23
Пн, дек

Карантин резко снизил количество ДТП. Но страховщики Казахстана не ликуют

coronavirus 15Как руководители страховых компаний оценивают перспективы страхового рынка Казахстана в связи с пандемией.


KPMG в Казахстане провела беседы с руководителями страховых компаний по влиянию COVID-19 на их бизнес- и операционные процессы. Компании, участвовавшие в опросе, специализируются на добровольном медицинском страховании, на розничных продуктах страхования (ОГПО ВТС и страхование автотранспортных средств), на продуктах по страхованию грузов и имущества, на страховании жизни и страховании работников от несчастных случаев при исполнении трудовых обязанностей, на страховании пенсионных аннуитетов и на прочих классах страхования. Опрос показал следующие основные тренды и области влияния пандемии на деятельность игроков.

МСБ и розница

COVID-19, а точнее, мероприятия, которые были введены из-за пандемии и объявления чрезвычайного положения в Казахстане, однозначно повлияли на спрос во многих классах страхования. Ограничение свободного передвижения и личного контакта, а также деятельности многих предприятий ударили по сектору МСБ, который просто «встал» на период карантина. Субъекты МСБ не только не могли покупать страховые продукты, но в целом испытывали финансовые сложности, вплоть до банкротств. МСБ закупает прежде всего обязательные классы страхования (ГПО ВТС, ответственности владельцев опасных объектов, экологическое страхование, страхование работников от несчастных случаев на производстве). В этих классах премии просели. Также произошло снижение объемов страхования, связанного с добровольными продуктами кредитования МСБ и розничных клиентов в банках, ввиду сокращения объемов кредитования.

В Казахстане невысока культура страхования. Поэтому в первую очередь бизнес сокращает неосновные статьи расходов, к которым относит и страхование.

Корпоративный сектор

Среди классов общего страхования падение объемов респонденты отмечают главным образом в таких, как страхование выезжающих за рубеж (обязательное страхование туриста и лиц, выезжающих за рубеж), страхование автотранспорта, страхование компаний добывающего сектора.

В Казахстане большой пласт бизнеса строится вокруг нефтегазовой отрасли. Сейчас инвестиционные программы сектора сокращаются. И многие корпоративные клиенты уменьшают страховое покрытие до необходимого минимума в целях экономии и оптимизации затрат.

Из-за остановки продаж автомобилей в автосалонах и снижения объемов автокредитования банками существенно сократились объемы добровольного страхования автотранспортных средств. На данном этапе страховые компании, возможно, еще не сильно ощутили это влияние, но прогнозируют его усиление в ближайшем будущем.

Ожидается снижение объемов премий по страхованию имущества и каско, другим добровольным классам. Так, руководитель одной из компаний общего страхования высказал ожидания по снижению поступления страховых премий на период 12 месяцев, начиная с апреля 2020, примерно на 20–25%.

Выплаты

Важно отметить, что в период действия карантина сократились и страховые выплаты по многим классам страхования. Так, снижение выплат по ОГПО ВТС прошло из-за сокращения количества ДТП. Если до карантина регистрировалось 60–70 ДТП в сутки только по Алматы, то в период карантина их число упало до 20–50.

Выплаты также снизились по ДМС, но это временно, считают участники опроса, так как медицинские центры были закрыты на карантин и потребители отложили походы к врачам. По ДМС однозначно будет мощный отложенный спрос, так как люди меньше болеть не стали. Наоборот, то, что можно было вылечить на ранних этапах болезни быстро и легко, перешло в более запущенные формы, что требует более серьезных затрат на лечение, отмечают страховщики.

Ожидания после карантина

В целом если оценивать влияние последствий коронавируса на спрос на страховые услуги по шкале от 1 до 10 (1 – отсутствие влияния, 10 – существенное влияние), то усредненный ответ респондентов был в коридоре от 4 до 6.

