаи, которые так или иначе касаются членов правительства или парламентариев, сложно предусмотреть. Застраховаться от потери министерской работы – что это даёт обществу? Только самому чиновнику.

А если он заслуженно был лишён должности?

В принципе, в нашей стране можно принять любой документ, даже если он противоречит всяким разумным пределам. Самый главный гарант действия нашего законодательства – президент – застрахован от многих случаев, даже когда закончится его деятельность на посту главы государства. Для других ничего подобного не предусмотрено, и в этом нет необходимости, с точки зрения руководства страны. Может, после регулярных командных перемещений мысли застраховать своё политическое будущее у наших чиновников и появляются, но давайте исходить из того, что соответствующего закона у нас нет. Возможно, в перспективе в республике и появится политическое страхование, по аналогии с зарубежным опытом. Но пока и на Западе такого опыта нет, чтобы наши чиновники могли его перенять.

Мегаполис (Алматы), Назгуль Абжекенова/