Пока в Китае бурно развивается платформа-экономика — доставка, каршеринг и прочие формы гибкой занятости — государство адаптируется, расширяя систему страхования от производственных травм.
В июле 2022 года начался пилот по включению gig-работников в государственную схему компенсаций в случае травм, и сегодня он способен охватить более 12,3 млн курьеров, водителей и других участников. Согласно данным агентства «Синьхуа», пять провинций и семь платформенных компаний вошли в пилот, к ним добавились ещё 10 регионов, включая крупные бренды, такие как Didi Chuxing. К 2026 году планируется охват всех провинций и ключевых платформ по доставке и поездкам, а к 2027 г. — обслуживание даже работников других отраслей.
Общий охват—шокирующая цифра: программа уже защищает свыше 12 млн человек. По данным, ранее опубликованным Reuters и Синьхуа , всего в системе госстрахования на конец 2023 года числилось порядка 301,7 млн человек, из которых только 10,5 млн добавились за год . Таким образом, gig-работники составляют заметную долю этой категории.
До пилотного проекта доставка, такси и фрилансеры в Китае почти не имели защиты: по данным исследования, лишь 28 % опрошенных gig-работников хотели бы получать страховку, но большинство из них не могли подсоединиться к системе из-за отсутствия трудовых контрактов . До 2020 г. уровень охвата производственными травмами среди мигрантов составлял всего 30–32 %, даже при том, что количество несчастных случаев превышало 30 000 в год.
Что это означает для пере/страховщиков?
Появляется новый рынок: десятки миллионов gig-работников входят в сегмент страхования производственных травм. Для эффективной модели понадобятся продукты, основанные не на трудовом договоре, а на гибких критериях занятости, с автоматизированным андеррайтингом и цифровой легкостью взаимодействия.
Страховщики могут адаптироваться заранее — внедряя решения, которые учитывают нерегулярный рабочий график gig-работников, мобильность, и разные виды занятости. Успешные пилоты, такие как внедрение обязательной квоты по страхованию от травм и несчастных случаев в провинции Чжэцзян или коммерческая модель в Сучжоу-Уцзяне, показывают возможные локальные схемы внедрения .
Таким образом, Китай показывает перспективный путь: масштабное государственное внедрение защиты gig-работников из платформенного сектора — это не только социальный прогресс, но и возможность развития новых страховых продуктов и сотрудничества с платформами.
Подготовлено порталом Allinsurance.kz