12.4.6. Распределение ответственности
Если в случае наступления ущерба не установлена единоличная ответственность причинителя вреда, то, принимая во внимание положения о совместной ответственности закона "О дорожном движении" и ГГУ, происходит распределение ответственности между сторонами. При этом стороны не могут требовать возмещения ущерба в полном объеме. Суммы их претензий уменьшаются с учетом собственной доли в причинении вреда.
Описание наиболее часто встречающихся аварий
1. Поворот налево u обгон
Если движущийся по дороге автомобиль хочет повернуть налево и при этом сталкивается с автомобилем, который обгоняет его сзади, то оба водителя виноваты в аварии. Определение квот ответственности зависит, помимо прочего, от того, произошла ли авария вне или в пределах населенного пункта.
В пределах населенного пункта важнее всего осторожная езда, поэтому более высокая доля ответственности возлагается на обгоняющего, Как правило, ответственность водителя, поворачивающего налево, составляет 1/3, обгоняющего - 2/3.
За пределами населенного пункта разделение ответственности происходит уже не в пользу водителя, поворачивающего налево, так как здесь приоритетом является непрерывность транспортного потока, который нарушается поворачивающими автомобилями. Ответственность обгоняющего составляет 1/3, поворачивающего налево - 2/3.
2. Вынужденное торможение из-за мелкого животного
Для случаев торможения из-за выбегающего на дорогу мелкого животного (кошки, ежа, утки и т.д.) в судебной практике не предусматривается достаточных оснований для торможения. Если на затормозившее транспортное средство наезжает следующий автомобиль, то на первое транспортное средство возлагается ответственность в размере 25 %, а на следующий автомобиль - 75 %.
В соответствии с этим, если ущерб, нанесенный затормозившему автомобилю, составляет 1000,00 DM, то 75 % (750,00 DM) возмещается наехавшим. Ущерб, понесенный наехавшим автомобилем, например, в сумме 2 000,00 DM, в размере 25 % (500,00 DM) возмещается затормозившим.
3. Наезд
При наезде со многими участниками, как правило, осуществляется распределение ответственности. При этом дифференцированно оцениваются повреждения передней и задней частей автомобиля.
Пример:
На автомобиль А, затормозивший в соответствии с правилами дорожного движения, наехал следующий автомобиль В. Затем на автомобиль В наехал следующий автомобиль С и толкнул его вновь на А. Как происходит в данном случае распределение ответственности?
Решение:
Водитель А может потребовать возмещения всего своего ущерба от наехавшего на него В. Владелец автомобиля В должен сам нести убытки, связанные с повреждением передней части своего автомобиля. Повреждение задней части автомобиля В возмещается наехавшим на него водителем С на 75 %. Совместную ответственность в размере 25 % должен нести сам В, так как он через свой наезд сократил тормозной путь следовавшего за ним С и тем самым способствовал последующим случаям наезда.