Участники страхового рынка не ожидают увеличения объемов страховых резервов по убыткам по классам общего страхования из-за влияния коронавируса. Наоборот, по обязательным видам, таким как ОГПО ВТС, в период карантина наблюдалось снижение страховых случаев и, соответственно, страховых резервов. ДМС же не покрывает COVID-19, поскольку относится к социально значимым заболеваниям инфекционного характера, таким как туберкулез, холера и т. д. Единственное – страхование жизни будет покрывать случаи смерти от коронавируса. Но в ответах респондентов таких страховых случаев заявлено не было.

Отдельное внимание в беседах было уделено продуктам страхования от несчастных случаев на производстве (ОСНС). Как оказалось, один из самых распространенных вопросов, с которым сталкиваются КСЖ, таков: «Будет ли страховая компания осуществлять выплаты, если работник заболел коронавирусом?» Как утверждает председатель правления КСЖ ГАК Галым Амерходжаев, здесь ответ однозначен: «Если работодатель признает данное заболевание как связанное с трудовой деятельностью и составит акт о несчастном случае при исполнении работником трудовых обязанностей, то КСЖ, с которой заключен договор ОСНС, обязана будет осуществить страховую выплату в соответствии с законом о несчастных случаях на производстве. При этом все зависит от работодателя – признает ли он данное заболевание несчастным случаем, связанным с исполнением трудовых обязанностей на производстве, и, соответственно, утрату трудоспособности работника от 30%. При установлении степени утраты профессиональной трудоспособности до 29% (включительно) осуществляет выплаты сам работодатель. По словам Амерходжаева, КСЖ не разделяют и не выделяют отдельно коронавирус как иную болезнь или несчастный случай, он идет по общей категории. Соответственно, как только данный случай будет признан, будут формироваться страховые резервы и страховые выплаты.

1

Перспективы добровольного страхования

Будет ли продолжаться страхование добровольных классов в прежнем режиме? Многие страховые компании ожидают падение спроса. Некоторые участники опроса прогнозируют спад на 40% в целом по рынку. Соответственно, чтобы стимулировать спрос, необходимы новые продукты, например продукты с небольшими страховыми лимитами, онлайн-продукты.

Что касается ДМС, то, например, председатель правления СК Sinoasia B&R («Синоазия БиЭнд­Ар») Лязат Буранбаева отметила, что компания будет предлагать в том числе новые продукты для рынка, такие, например, как страхование критических заболеваний, международная экспертная диагностика, страхование медицинской ответственности и т. д.

Респонденты отмечают, что их изначальные ожидания по добровольному страхованию были намного хуже. Но сейчас наблюдается постепенное восстановление рынка.

Цифровизация страховой деятельности

Страховые компании и ранее отводили цифровизации большую роль, однако сейчас вопрос стал первостепенным, и нужны новые продукты, которые можно было бы купить онлайн. Второй год в Казахстане работает онлайн-страхование. И если сравнивать онлайн-продажи за пять месяцев 2020 года с предыдущим годом, то онлайн-продажи выросли в целом по рынку. Но в общем объеме премий это все еще незначительная доля. Участники опроса надеются на продолжение работы по переходу на безбумажный документооборот в страховых организациях и назвали цифровизацию главным трендом.

Так, КСЖ ожидают запуска онлайн-продуктов по страхованию жизни. Однако они получат развитие только после того, как будут разрешены продукты по накопительному страхованию с инвестиционной составляющей. А для этого нужны законодательные изменения в части налоговых преференций. Регулятор поддержал предложения страховых компаний: они легли в основу концепции развития страхового рынка до 2030 года. Концепция включает вопросы, связанные в том числе с тарифообразованием, онлайн-страхованием, развитием онлайн-выплат. В нее включены и стратегические инициативы. Например, внедрение принципов Solvency II , где будут установлены минимальные количественные требования к достаточности капитала, направленные на повышение устойчивости страхового сектора. Требования к качеству активов, достаточности капитала в этом плане будут усиливаться. Игроки страхового рынка надеются, что все положительные и качественные изменения на рынке будут внедряться в быстрые сроки.

