Реформу «автогражданки» отложили, боясь обострения народного гнева, вызванного повышением пенсионного возраста. Об этом прямо заявил глава Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс. Да оно и так понятно: очередная, пятая или шестая по счету реформа ОСАГО предполагает «расширение коридора тарифов». Говоря попросту, повышение.
Глубокий кризис в отрасли вызван ценовой политикой страховщиков и аппетитами страхового лобби. Они делали все, чтобы не платить адекватные компенсации или не платить вовсе, скрывали реальные прибыли. Тем самым породили полнейшее недоверие к ОСАГО. А еще два показательных явления. Одно называется «автоюристами» или даже «автомошенниками», хотя по факту это есть лишь форма самозащиты населения от грабежа страховых компаний.
А второе явление — отказ от ОСАГО вообще. По данным самих же страховщиков, 4-5 млн автовладельцев в России игнорируют страхование, ездят без полиса, рассматривая ОСАГО лишь как налог, который необязательно платить. Выгоднее заплатить штраф 800 рублей за отсутствие ОСАГО. Кстати, отмену правила, по которому без полиса ОСАГО автомобиль нельзя было эксплуатировать, лоббировали в свое время те же страховщики...
По другим же, более объективным данным, таких «отказников» уже свыше 10 млн. Вот и сравните: только что в Администрацию Президента сдан миллион подписей граждан против повышения пенсионного возраста. А против ОСАГО уже проголосовали, причем рублем, как минимум 5-10 млн!
И вот грядет очередная реформа. Она, как и пенсионная, неизбежна. По имеющимся данным, ее планировали на лето, затем, убоявшись, перенесли на конец августа. И теперь сдвинули на конец года. А чтобы косвенно измерить отношение общества, провели слушания в Госдуме и в Совете Федерации. «Поэтому были парламентские слушания: наступим ли мы опять на грабли, не выступит ли население таким же решительным образом против реформы ОСАГО», — сказал по этому поводу Юргенс.
На пресс-конференции присутствующие умиротворенно сошлись в одном: так дальше жить нельзя. Единодушно признали: нынешняя система ОСАГО несправедлива. Добропорядочные и законопослушные водители оплачивают лихую езду маргиналов и таксистов (самая аварийная категория), а так быть не должно. Про неплатежи страховщиков тактично умолчали. И непонятно, будут ли те платить после проведения реформы. То есть по новым правилам — выдавать натурой (ремонтировать с заменой на новые детали). Ведь, как гласит официальная статистика, с переходом в нынешнем году на ремонт вместо денежных компенсаций затраты страховых компаний за полугодие сократились на 36%! Так что о себе страховщики уже позаботились. А для того, чтобы сделать хорошо всем, конечно же, надо поднять тарифы («расширить коридор») на 20%.
По словам исполнительного директора РСА Евгения Уфимцева, нынешняя реформа ОСАГО — не только изменение тарифов. Она предусматривает и пряник: с 1 января 2019-го, возможно, скорректируют систему скидок и надбавок за безаварийную езду, так называемый коэффициент бонус-малус (КБМ). Признал Уфимцев, что тариф, зависящий от мощности двигателя, по которому ныне считают ОСАГО, необоснован. Ведь чем больше мощность, тем меньше авто попадает в аварии. Эврика! Но кто мешал простую истину увидеть и учесть раньше?
По мнению лидера движения «Общество синих ведерок» Петра Шкуматова, все зло в ОСАГО идет от тех 15% водителей-маргиналов, что ездят, как хотят, а платят, как все. По его выражению, «небитый битого везет». Как и господин Уфимцев, Шкуматов — за персональное ОСАГО, зависящее от стажа и аварийности конкретного водителя... Кто бы спорил? При этом оценивать водителя надо не по камерам фотовидеофиксации (которые слишком часто врут), а по самым тяжким (судебным) нарушениям ПДД: пьянка, выезд на встречку, проезд на красный. И для таких нарушителей и злостных аварийщиков — особый тариф.
Прекрасно! Но раньше-то, все 15 лет жизни ОСАГО, где вы были? Неужто эти лежащие на поверхности идеи никому в голову не приходили? Тогда волей-неволей возникает вопрос: способны ли очередная реформа в предлагаемом исполнении и те люди, которые ее затевают, изменить ситуацию? Как-то не верится.
Михаил МОРОЗОВ, обозреватель «Труда»