08
Пт, нояб

Аргументы РСА против перехода на прикреплении полиса ОСАГО к водителю не убедительны

Законопроект ЛДПР о прикреплении полиса ОСАГО к водителю (при сохранении возможности оформить полис, привязанный к автомобилю) может привести к ценовой несправедливости и социальному неравенству, утверждает исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

Как ранее сообщал портал Allinsurance.kz, в Госдуму РФ 24 декабря внесен проект изменения закона об ОСАГО, по которому полис предлагается прикрепляеть к водителю и, чтобы действовал он в отношении любого однотипного транспортного средства, находящегося у него во владении. Видимо депутаты от ЛДТП, в том числе изучили опыт казахстанского ОСАГО, который показывает эффективность функционирования системы обязательного страхования ответственности автовладельца.

Однако Российский союз автостраховщиков (РСА) считает эти предложения неоднозначными. «Оформлять ОСАГО на водителя будет выгодно владельцам нескольких машин - они будут покупать не три полиса, как сейчас, а один. А если у людей одна машина на семью, и водят ее три члена семьи – их затраты, наоборот, увеличатся: им придется покупать не один полис, а три», – отметил исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев. Об этом сообщается в пресс-релизе информационного проекта «ОСАГО: общественная экспертиза».

При этом в большинстве регионов России, если не считать Москвы, соотношение водителей и автомобилей именно такое – примерно 400 автомобилей на 1000 водителей, то есть в среднем одна машина на трех человек, у которых есть водительские права, привел данные Уфимцев. «Когда тариф ОСАГО станет более индивидуальным, будет больше зависеть от характера вождения каждого водителя и у страховщиков будет больше возможностей оценивать манеру езды с помощью тарифа – тогда к этой теме можно будет вернуться. Сейчас, чтобы продавать полис на каждого водителя, не хватает ни статистической базы, ни возможностей по тарифной оценке рисков. Кстати, во всем мире обязательное страхование привязано именно к автомобилю», – рассказал Евгений Уфимцев.

Наличие одновременно двух систем, как предлагают депутаты, не позволит эффективно контролировать наличие полиса ОСАГО, указал исполнительный директор РСА. «РСА совместно с ГИБДД и властями Москвы уже несколько лет прорабатывает систему контроля за наличием полиса ОСАГО с помощью дорожных камер, после пилота в Москве опыт планируется распространить на другие регионы. Эта система работает только в привязке к автомобилю – она проверяет наличие ОСАГО по госномеру и другим признакам транспортного средства. В случае наличия двух видов полисов ОСАГО эта система работать не будет – невозможно будет выписать штраф на автомобиль без ОСАГО, так как существует вероятность того, что им управляет человек, оформивший полис «на водителя». Но и проверить наличие такого полиса у самого водителя камера не сможет – таким образом, автоматический контроль будет бессмысленным», - объяснил Евгений Уфимцев.

Но, аргументы РСА в отношении параллельного использования двух принципов оформления полисов ОСАГО спаведливы только при существующей в РФ системе учета в системе ОСАГО. К примеру в Республике Казахстан оформление полиса происходит по принципу привязки страхового полиса к владельцу, а не  транспортному средству. Но при этом несколько граждан в случае управления одним и тем же  транспортным средством могут оформить коллективный договор. При этом также возможно заключение комплексного договора, когда один автовладелец заключает договор страхования на несколько транспортных средств, которыми он управляет. Весь вопрос в технической инфраструктуре и обеспечении учета.

К примеру, существующая в РК система бонус-малус, функционирование которой обеспечиваектся Единой страховой базой данных (ЕСБД) с 2008 года, позволяет вести персональную историю каждого автовладельца по уровню его аварийности и тем самым определять стоимость полиса страхования ответственности автовладельца автоматически при заключении договора страхования.

Кроме того,  система тарифообразования по ОС ГПО ВТС в Казахстане учитывает персональные параметры водителя, такие, как возраст, водительский стаж и персональная аварийность (класс по системе бонус-малус), а также характеристики транспортного средства, такие, как тип ТС и срок его эксплуатации. Стоимость  коллективного полиса определяется по одному, самому дорогому тарифу, персонально определенному для каждого водителя из группы лиц, которые заключают коллективный договор страхования.

Из приведенного примера видно, что привязка договора страхования к конкретному автовладельцу не создает проблем в определении наличия страхового договора для конкретного транспортного средства. А вот если, все-таки, учесть сам смысл страхования ОСАГО, который звучит как "страхование гражданской ответственности автовладельца", то автовладелец и его ответственность, как раз и являются объектом страхования.

Учитывая серьезную реформу, которая сейчас идет в РФ в части ОСАГО хотелось бы обратить внимание российских страховщиков на казахстанский опыт, который показывает определенные преимущества прикрепления полиса ОСАГО к автовладельцу, а реализация такого подхода - это больше вопрос технический, а не из области ценовой несправедливости и социального неравенства. 

Подготовлено порталом Allinsurance.kz по материалам www.asn-news.ru