Персонал, IT-подразделения и переход на удаленную работу

В карантин страховые компании не сокращали количество сотрудников и заработные платы. Некоторые даже, наоборот, нанимали продавцов и IT-специалистов. В большинстве компаний до 80–90% сотрудников работали в удаленном режиме. Некоторые предлагали работникам воспользоваться возможностью отгулять неиспользованный отпуск. Интересно, что наблюдалось существенное сокращение больничных листов во время удаленной работы. Это дало компаниям повод рассмотреть возможность перевода отдельных подразделений на удаленный режим на постоянной основе и предложить некоторым сотрудникам гибкий график работы, например: три дня в офисе и два дня дома.

Что касается производительности труда, то руководители СК отмечают, что сотрудники работали достаточно эффективно. Специалисты по продажам трудились дистанционно, но с выездами для встреч с клиентами по необходимости. Все совещания проходили в цифровом формате.

Важно отметить, что отдельные страховые компании начали готовиться к удаленному режиму работы заранее. Подготовка заключалась в закупе техники, обеспечении каналов связи, перестройке работы кол-центров. Благодаря чему переход прошел безболезненно.

Сложности, которые отметили респонденты, состояли в следующем: 1) обеспечение дистанционного доступа к страховой базе данных; 2) обеспечение сотрудников необходимой оргтехникой (ноутбуки, принтеры, сканеры); 3) наличие и обеспечение каналов связи у сотрудников дома; 4) нагрузка на внешние каналы связи.

Полученный опыт позволил руководству компаний увидеть недостатки в текущих IT-процессах, которые теперь исправляются. Прежде всего усилены процессы по кибербезопасности.

Новые горизонты и направления стратегического развития

Страховые компании планируют сосредоточиться на цифровизации своего бизнеса, развитии онлайн-продаж, привлечении онлайн-консультантов и онлайн-агентов, что приведет к сокращению аквизиционных расходов. Электронные полисы появились только в прошлом году, и многие добровольные классы еще не оцифрованы. Автоматизация бизнес-процессов в приоритете у всех руководителей страховой индустрии (процессы по андеррайтингу, страховым выплатам и кол-центрам). Один из них заявил о планах на этот год оцифровать все страховые дела за последние 15 лет. Доступ к десяткам тысяч страховых дел в удаленном режиме будет колоссальным преимуществом перед походом в архивы и физическим поиском страховых дел и документов.

Инвестиции, связанные с капитальными затратами, покупкой мебели, транспортных средств, отложены на неопределенный срок. Как сказал один из участников рынка, в кризис надо укрепиться, искать новые направления, новые ниши, что обеспечит новые пути для роста.

Из бесед по поводу рекламы новых продуктов по страхованию от коронавируса стало ясно, что это больше маркетинговый ход. С другой стороны, такие продукты хорошо популяризируют страхование.

Если говорить об оптимизации затрат во время карантина, то основные статьи экономии связаны с пересмотром арендной платы. Также наблюдается экономия расходов по заработной плате, так как сотрудники использовали накопленный резерв по отпускам, начисленный в предыдущие периоды. Однако наблюдается увеличение расходов, связанных с IT (каналы связи, серверы и т. д.).

На вопрос о том, как будет развиваться индустрия страхования в течение следующих 12 месяцев с учетом текущей ситуации с коронавирусом, были получены достаточно схожие ответы. Страховой сектор менее подвержен влиянию пандемии, чем остальные сектора экономики. Возможно, будет общее снижение объема премий, в основном за счет добровольных классов страхования, в связи с сужением клиентской базы и бюджетными ограничениями страхователей. ъ

Поскольку страховая культура в Казахстане все еще низка, при снижении платежеспособности населения будут сокращаться и объемы страхования. Небольшие страховые компании, акционеры которых не смогут их докапитализировать, могут уйти с рынка. Хотя, конечно, перспективы зависят от того, как будет развиваться ситуация с коронавирусом. Если пандемия будет носить длительный характер, с ограничительными мерами, то будет значительный спад в активности. Если страна вернется к прежнему режиму без ограничительных мер, то рынок страхования восстановится в среднем в течение полугода, считают эксперты.

Источник: forbes.kz