19
Пт, апр

6.4.3.2. Виды грузов

 

6.4.3.2. Виды грузов

В практике страхования грузов основной интерес напрямую зависит от их характеристик. Они бывают чрезвычайно разнообразными, поэтому для оценки риска важны специфические риски, присущие конкретным грузам. Исходя из этого разнообразия, грузы классифицируют следующим образом.

1. Массовые грузы

Массовые грузы, которые, как правило, грузятся без упаковки, такие как уголь, руда, песок и галька, и являются при этом наименее восприимчивыми грузами с точки зрения рисков. Для них на передний план выходят риски тотального ущерба, частичного ущерба, загрязнения окружающей среды, возможен также риск переувлажнения.

В эту же группу входят жидкости, перевозимые в специальных емкостях, так называемый жидкий массовый груз. К ним относятся нефть, кис юты, щелочи, латекс, удобрения, ядохимикаты, а также пищевые продукты и деликатесы, такие как молоко или вино. Эти товары подвержены большим опасностям, особенно в части загрязнения и утечки.

2. Стальные и металлические изделия

При перевозке грубых стальных и металлических изделий, таких как элементы конструкций, трубы, листовой металл и т.п., существуют опасности сгиба, искривления, коррозии или повреждений вследствие ударов. В этом случае необходима упаковка в форме ограждений, опор, связок.

Более хрупкие изделия, например тонкие листы металла, фольга, металлические пруты, профили, трубы малого диаметра, помимо указанных рисков, также могут получить царапины, повреждения краев или вмятины, которые поставят под вопрос их использование по назначению или сделают их непригодными.

3. Машины и приборы

Машины, аппараты и приборы занимают следующее место в классификации грузов по степени подверженности рискам перевозки. К описанным выше рискам для них следует добавить опасность поломки. Повышенному риску поломки подвержены измерительные инструменты, изделия из стекла и фарфора.

4. Товары в бочках и мешка

Зернистые, порошкообразные или жидкие грузы подвержены особому риску потери вследствие прорыва мешочной упаковки или повреждения баков и бочек.

5. Скоропортящиеся грузы

Чувствительностью особого рода обладают товары, требующие особого обращения при транспортировке, например фрукты, пищевые продукты, которые необходимо хранить в холоде. При непредусмотренном прекращении охлаждения такие товары могут в значительной мере потерять свое качество или даже полностью испортиться.

6. Особо ценные грузы

Предметы или материалы повышенной ценности дополнительно подвержены риску кражи и грабежа. В основном это изделия из драгоценных металлов, радио- и телеаппаратура, бытовая техника, фотоаппараты, предметы искусства, некоторые особо ценные предметы одежды, модельная одежда, меха и т.п.

7. Грузы на борту

Под погрузкой на борт понимают все виды размещения грузов, за исключением закрытых со всех сторон помещений судна.

Размещенные на борту грузы подвержены совершенно иным рисковым обстоятельствам, нежели грузы, размещенные в трюме. Они в повышенной степени подвержены морским рискам, атмосферным воздействиям и, если судно в опасности, возможности выброса за борт.

Если погрузка на борт осуществляется с согласия страхователя, то страховая защита ограничивается лишь покрытием рисков кораблекрушения. Расширение страховой защиты оговаривается в отдельных случаях за дополнительную премию.

Если страхователь не согласен с погрузкой на борт, то страховая защита предоставляется в том же объеме, как и при погрузке в трюм. Страхователь, однако, обязан проинформировать страховщика о погрузке товара на палубу, если он располагает такими сведениями.

8. Грузы, ожидающие отправки, и возвращаемые грузы

Речь идет о товарах, которые находятся в ожидании дальнейшей транспортировки или возвращаются обратно. Для этих товаров в случае возникновения ущерба, особенно при скрытых формах (когда ущерб обнаружен уже после окончания транспортировки), возможно появление сложностей доказательства факта и размеров ущерба, так как необходимо выяснить, на каком этапе всего процесса перевозки возник ущерб.

По этой причине страховщики, как правило, предоставляют страховую защиту для грузов, ожидающих отправки и возвращаемых обратно, лишь в рамках покрытия рисков кораблекрушения. Однако если страховщику уже перед отправкой груза известно, что речь идет о товарах, ожидающих отправки или возвращаемых обратно, т.е. возникновение ущерба возможно только на страхуемом рейсе, то страховщик несет ответственность согласно условиям договора.

В соответствии с положениями для действующих договоров страхования в генеральном полисе грузы, ожидающие отправки и возвращаемые обратно, страхуются на тех же условиях, что и прочие грузы. В случае возникновения ущерба страхователь должен доказать, что ущерб возник во время застрахованной части перевозки.

9. Поврежденные грузы

Поврежденные грузы и грузы с поврежденной упаковкой могут с большой вероятностью получить в процессе транспортировки дальнейшие повреждения. Поэтому страховщик возмещает ущерб, возникший в процессе транспортировки, при условии, если повреждения груза, имевшие место в начале перевозки, не оказали влияния на ущерб, возникший во время транспортировки.

10. Особо опасные грузы

Особенность перевозки опасных грузов состоит в том, что они, в соответствии с предписаниями национального и международного права, в большинстве случаев должны перевозиться на палубе судна.

Если в договоре не предусмотрено иное, страховая защита осуществляется в объеме покрытия рисков кораблекрушения.