В Казахстане утвержден трехлетний бюджет. Глава государства 30 ноября подписал Закон «О республиканском бюджете на 2019−2021 годы».
Также Нурсултаном Назарбаевым подписан Закон «О гарантированном трансферте из Нацфонда РК на 2019−2021 годы», которым установлены размеры гарантированного трансферта в бюджет Казахстана.
Ранее сообщалось о том, что мажилис согласился с поправками сенаторов и принял трехлетний бюджет Казахстана на 2019−2021 годы с новыми ценами на нефть и курс доллара. Члены верхней палаты внесли в главный финансовый документ страны 89 поправок, касающихся изменений доходной части бюджета, в связи с уточнением показателей на 2019−2023 годы и регулированием бюджета Туркестанской области и Шымкента.
Непредсказуемость в мире
В проекте бюджета заложена стоимость доллара по 370 тенге. Кроме того, был пересмотрен прогноз по стоимости нефти с 60 до 55 долларов за баррель.
Не являются ли заложенные параметры слишком оптимистичными, почему было так много поправок в бюджет и оправданно ли принятие не годичного, а трехлетнего бюджета? Об этом «Капитал.kz» поговорил с экспертами.
Глава партии КНПК, мажилисмен Айкын Конуров заметил, что особенностью разработки проекта республиканского бюджета на 2019−21 годы является рост непредсказуемости на глобальных рынках, что отражается на ключевых макроэкономических показателях Казахстана.
В таких условиях важно исходить из сбалансированных реалистичных оценок. Прогноз социально-экономического развития предусматривает увеличение темпов роста экономики при сохранении уровня инфляции в 2019 году и ее последующем снижении. Причем данное соотношение прогнозируется правительством при всех сценариях, включая пессимистичный. В мажилисе отмечали, что здесь заключена серьезная уязвимость, подчеркнул г-н Конуров.
Ставка на АПК
В основу прогноза роста ВВП заложен ряд факторов. Так, предполагается, что объемы производства в сельском хозяйстве практически удвоятся в следующем году, а далее будут подниматься еще более быстрыми темпами, вплоть до 8% в 2020 году.
Отрасль, по расчетам правительства, станет наиболее динамичной в экономике Казахстана в предстоящий пятилетний период. Эти ожидания основаны на измененной программе развития АПК.
«Безусловно, данная программа и связанные с ней инвестиции должны позитивно отразиться на развитии отрасли. Однако, учитывая структуру сельского хозяйства Казахстана, на практике его объемы определяются размером собранного урожая зерновых и уровня мировых цен на них, а из практики мы знаем, что даже массированные инвестиции в другие секторы не приносят быстрой отдачи. Поэтому заложенные темпы роста сельскохозяйственной отрасли представляются оптимистичными», — считает г-н Конуров.
По его мнению, завышенными являются и прогнозы по росту обрабатывающей промышленности, учитывая завершение программы индустриально-инновационного развития и ее недостаточную эффективность в создании конкурентоспособных производств.
Нефть определит все
Таким образом, повышение показателей роста ВВП возможно лишь при росте добычи нефти при сценарии сохранения или увеличения ее цены и при ослаблении курса национальной валюты. «Эти условия обеспечат номинальное увеличение экспорта в тенговом исчислении», — подчеркнул депутат.
Однако при подобном сценарии обесценивание тенге неминуемо отразится на росте потребительских цен. «Поэтому прогноз по инфляции с сохранением коридора 4−6% в 2019 году и последующим снижением до 3−4% представляется нереалистичным», — считает политик.
Кроме того, по его словам, прогноз не учитывает, что важнейшим фактором, определяющим сценарии развития экономики, теперь является не только цена нефти, но и геополитические риски.
Сохранится девальвационное давление?
В августе-сентябре текущего года эти риски уже реализовались в виде резкого снижения курса тенге. Поскольку экономическое противостояние в мире будет нарастать, так же как отток капиталов с развивающихся рынков, следует ожидать дальнейшего девальвационного давления, заметил депутат парламента.
«Это означает неизбежное повышение значений инфляции. В результате усиливаются риски того, что увеличение социальных расходов может быть сведено к нулю. Обращает на себя внимание крайне несбалансированная динамика расходов и доходов бюджета в трехлетнем периоде. Так, если в 2019 году доходы вырастут почти на 15%, то в 2020 и 2021 годах их темпы упадут почти вдвое», — сказал г-н Конуров.
Самые ожидаемые значения
Финансовый аналитик FXPrimus Арман Бейсембаев заметил, что заложенные в бюджет цифры по курсу доллара к тенге и стоимости нефти вполне адекватны.
