Технологии влияют на цепочку создания страховой стоимости
Цифровые технологии приводят к изменениям в страховой отрасли прежде всего благодаря расширению возможностей сбора данных и аналитики. Big Data, искусственный интеллект (AD/когнитивные вычисления, предсказательное моделирование, носимые устройства, телематика и Интернет вещей (IoT) оказывают влияние на всю цепочку страховой стоимости (см. рис. 1).
Оцифровка помогает в разработке и ценообразовании новых и существующих страховых продуктов. Растущее распространение новых данных о страхователях, собранных с помощью датчиков и интеллектуальных устройств, позволяет более грамотно проводить андеррайтинг отдельных рисков. Интеллектуальная аналитика, интеллектуальное моделирование и подключённые устройства телематики позволяют страховщикам создавать продукты и устанавливать
премии, основанные на том, как страхователи фактически ведут себя, а не используя общие, такие как возраст, семейное положение и пол, для оценки риска. По мере выявления новых опасностей в режиме реального времени страховщики могут развивать свои базы данных, чтобы лучше управлять критериями приемлемости, процессом андеррайтинга и тарифом.
Каналы продаж реагируют на изменения потребительских предпочтений. Сравнительные веб-сайты, которые существуют в течение довольно длительного времени, предоставляют потребителям больше информации о продуктах и стоимости, особенно для более стандартизированных продуктов, таких как страхование авто и путешествий. Они часто покупают продукт напрямую без участия агента или брокера. Современные потребители более самостоятельны в своих страховых решениях и хотят взаимодействовать по различным каналам при исследовании и покупке страховки.
Опросы показывают, что потребители часто продолжают ценить личное взаимодействие и экспертные консультации агентов и брокеров, особенно когда речь идёт о комплексном страховании коммерческих, финансовых рисков и рисков жизни и здоровья. И во многих странах традиционные посредники по-прежнему являются доминирующим каналом, через который продаются страховые полисы. В этих областях технологии применяются для повышения работоспособности и эффективности агентов и брокеров. Тем не менее многие люди хотят беспрепятственного покупать в любое время и в любом месте, будь то в Интернете, по телефону или в магазине, или в офисе агента. С этой целью развитие роботов-консультантов, которые используют искусственный интеллект для проведения автоматизированных консультаций и рекомендаций, могло бы способствовать дальнейшему проникновению электронной коммерции в страхование, а также снизить операционные расходы.
Управление страховыми полисами и претензиями также становится более эффективным, поскольку машинное обучение и распознавание образов используется для анализа рукописных и неструктурированных документов с целью ускорения и обнаружения ложных претензий. Страховщики также экспериментируют с технологией Blockchain (цифровыми распределёнными регистрами, которые являются криптографически безопасными) для улучшения эффективности процессов внутри и между компаниями, в частности по контрактам по управлению претензиями или перестрахованию. В этом случае Blockchain предоставляет преимущества более быстрой связи между контрагентами и потенциал для снижения затрат по мошенничеству или расходам по урегулированию убытков, что в итоге помогает снизить общие расходы страховщиков.
Экосистема страхования изменяется
Воздействие оцифровки выходит за рамки самой цепочки страховой стоимости и распространяется непосредственно на всю бизнес-экосистему, в которой работают страховщики (см. рис. 2). Границы отрасли становятся размытыми, поскольку фирмы в нескольких секторах создают цифровые платформы, которые могут подключаться к различным рынкам, узлам цепочки поставок и финансовым сетям. Компании, не являющиеся страховщиками, такие как автопроизводители и телекоммуникационные компании, также получают доступ к данным о клиентах, а возможности цифровой аналитики могут повысить ценность их предложения клиентам. С лёгкостью межсетевого взаимодействия в Интернете мир быстрее движется к платформам «общей экономики» и «равный - равному» (P2P). В случае страхования эти платформы позволяют физическим лицам в рамках социальной сети объединять страховые взносы и подписывать риски друг друга.
Определение InsurTech
Для InsurTech нет принятого отраслевого определения. Некоторые комментаторы используют этот термин для обозначения применения технологий для предоставления более эффективных решений с точки зрения затрат и лучшего пользовательского опыта в области страхования независимо от того, насколько молодая или опытная компания разрабатывает решение. В этой статье используется более узкое определение, в соответствии с которым InsurTech относится к технологичным компаниям, которые:
(1) находятся на ранних стадиях своего бизнеса;
(2) развёртывают конкретные технологические инновации в рамках цепочки страховой стоимости; и
(3) используют различные формы финансирования, включая, но не ограничиваясь, венчурным капиталом.Некоторые из технологий, используемых стар- тапами InsurTech, не особенно новы (например, телематика), но сочетание технического прогресса, который облегчает работу Big Data и интеллектуальной аналитики, а также широкое использование цифровых устройств с поддержкой Интернета, влияет на то, как страховка разрабатывается, тари- фициуется и продаётся, а также как страховщики взаимодействуют со своими клиентами. Кроме того, некоторые технологические стартапы могут работать в нескольких традиционных отраслях промышленности, хотя понятие InsurTech обычно применяется, когда страхование является одной из ключевых областей деятельности.
Новые технологичные стартапы, часто коллективно называемые InsurTech (см. «Определение InsurTech»), быстро входят в страховую отрасль. Они стремятся использовать новые технологии, пользовательские интерфейсы, бизнес-процессы и/или бизнес-модели для предоставления определённых услуг, обычно предоставляемых страховщиками и/или традиционными посредниками. Только в 2016 году количество инвестиций в стартапы InsurTech выросло на 40 % - до 174 сделок, что усилило ускоряющую тенденцию последних лет (см. рисунок3). Совокупный объём венчурного финансирования InsurTech также увеличился, хотя он упал в 2016 году, на что повлияли две очень крупных сделки («Zhong An» и «Zenefits») в предыдущем году.
