Едва аграрии Казахстана закончили один сезон, как пора готовиться к следующему.
Пришла зима, а значит, самое время делать главное - искать деньги на подготовку техники и финансирование весенних полевых работ. В один голос крестьяне говорят, что делать это в нынешней ситуации неимоверно сложно. И отмечают, что сезон-2019 обещает стать наиболее тяжёлым за все предыдущие годы. Ведь денег в отрасли всё меньше, и доступных источников кредитования практически не осталось.
О том, что банки второго уровня не хотят идти в аграрный сектор Казахстана, знают все. На одном из осенних совещаний вице-премьер - министр сельского хозяйства РК Умирзак Шукеев назвал обеспечение доступа крестьян к финансированию одной из важнейших задач аграрного ведомства. Но признал, что банки не спешат в отрасль. Есть на то масса причин. Одна из них в том, что фактическое банкротство крупнейших агроходингов страны влетело банкирам в копеечку - они потеряли огромные средства в этой «чёрной дыре». И опять «заманить» их в агросектор - задача не из лёгких. Предстоит создать понятный и прозрачный механизм обеспечения и гарантирования вложений, в том числе, с использованием принципиально новой системы страхования в сельском хозяйстве, а также агарных расписок.
Но это - долгосрочная задача, отмечает издание «КазахЗерно.kz». Крестьяне же ждать не могут, им деньги нужны уже сегодня, чтобы завтра было, на что купить горючее (постоянно растущее в цене), запчасти (дорожающие из-за обвала курса нацвалюты), удобрения, семена и всё остальное. Про обновление парка техники, в основной массе давно уже исчерпавшей свой ресурс, никто и не заикается.
Да, МСХ РК делает то, что в его силах. Так, Умирзак Шукеев на октябрьском агрофоруме в Астане сообщил, что господдержка отрасли будет увеличена в два раза, до 600 млрд тенге. То есть, если ранее ежегодно выделялось 240 млрд тенге субсидий из госбюджета, плюс 60 млрд на кредитование полевых работ, сейчас дополнительно на реализацию задач Госпрограммы развития АПК РК 2017 - 2021 годов будет выделяться не менее 100 млрд тенге ежегодно, плюс еще 200 млрд тенге на льготное кредитование приоритетных проектов.
Однако, эти деньги для крупных проектов, а не для решения текущих задач рядовых аграриев. Им нужны банковские кредиты, а они всё менее доступны. Банки также преимущественно кредитуют крупные устойчивые хозяйства для пополнения оборотных средств. При этом доля сельского хозяйства в структуре банковского кредитования неуклонно сокращается. Так, по данным Нацбанка РК, если в 2012 году она составляла 6,2 %, в 2017 году - 1,6 %. Статистика красноречива: в 2017 году сумма кредитов, выданных субъектам АПК, составила 664 млрд тенге, что на 23 % меньше, чем в 2013 году.
Дополнительным ударом по кредитованию аграрного сектора наверняка станет ситуация в «Цеснабанке». Напомним, что осенью стало известно о планах властей выкупить у этого финансового института по балансовой стоимости часть кредитного портфеля объемом 450 млрд тенге (около $1,3 млрд), включающего кредиты аграрному сектору.
Председатель Национального банка Данияр Акишев в ходе пресс-конференции в Алматы в сентябре 2018 года так прокомментировал ситуацию:
- В последнее время «Цеснабанк» столкнулся с незапланированным оттоком средств со счетов населения и предприятий. Нацбанком в этих условиях, а также с учетом вступления в силу новых коэффициентов по ликвидности в рамках Базель 3 была оказана поддержка банку в виде займа в размере 150 млрд тенге на рыночных условиях.
Он также рассказал, что параллельно «Цеснабанк» проводит сделку по продаже значительной части портфеля сельскохозяйственных кредитов на сумму 450 млрд тенге Фонду проблемных кредитов.
Вскоре после этого Агентство S&P Global Ratings подтвердило долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги «Цеснабанка» на уровне «В/В» с прогнозом «негативный».
«В первые восемь месяцев 2018 года объем денежных средств и межбанковских размещений в «Цеснабанке» значительно сократился. В августе банк получил экстраординарную поддержку со стороны Нацбанка в форме фондирования для предотвращения дальнейшего сжатия ликвидности. В сентябре банк вновь столкнулся с оттоком депозитов, который составил более 10% совокупных депозитов», - прокомментировало своё решение Агентство.
Аналитики S&P посчитали, что банку потребуется время для восстановления доверия клиентов и решения проблем с качеством активов по оставшейся части кредитного портфеля.
А между тем, время - это то, что нет у крестьян. Тем более что на фоне всего случившегося банку наверняка потребуется корректировать бизнес-модель для большей устойчивости. А значит, сокращать финансирование сельского хозяйства, которое считается высокорисковой отраслью казахстанской экономики.
При этом, «Цеснабанк» традиционно занимал доминирующие позиции в кредитовании аграрной отрасли Казахстан. Например, доля его участия в Программе «Агробизнес 2020» - свыше 65%. Также и ежегодное кредитование полевых работ было одним из его приоритетов.
Смогут ли другие банки компенсировать эту роль? Вряд ли, по вышеозвученным причинам. И аграрии отмечают, что уже столкнулись со сложностями в поиске финансирования на следующий сезон - банкиры либо отказывают в деньгах, либо предлагают копейки.
Сейчас еще крестьяне продают зерно прошлого урожая и расплачиваются по текущим долгам. Но как только закрома опустеют, они останутся с пустыми карманами посреди своих пустых полей. И ждать помощи, похоже, неоткуда…
Сергей Буянов
Газета «КазахЗерно.kz»