Аральское море когда-то было четвертым по величине внутренним озером в мире. Сегодня это воплощение экологической халатности.
Более 60 миллионов человек в шести странах - Афганистане, Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане, Таджикистане и Туркменистане используют воду из рек, ведущих к Аралу. За десятилетия, прошедшие с момента распада Советского Союза, трансграничная конкуренция за воду в сочетании с быстрым ускорением изменения климата усугубили плохую ситуацию.
Две реки, которые питают бассейн, Амударья и Сырдарья, несут в Арал около 10% воды, от того количества которое было до того, как были введены в действие советские промышленные 1960-х годов. Новая амбициозная книга с участием 57 авторов описывает ущерб.
Исследователи пишут, что «около 43 квадратных километров «морского дна обнажилось и превратилось в обширную пустыню», что изменило местный климат и усилило опустынивание в регионе». Остальные воды покрывают только 17% первоначальной площади моря.
В книге предлагаются решения, от возвращения мониторинга погоды и воды, который фактически был приостановлен в 1990-х годах, до новых правовых соглашений, которые связывают шесть стран Центральной Азии с устойчивым управлением водными ресурсами.
В настоящее время бассейн представляет собой улей конкуренции между отраслями и странами, которые нуждаются в воде для разных целей и в разное время. Кыргызстан и Узбекистан, однако, сотрудничают и помогают управлять сезонными водными ресурсами. Кыргызстан использует зимний сток для выработки электроэнергии. Вниз по течению, Узбекистан использует ту же воду для орошения летом.
Институт мировых ресурсов недавно сообщил, что доступ к воде для сотен миллионов людей в настоящее время находится под угрозой.
К примеру, вдоль реки Колорадо изменение климата вызывает засушливость - переход от циклической засухи к постоянному снижению уровня воды и угрожает благополучию 40 миллионов американцев. В Калифорнии потребность в гидроэнергетике оставляет фермеров зависимыми от ограниченных подземных вод. (Исследование, опубликованное в журнале Nature Communications, предполагает, что солнечная и ветровая энергия могут взять на себя часть нагрузки от гидроэнергетики, освобождая поверхностные воды для сельского хозяйства.)
Проблемы, связанные с восстановлением и защитой ресурсов Арала, являются существенными. В то время как вовлеченные страны различаются по уровню своего развития, общая потеря опыта и технологий в течение последних двух или трех десятилетий потребует создания специальных институтов, прежде чем проблемы могут начать решаться.
Все же были некоторые многообещающие события. В 2018 году в Узбекистане было создано новое министерство по управлению водными ресурсами, а Таджикистан реструктурирует методы контроля за водопользованием. Плотина в северной части моря, построенная в 2005 году, помогает предотвратить дальнейшее высыхание. В этой части Арала за последние восемь лет уровень воды стабилизировался, что делает его безопасным для реинтродукции 11 видов рыб.
Однако ситуация в остальной части моря «менее обнадеживающая», пишут исследователи.
Подготовлено порталом Allinsurance.kz