Наряду с высокотехнологичными стартапами технологические гиганты, такие как «Google», «Facebook», «Alibaba» и «Tencent», имеют интерес в страховании. До сих пор их интерес ограничивался использованием их сильных логистических сетей для продажи определённого страхования, связанного с электронной торговлей, или продажи стандартных страховых продуктов от традиционных поставщиков. Например, «Amazon» сотрудничает со страховщиком для предоставления дополнительного покрытия от случайного или вызванного изготовителем ущерба для электронных товаров, продаваемых через его веб-сайт.
В более широком смысле технологии приводят к переменам в ландшафте рисков и появлению механизмов, доступных для фирм и отдельных лиц для целей мониторинга и управления их воздействием.Распространение цифровой связи и, как следствие, рост взаимодействия на уровне «машина-машина» позволяют интеллектуальным машинам выполнять все виды ранее неавтоматизируемых задач. Последним примером является прогресс, достигнутый в отношении полностью самостоятельных автомобилей (см. «Автомобиль без водителя»). Но Интернет вещей и носимые устройства объединяются с искусственным интеллектом, чтобы уменьшить несчастные случаи и травмы по целому ряду рисков. В результате роль страховщиков меняется от той, которая связана исключительно с компенсацией убытков, к более широкому консультационному обслуживанию страхователей, информируя их о том, как предотвращать, смягчать и управлять их рисками. Это будет иметь последствия для бизнес-моделей страховщиков, их взаимодействия со своими клиентами и характера продуктов и услуг, которые они предлагают.
Во времена быстрых технологических изменений рыночное мнение часто имеет тенденцию к приближению будущей перспективы в настоящее, а также формированию мнения о том, что действующие фирмы будут полностью вытеснены новоиспечёнными высокотехнологичными игроками. Фактически и исторически большинство инноваций в страховании, как правило, происходило постепенно, формируя постепенные изменения в поведении клиентов, способности к поглощению рисков и, что важно, нормативную среду, в которой действуют страховщики. Поэтому ключевой вопрос заключается в том, будет ли последняя волна технологий ускорять радикальные инновации как с точки зрения выхода из технических границ страхования, так и сразу же смены конкурентного ландшафта в отрасли.
В этой статье более подробно рассматривается влияние технологий на страхование, в частности на роль стартапов InsurTech в преобразовании сектора. Она рассматривает, как действующие страховщики реагируют на меняющуюся динамику отрасли, чтобы обеспечить свою актуальность и эффективно конкурировать в новом цифровом мире.Автомобиль без водителя
Концепция автономных транспортных средств существует уже несколько десятилетий, хотя прогресс оказался медленнее, чем ожидалось. В 1939 году «General Motors» предсказал, что к 1960-м годам будут доступны автомобили без водителя, однако автомобили с ручным управлением всё ещё доминируют на дорогах. Тем не менее последние достижения в области суперкомпьютеров и сетевых технологий, таких как телематика, синхронизация местоположения на карте (SLAM), беспроводная связь и автоматическое обеспечение соблюдения правил дорожного движения, объединяются, чтобы способствовать развитию действительно самодвижущихся автомобилей.
Появление автономных автомобилей будет иметь важные последствия для страхования. Очевидно, что ключевое требование состоит в том, что, устраняя вероятность человеческой ошибки, автономные автомобили уменьшают частоту несчастных случаев. Это особенно важно, если полностью самодвижущиеся транспортные средства способствуют более широкому обмену автомобилям и более широкому использованию автономных такси по требованию с последующим уменьшением владения автомобилями, управлению дорожным движением и перегрузками. Кроме того, интеллектуальная аналитика в сочетании с машинным обучением и удалённым сбором данных может предоставить возможность калькулировать и оценивать затраты на ремонт повреждений транспортного средства, что приведёт к сокращению срока рассмотрения претензий и сроков платежей.
Рыночная структура отрасли также может быть подвержена изменениям. По мере совместного использования поездок, совместного использования автомобилей и автономных транспортных средств существует потенциал для менее индивидуального владения автомобилями и увеличения доли рынка для коммерческих автомобилей. В то же время автоматическое вождение меняет связанные риски с теми, которые связаны с человеческой ошибкой, на те, которые связаны с механическим или компьютерным сбоем. Это означает, что ответственность за любые возникающие убытки (и, следовательно, те стороны, которые будут пользоваться страхованием) будет всё больше смещаться к производителю/разработчику оборудования, а не к пользователю.
Однако по ряду причин такие значительные изменения в страховании, вероятно, будут происходить только постепенно и со временем. Во-первых, в глобальном масштабе использование обычных транспортных средств будет продолжать расти в обозримом будущем в основном благодаря росту на развивающихся рынках. Во-вторых, самоходные автомобили, вероятно, будут полны дорогостоящего оборудования, которое может увеличить среднюю стоимость претензий, даже если число несчастных случаев упадёт. В этом случае, несмотря на то, что частота несчастных случаев может снизиться благодаря большей автоматизации, что нельзя сказать о тяжести убытков. В-третьих, потребуется некоторое время, прежде чем автоматизированные транспортные средства будут полностью приняты и станут обычным делом, учитывая типичный медленный оборот существующего парка автомобилей. Нерешительность среди потребителей с переключением на автономные транспортные средства также будет замедлять их внедрение. Наконец, автострахование - это больше, чем просто дорожно-транспортные происшествия, поскольку оно также покрывает ущерб от кражи или естественной катастрофы.