В то же время эти цифры не являются чем-то вроде аксиомы, это лишь средняя цена, рассчитанная из возможной средней волатильности. «Это значит, что курс может в моменте оказаться ниже 350 или выше 400, а нефть — выше 60 или ниже 40, когда по итогу можно будет получить те самые ожидаемые значения», — сказал аналитик.
С другой стороны, по его словам, исходя из этих цифр, можно однозначно утверждать, что никакого существенного улучшения в мировой экономике правительство не ожидает, сильного роста цен не предвидится, а значит — и тренд на укрепление тенге маловероятен.
Сырье не спасет
«Для Казахстана это означает, что правительство в целом осознало, что сырьевой сектор больше не будет драйвером роста и развития экономики, то есть необходимо искать другие источники пополнения бюджета и обеспечения макроэкономической стабильности», — считает г-н Бейсембаев.
Он заметил, что была сделана ставка на «человеческий капитал» и его развитие, а также на частный сектор экономики, где происходят достаточно большие изменения: реформируются принципы отбора и выращивания кадров на госслужбе, поставлена цель модернизировать судебную и правоохранительную системы.
Основным источником доходов станут граждане
Эксперт заметил, что предприняты попытки взять «на карандаш» самозанятых с целью налогообложения, реформируются налоговая система и ставки начисления НДС, изменяются принципы взаимоотношения с предпринимателями. «Все говорит о том, что основным источником доходов бюджета страны отныне станут сами граждане, а не нефтяная рента, как было до сих пор», — подчеркнул аналитик.
Айкын Конуров считает, что отмечаются разрывы при формировании расходной части бюджета. В 2019 году она увеличится на 11%, в 2020 году — всего на 3,6%, в 2021 году — на 3,1%. «Подобная динамика не соответствует ни прогнозу социально-экономического развития, ни принципам устойчивого бюджетного планирования», — полагает политик.
По его словам, при оценке доходов республиканского бюджета отмечается, что в 2019 году основное увеличение будет достигнуто не за счет улучшения макроэкономических показателей, то есть объемов производства и цен на продукцию горнодобывающей отрасли, а за счет такого фактора, как модернизация экономики страны. «Однако непонятно, с чем связан данный фактор, и в чем конкретно его действие заключается», — заметил депутат.
Планирование расходной части бюджета, по его мнению, должно быть нацелено на решение двух принципиальных задач. Во-первых, диверсификация экономики и повышение научно-производственного потенциала. Во-вторых, повышение социальных стандартов.
Науку опять забыли
По мнению депутата, по первой задаче, учитывая технологическую модернизацию, логично было бы ожидать ежегодно нарастающего увеличения инвестиций в эту сферу. Однако по программе «Развитие науки» в 2020 году идет рост лишь на 1,6%, то есть ниже инфляции, в 2021 году — уменьшение еще на 0,3%.
Также в 2020—2021 годах уменьшаются расходы на базовое финансирование субъектов научной и научно-технической деятельности и обеспечения доступа к научно-историческим ценностям, научно-технической и научно-педагогической информации, заметил политик.
По его словам, по программе«Стимулирование продуктивных инноваций» в 2020 году предусмотрен рост всего на 1,2%. По программе «Обеспечение инновационного развития» выделяется 629 млн тенге ежегодно, при этом на стимулирование инновационной активности идет лишь 37 млн, а остальное — на услуги институтов национальной инновационной системы.
Тактика и стратегия
Арман Бейсембаев заметил, что принятие годичного бюджета до сей поры означало, что государство решало лишь тактические задачи и достигало краткосрочных целей в условиях отсутствия какой-либо стратегии. «По сути, лишь затыкали пробоины деньгами без ясного понимания о том, куда вообще движемся», — считает аналитик. А сейчас делаются попытки такую стратегию построить, хотя бы на ближайшие три года, поэтому данный подход вполне оправдан.
«Надо сказать, что настоящее стратегическое видение предполагает планирование минимум на пять лет и больше», — отметил г-н Бейсембаев.
Вот — новый разворот
Эксперт подчеркнул, что в этом году был сделан достаточно серьезный разворот в социальной политике. К примеру, в 10 раз были снижены обязательные социальные отчисления для лиц с заработной платой ниже 25 МРП. Поставлены цели по повышению доходов госслужащих и работников бюджетной сферы, пенсионеров.
«Это выглядит вполне достойно, особенно на фоне противоположного российского тренда, где социальная политика активно сворачивается без видимых на то особых причин: профицитный бюджет идет не на повышение благосостояния граждан, а на „откладывание в кубышку« и заморозку всего и вся без индексации на инфляцию», — заключил аналитик.