24
Вс, нояб

Исследование: в теневом обороте вращаются 70% из 15 трлн тенге

Как стало известно «Капитал.kz», подведены итоги первого масштабного исследования цифровизации рынка МСБ.

Это продукт сотрудничества НПП «Атамекен», Палаты налоговых консультантов РК, Форума предпринимателей Казахстана и Center for strategic initiatives.

 Неоднократно обращаясь к этой теме, мы замечали отсутствие обоснованной экспертной оценки. Следовательно, не было возможности предложить какой-то внятный рецепт излечения болезненного пристрастия мелкой торговли и сферы услуг к оперированию наличными.

При этом субъективная оценка ситуации давала понять, что переход мелкорозничных магазинов, к примеру, позволяет им сделать бизнес более рентабельным. То есть прямолинейная характеристика владельцев субъектов мелкой торговли как злонамеренных неплательщиков налогов не имеет под собой никакого смысла.

Наши догадки во многом подтвердили выводы проведенного исследования. Редакция «Капитал.kz» располагает итоговым документом программы.

Как проводилось исследование

Исследование проводилось с февраля по август текущего года. Его основой стало тщательное изучение работы более чем 10 тыс. предпринимателей Алматы и Алматинской области. Проведены макроэкономический анализ, изучение текущей системы налогообложения, исследование развития безналичных платежей и причин развития теневой экономики, а также международного опыта, накопленного в этой сфере.

Как выяснилось, всего 7% магазинов имеют POS-терминалы, 35% оборудованы KKM. Только в 7% случаев контрольных покупок «тайным покупателям» были выданы чеки (всего ими исследованы 600 магазинов). 14% магазинов автоматизировали процессы управления.

Также исследован и обобщен опыт 50 магазинов, автоматизировавших свою работу. Итоги показывают, что цифровизация процесса приводит к росту оборотов на 30%, списания уменьшаются на 221%, расходы сокращаются на 20%. В целом это приводит к увеличению прибыли на 20% в течение трех месяцев.

Проникновение безналичной формы оплаты чрезвычайно мало

Авторы исследования оценивают объем всей розничной торговли в 2017 году в 15 трлн тенге, при этом более 70% из них остаются в тени. Комитет по статистике называет сумму в 8,8 трлн тенге, из которых 4 трлн тенге составлял формальный оборот по данным комитета госдоходов.

Исследование констатирует, что текущий уровень проникновения безнала в сферы потребительских расчетов в реальной экономике не выше 7%. При этом 69% объема и 75% количества безналичных платежей приходится на Астану и Алматы.

Казахстанцы предпочитают обналичивать деньги в банкоматах, хотя есть тенденция к сворачиванию этого процесса. Например, если в 2017 году объем платежей/переводов с использованием карточек был в 3 раза меньше объема снятия наличности в банкоматах, то в августе 2018 года зафиксирована разница в 2 раза.

Исследование констатирует неразвитость в розничной торговле и услугах удобных для населения альтернативных форм оплаты с помощью мобильных телефонов, электронных кошельков. Неприемлемой для малой торговли остается стоимость безналичных платежей: 2−3%.

Что будет, если сократить теневой рынок до минимума

Исследование показывает, что ни один государственный орган не располагает исчерпывающей информацией об этом сегменте экономики. Данные различных департаментов разнятся как в количестве магазинов разной величины, так и в количестве нанятых ими работников, объемах налоговых отчислений, количестве торговых площадей.

Между тем, констатирует исследование, комплексный подход к решению проблемы позволит к 2021 году увеличить налоговые поступления на 200 млрд тенге в год. К 2025 году доля безналичных платежей превысит 60% и доля теневой части в розничной торговле сократится с 75 до 20%, что обеспечит дополнительно более чем 600 млрд тенге налогов по сравнению с 2017 годом. Легализация наемных сотрудников введет в формальную экономику к 2021 году более 700 тыс. человек, а к 2025 — более 1,3 млн человек.

Почему продавцы избегают цифровизации

Исследование отвечает и на этот вопрос. Предприниматели считают, что переход на прогрессивные методы работы влечет для них неоправданное отвлечение денежных средств на приобретение ненужных, неудобных аппаратов, усложняющих привычные процессы без какой-либо пользы для продавца. В случае же вынужденного приобретения торгового оборудования, им пользуются мало и лишь тогда, когда поступает формальное требование от контролирующего чиновника.

В торговой среде также мало кому известно, что государством предусмотрены вычеты начисленных налогов на сумму стоимости системы автоматизации до 120 000 тенге. В сельских районах магазинам предоставляется государственная субсидия на сумму стоимости системы автоматизации. При этом на рынке можно приобрести системы автоматизации стоимостью от 50 тыс. до 180 тыс. тенге. Существует возможность помесячной аренды оборудования по ставкам от 2500 тенге до 15 тыс. тенге.

Как вовлечь торговлю в цифровой оборот

Надо заинтересовать переход торговли в цифровую среду серьезными налоговыми послаблениями. Далее следует развивать инфраструктуру электронных платежей, снижая стоимость пользования ею. Чтобы вовлечь в безналичные платежи население, следует продумать систему бонусов, которые накапливались бы в личном кабинете налогоплательщика и могли быть использованы для уплаты налогов на жилье и транспорт. На последней стадии возможно введение повышенных цен при расчете наличными, изъятие из обращения купюр некоторых номиналов (например, 500 и 1000 тенге), ограничение проведения расчетов наличными по определенным расходам.

В итоговой части исследования также говорится, что необходима модернизация центральных и местных исполнительных органов. Им следует усовершенствовать аналитическую работу на основе достоверных статистических данных, для чего требуется автоматизировать процессы получения данных.